Бородинский хлеб

Ирина Склярова
       Кто хотя бы раз вкусил  «Бородинский хлеб», тот не забудет его никогда!
       Вы подумаете, что я преувеличиваю - нисколько. Все мы ели этот хлеб, покупая его в магазине, но это вовсе не тот хлеб,
       а настоящий, и  пекут его в монастыре со времён  Маргариты Тучковой. Недаром название у него «Бородинский».
         Закваску  делают на хмелю,  а  замешивает  и выпекает  небольшие булочки удивительная человек - сестра Екатерина. Она вкладывает в этот хлеб любовь и доброту.

         Берёшь булочку в руки и вдыхаешь аромат  скошенных трав на Бородинском поле. Хлебушек тёплый, держишь его, как живой комочек, прижмёшь к груди и разговариваешь с ним. И такая от него исходит  благодать, что кажется, всё-всё он тебе расскажет о Спасо-Бодинском монастыре. Как свято чтут сёстры  память о Бородинском сражении.
         
         В стенах монастыря ежедневно совершается Божественная Литургия и служится  панихида. Поминовение убиенных воинов  является обязательным для каждой монахини.
         А ещё существует  монастырское предание, подтверждающее,  насколько правильно игуменья Мария нашла место гибели её мужа генерала Тучкова.
После смерти игуменьи Марии её преемницей  стала игуменья Сергия (Волконская). При ней был построен Владимирский собор. Храм этот посвящен Владимирской иконе Божией Матери, в день празднования  которой произошла Бородинская битва. Деньги на его постройку собирали всем миром.
Когда Матушка преставилась, то стали рыть могилу за алтарём Спасского храма  и нашли генеральскую шпагу и  эполеты.
           Предположили, что она принадлежала погибшему здесь Александру Тучкову.
Много  может рассказать Бородинский хлебушек.


           Были времена, когда святая обитель исчезла с карты  Бородинского поля. Молчали о ней путеводители по местам боевой славы, как будто и не было её никогда.  В стенах бывшего монастыря разместились школа и турбаза, храмы стояли пустые. Погасла Неугасимая Бородинская Лампада за воинов-героев.

         Шестнадцатого августа 1992 года над  священной землёй вновь зазвенели колокола, они возвестили о том, что Спасо-Бородинский монастырь возродился. Впервые за 63 года во Владимирском соборе обители была совершена Божественная  Литургия, за которой Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский, возвёл в сан игуменьи монахиню Серафиму (Исаеву),  насельницу Свято-Троицкого  Ново-Голутвина монастыря  г. Коломны. С тех пор, день за днём, в стенах обители Бородинской идёт непрерывная работа сестёр по возрождению монашеской жизни на этом святом месте.