О посте

Станислав Витюков
ОПОСТЕ                История говорит, что в 998 году католическая церковь установила разные посты, которые были обязательными и для православной церкви. Тогда ещё не было разделения. Хотя Патриархи византийский и римский сотни лет уже сорились за первенство, но ещё основательно не разделились.  Но посты не были новизной, потому, что до этого верующие практиковали их. И посты были справедливые, т. е. свободные, в большинстве, не принудительные; и полные: это означало, что тот, кто постился ни чем не подкреплял себя – «не пил и не ел» -  что либо. Папы установили посты продолжительные и в определённые дни, и  не полные. Запрещалось употреблять в пищу только мясные и молочные продукты. Остальные продукты можно кушать, включая и мясо рыбы. Почему было исключение для рыбы, неизвестно. Ведь рыба тоже живое творение. Исследователи утверждают, что это потому, что Италия окружена морями, и с давних времён занималась рыболовством. И в этом деле были заинтересованы и папы и духовенство; рабы, которых, должны были работать на этом промысле. И чтобы было больше покупателей на рыбопродукты, папы придумали такие посты; чтобы люди не имели права употреблять ни какого мяса, кроме рыбы; и, по этой причине, больше покупали рыбы; и, смену меню, назвали постом!. Факт в том, что до этого, никто в мире таких постов ни знал -  когда одну пищу можно употреблять, а другую нет. И в Евангелии читаем Кол.16: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие». «Ибо всякое творение Божие хорошо и ничего непредосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой»1Тим.4:4,5. Само же творение Божие, в любой  его части, хорошо и должно быть принимаемо с благодарением, повторяет апостол. Всё кажущееся в нашей жизни обыденным и само собой разумеющимся делается особенным, когда освящается словом Божиим и молитвою. В свете  Св. Писания христианин «видит руку Божию» за всем, что имеет в жизни, и за всё благодарит Бога в молитве.               
    «Не внимай Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть» Тит.1:14,15. Апостол напоминает своим читателям учение Господа в том, что очищение -  проблема более внутреннего, чем внешнего порядка. «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» Мр.7:15. Иисус имел, конечно, в виду нравственное, а не физическое осквернение.  Нравственно человек не может быть осквернён тем, что ест.                «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» Мар.7:15. Иисус имел, конечно, в виду нравственное, в не физическое осквернение. Нравственно не может быть осквернён человек тем, что он  ест.                Даже язычники, когда постились: ничего не ели и воды не пили: «И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретище, от большого до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, - и он встал с престола своего,.. и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, ни ходили на пастбище, и воды не пили» Ион.3:5-7.                И когда Христос учил о посте, то говорил, что нужно так поститься, чтобы никто не знал об этом, кроме Бога «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они  принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явное. Мф.6:16-18. Пост, собственно направлен на «изнурение» плотского начала в человеке. Человек должен, когда постится, являться не пред людьми, но пред Отцом Небесным, в угодном Ему виде и состоянии, и тогда об этом будет знать лишь Бог, видящий тайное, Который воздаст постящемуся явно. Иисус говорит о лицемерии, хвастовстве и тщеславии фарисеев и о том, что они уже получают награду свою от людей; в отличие от них, делающий благие дела в «тайне», перед Богом только, Богом будет и награждён.                Уважаемый читатель, давайте посмотрим, что говорит Библия о посте: Читая Слово Божие, мы встречаем много случаев, когда люди правильно постились; и на это действия Бог обращал внимание, и реагировал положительно. Об этом нам свидетельствует и история с городом Ниневией; и много других мест в Библии; это работает и в наши дни. Откроем книгу пророка Захарии 7:4-6: «И было ко мне слово Господа Саваофа: Скажи всему народу земли этой и священникам так: когда вы постились и плакали, - для Меня ли вы постились? Для Меня ли? И когда вы едите и когда пьёте, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьёте». Из речи Захарии, вдохновлённой полученным им откровением свыше, следовало, что напрасно иудеи переоценивают важность постов, установленных ими самими, предавая нравственный смысл обряду. К Богу соблюдение этих обрядов отношения не имеет. «Для Меня ли вы постились? Для Меня ли? – вопрос Бога устами Захарии, подразумевая, что нет, для себя самых. Как для себя они едят и пьют, так и воздерживаются от еды и питья, и при этом плачут для самых себя, обольщая себя, что тем угождают Богу. С этого места Священного Писания, мы видим, что соблюдение постов в наших интересах, и должны сопровождаться молитвой имея ясную цель. «Я во время болезни их.. изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро моё. Я поступал, как бы это был друг мой; я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать »Пс.34:13,14. Давид находился в посте и молитве о болезни за  других. Это образ глубокой внутренней молитвы, которая исходила из уст Давида и снова как бы «возвращалась в недро» (сердце) его (слова её как бы жили у него в сердце), имея ясную цель.                Читаем Деяние Апомтолов14:23: «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в которого уверовали». Апостолы, рукополагая служителей церквей, были в посте и молитве, имея ясную цель.                Откроем Мар.9:28-29 «И когда вошёл Иисус в дом, ученики спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?»  Изгнать беса. «И сказал им: этот род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Соблюдать пост ради достижения конкретной цели.                Ап. Лука 2:36-37 пишет: «Тут была также Анна пророчица,.. вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвой служила Богу день и ночь». Она возвещала всем ожидавшим избавление в Иерусалиме о том, что Мессия уже пришёл. Благодаря этой пророчице весть об Иисусе могла разнестись по всему городу. Дея.10:30, «Корнилий сказал: четвёртого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своём доме; и вот, стал предо мной муж в светлой одежде». По всей вероятности, Корнилий был в посте и молитве четыре дня.                Давил говорит: «Колена мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука» Пс.108:24. «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал,: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» 2Цар.12:22.                .                Пост должен быть без употребления какой-либо пищи и питья.                «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, Хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие» Их.34:28. По прошествии сорока дней, т. е. такого же отрезка времени, какое провёл он на горе Синай в первый раз, Моисей получил каменные скрижали с текстом десяти заповедей – символом завета.                Читаем Вт.9:18-19, «И, повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражав Его. И послушал меня Господь и на сей раз».                В ветхозаветные времена для людей было естественно поститься в период покаяния. Соблюдение Моисеем поста свидетельствовало о его единстве с народом и об ужасе, охватившем его при мысли о согрешении народа. Содеянное ими зло вызвало гнев Божий. Но реакция Бога на молитву Моисея была благосклонной: «и послушал меня Господь» говорит он.                Читаем Дея.9:9,10: «И три дня он не видел, и не ел, и не пил. ; он теперь молиться,». Три дня полной слепоты, поста и молитвы были для Савла временем ожидания того, что Бог обещал сообщить ему.                Но Иеремия 14:10-12, говорит: «Так говорит Господь народу этому: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает за грехи их. И сказал мне Господь: ты не молись о народе этом во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их;». Ответ Господа звучит пугающе: Он не примет молитв тех людей, которые «бродят» путями зла, не пытаясь удерживаться от его соблазнов -  похотей плоти.                .                Цель поста                В книге Зах.7:5 читаем: «-для Меня ли вы постились? Для Меня ли? – вопрошает Бог устами Захарии, подразумевая, что нет; и это всё делают люди для себя самых. И они воздерживаются от еды и питья, и при этом плачут для себя самых, это должен человек понять и иметь ясную цель, прежде, чем начать пост! Ведь, Сам Сын Божий, для победы над диаволом пребывал в посте: «Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей» Мат.4:1,2.                Примеры цели поста: 1-е, прося милости у Бога за согрешения: «И повергшись пред Господом, молился я (Моисей) , хлеба не ел и воды не пил, за грехи ваши, которыми вы согрешили. И послушал меня Господь и на сей раз» Вт.9:18,19. В ветхозаветные времена для людей было естественно поститься в период покаяния, что имеет место и в наши дни.                «И встал Ездра и пошёл от дома Божия в жилище Иоханана, и пришёл туда. Хлеба не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев» Езд.10:6. Ездра же, «плакавший о преступлении переселенцев», уединился в жилище Иоханана, чтобы поститься. (Очевидно, имя Иоханана носила одна из пристроек храма).                И ещё: «И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост,. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути  своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл» Ион, 3:5,10. Фраза дела их подразумевает пост и покаяние ниневитян. Что касается слов они обратились от злого пути своего, то, по всей вероятности, пророческая весть Ионы включала в себя ряд условий, на которых гнев Божий мог быть от Ниневии отвращён, и имело удовлетворение этих условий подразумевается тут.                2-е, прося исцеления при болезни: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо» 2Цар.12:22. И ещё: «Я во время болезни их изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро моё» Пс.34:13 – пишет Давид.                3-е, прося за духовные проблемы: «И как вошёл Иисус в дом, ученики спросили Его наедине: почему мы не могли изгнать его? (нечистый дух с человека). И сказал им: этот род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Мр.9:28,29.                4-е, поставляя тружеников на дело Божие: «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу» Дея.14:23. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложили на них руки, отпустили их» Дея.13:2,3. Руководство церкви возложили руки на Варнаву и Савла и отпустили их. Это означало, что церковь солидарна с ними в предстоящем им служении и склоняется перед Божиим решением относительно их.                И апостол Павел, говоря о своём служении, пишет: «Под ударами, в темницах,.. в постах» 2Кор.6:5.                5-е, желая получить откровения от Господа: «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие» Исх.34:28. По прошествии сорока дней, т. е. такого же отрезка времени, какое провёл на горе Синай в первый раз, Моисей получил каменные скрижали с текстом десяти заповедей – символом завета.                И читаем Дея.9:9 «И три дня он не видел, и не ел, и не пил». Три дня  полной слепоты, поста и молитвы были для Савла временем ожидания того, что Бог обещал ему открыть (ст.11). И другие нужды.                .                Подготовка и проведение к правильному результативному посту.                Читаем Исаии 58: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий закон Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь? – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжёлых трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнёт голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище? Это ли назовёшь постом и днём, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо: Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; как увидишь нагого, - одень его, и от единокровного твоего не скрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.                Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!                Когда ты удалишь из среды своей ярмо, перестанешь подымать перст и говорить оскорбительное, И отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень; И будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не изсякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты возстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем  развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почитаешь её тем, что не будешь заниматься обычными делами, угождать твоей прихоти и пустословить: тогда будешь иметь радость в Господе..».                Глава начинается призывом к неведомым глашатаям громко возвещать народу Божию о его беззакониях и грехах. Ибо все поиски Бога, все его стремления познавать пути Его и законы – лишь кажущимися. Не там они ищут Его (в неполных постах), а вся их праведность – это как бы праведность. Скрупулёзно соблюдая обряды, они недоумевают, почему Бог «не видит», как они «смиряют души» свои. Глубокий духовный смысл и цель поста был, между тем (и остаётся), в достижении верующим внутреннего и внешнего смирения своего «я»(эго). Устами Исаии Господь опровергает заблуждения людей. Он говорит, что, постясь, они продолжают исполнять свою «волю», эксплуатируя труд людей, зависящих от них, и при этом жестоко обращаясь с ними; постясь, они не прекращают ссор между собой и распрей. Всё это противоречит воле Его.                Как бы послушание их свидетельствует таким образом лишь об их лицемерии, потому и голос молитв их в процессе поста не может быть услышан на высоте. Ибо Богу нужно, чтобы пост был у иудеев тем временем, когда они сгибали бы гордые головы свои и непритворно смиряли бы свои души. Соблюдение поста так, как это угодно Богу, это и вседневное следование праведными путями угодными Ему, т. е. богопочитание и послушание истинное, в Его глазах. «Свет» символизирует благословение и «исцеление». «Правда (праведность) твоя пойдёт перед тобою»; другими словами, вы узрите перед собою то оправдание свыше, которое тщетно ищете теперь. И будете прославлены Господом (слава Господня будет сопровождать тебя). Тогда-то молитвы ваши не останутся без ответа. Но прежде нам нужно удалить из среды своей ярмо (подразумевается, что имеющим власть и богатство следует прекратить угнетать и грабить людей, беспомощных перед ними и не держать в себе обиды на других, прощая взаимно).                «Подымать перст» - жест высокомерия. Почтение субботы (Ведь Иисус Христос учит: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Мат.5:23-24.); «Подымать перст» - жест высокомерия. Почтение субботы ( в христиан это день Воскресение). Строго следуя запрещению трудиться в этот день, они, по словам Исаии, не удерживались от исполнения по субботам своих прихотей, занимались пустословием (т. е., по всей видимости, сплетнями, «перемыванием косточек» ближним). Святость субботы, которая должна выражаться в особом в этот день настрое души, в приближении к Богу (и к ближним!) сердцем, ими, таким образом нарушалась.                И ещё об одном важном моменте при проведении поста и молитвы, Ап. Павел пишет: «А о чём вы писали ко мне, то хорошо человеку не  касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая  своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал ваш сатана невоздержанием вашим»1Кор.7:1-5.    Под словом не касаться женщины апостол, вероятно, понимал – «не вступать с женщиной в интимные отношения». На время, для «упражнения в посте и молитве», Апостол говорит о воздержании от физической близости мужчины и женщины. Вот библейский взгляд на пост угодный Богу!