Тетёркам на смех

Владимир Калабухов
                ОКНО В ПРИРОДУ               

     Есть такое наречие – «курам на смех». Значит, нелогично, глупо; нелепо, несуразно; смешно, в конце-то концов. Так расшифровывает это понятие всезнающая википедия всемирной паутины. На днях над моими хилыми грибными трофеями вдоволь насмеялась лесная курица – тетёрочка.
 
     Грибной сезон бывает не только в осенние месяцы. Он тянется в наших краях с конца апреля до середины ноября, от последних утренников до первых морозов. Но летом всегда есть перерыв, он обычно превращается в сезон сбора ягод и трав.

     Чумазыми ягодами июль особо не радовал. Ещё не оклемались подмёрзшие в 2010 году черничники. Правда, если хорошо поискать, можно наткнуться на кустики-двухлетки, полные сочных спелых ягод. Вот их-то мы и видим на рынках. Голубика, которая, в общем-то, не боится морозов и растёт вместе с морошкой даже на Таймыре, тоже оказалась этим летом почти без ягод. Пришлось податься всё-таки на грибную разведку, благо тамбовские заготовители постоянно привозят на продажу лисички.

     Покров. Росистое, туманное утро. Ни одного грибника-попутчика – пятеро сошли с поезда во Фрязево, двое – в Казанском, кто-то дотянул до Павловского Посада. Поприветствовав, как и всегда, старинные дубы, что у бетонки на Дубровку, привычным маршрутом отправляюсь на поиски грибных трофеев. Тепло, а после проливных дождей даже довольно сыро. Чего бы им не расти? Первой бросилась в глаза крупная розовая сыроежка – но я опоздал, её уже облюбовали насекомые. Низина, где всегда попадались подберёзовики. Пусто. На кочках молодые кустики черники подарили сочные ягоды, и на том спасибо. «Лисичкины полянки», обжитой бивак москвича, остающегося здесь с ночёвкой, сосновые посадки по берегу другой низины. Еле удаётся дно корзины прикрыть пригоршнями лисичек, мелких сыроежек и единственной разновидностью млечников – сухариками, как мы их называем, что придают особый аромат солёным грибам. Больше месяца не был на дальней низинке, что прошлый раз порадовала девятью подосиновиками. Вот и снова они! Только взять нечего. Выросли, высохли, размокли на дождях и превратились в серые купола-холмики, которые со временем исчезнут. Не повезло.

     Июль – не время для птичьих трелей. Но вдруг неподалёку послышалось знакомое фьюить – фьюить с последующим то ли клёкотом, то ли переливчатым смехом-посвистом. Большая лесная курица – тетёрочка подлетела ко мне поближе, уселась как дятел на ствол сосёнки и снова начала надо мной насмехаться, посвистывая и курлыча. Только я стал доставать фотокамеру, как насмешница тут же сорвалась с дерева и улетела восвояси, уже издалека продолжая фьюикать и курлыкать. На полном серьёзе я воспринял этот забавный тетеревиный вояж. Уходя из низины, спугнул две стайки других лесных куриц – рябчиков. Те молча отнеслись к моему вторжению в их владения и быстро скрылись в посадках.
 
     Большое удовольствие я получил от этих встреч в лесу с пернатой братвой. Грибов же хватило только на одну жарёшку с картошкой. Зато букет полевых цветов и букетик лилового вереска стоят дома и напоминают о последнем походе. А свежие листья с веток берёзы, прижатой к земле упавшей сосной, уже уложены во все сундучки с хранящимися в них пчелиными сотами – восковая моль теперь до следующего лета их не тронет.

     Но грибам никуда не деться – вырастут, ведь дожди для них, как известно, утеха. Просто пора ещё не подошла. До новых встреч!
 
     Фото из Интернета.

     2012

     Возвращение к содержанию сборника "Грибной сезон. Рассказы": http://www.proza.ru/2014/01/08/2240.