В августе 1856года Некрасов уехал лечиться за границу. Годы постоянных лишений подорвали его здоровье. Напряжённый и нервный труд редактора журнала, вечные стычки с цензурным ведомством, а также некоторое разочарование в друзьях поэта способствовали развитию болезни. Вернувшись из за границы в июне 1857 года, поэт поселился на даче под Петергофом. В начале сентября 1857года поэт переехал вместе с Панаевыми в дом на углу Литейной и Бассейной улиц(ныне Литейный проспект,36, угол улицы Некрасова) - в свою последнюю петербургскую квартиру, в которой прожил 20 лет.(ныне музей-квартира Некрасова).
Интересна биография дома. Дом строился в 1779-1781годах и до 1790 года принадлежал Неклюдову. Одним из первых жильцов, снявших здесь апартаменты, был Г.Р. Державин. Следующими владельцами дома стали купец Басков, потом барон Шлипенбах.Позднее дом приобрёл Норов, а от него в 1841 году перешёл к А.А.Краевскому - редактору "Отечественных записок".(после смерти Некрасова в его квартире некоторое время жил известный русский учёный,изобретатель электрической свечи П.Н.Яблочков. Это была первая квартира в петербурге, осветившаяся электричеством.В дни опытов на Литейном собирался народ - посмотреть на необыкновенный свет, льющийся из ярко освещённых окон.)
Четыре мемориальные доски, укреплённые на фасаде, напоминают, что в этом доме жили Н.А Некрасов(1857-1877), знаменитый хирург Н.И.Пирогов,Н.А.Добролюбов(1858-1859) и русский певец Н.Н.Фигнер(1895-1905).
В своей квартире Некрасов расположил редакцию"Современника", а после его закрытия -"Отечественных записок", и здесь постоянно бывали Помяловский,Решетников и многие другие.
Один из современников поэта так писал:" Я давно знаю эти комнаты,...кого только не видали они, кто не перебывал в них!...Эти исторические комнаты - комнаты Некрасова.По понедельникам, в полуденные часы, в них господствовал строгий стиль.Возвращались и принимались статьи, давались и выслушивались обьяснения по делам редакции...В другие дни и часы здесь шла откровенная вольная беседа...Сколько споров слышали эти комнаты, скольких благодарностей и упрёков, дружеских приветствий и резких угроз, сближений и расхождений были они свидетелями!..."
В многочисленных воспоминаниях обрисован облик жилища поэта:" Обстановка квартиры была самой обыкновенной...-вспоминал А.А Плещеев.- Приходя к Некрасову, не чувствовалось, что приходишь в гости,напротив, чувствовалось, как будто у себя дома. Простота была здесь самая привлекательная". Чучело медведицы, убитой поэтом на охоте, встречало посетителей в прихожей.Раздевшись в соседней гардеробной, они проходили в просторную приёмную. Рядом с приёмной - кабинет редакции. В большой зале , который был одновременно и столовой,обычно собирались литераторы - читали свои произведения.Единственной личной комнатой Некрасова в квартире была его спальня. В этой комнате прошли последние дни жизни поэта. Здесь художник И.Н.Крамской писал его предсмертный портрет.
Одним из первых написано стихотворение"Размышление у парадного подьезда"(1858).
Интересна история создания этого стихотворения. Напротив дома, где жил Некрасов, сохранилось здание министерства государственных имуществ, выстроенное по проекту архитектора Боссе(ныне Литейный,37). В 1857 году дом этот был куплен в казну. В огромной казённой квартире поселился один из царских министров М..Н.Муравьёв, сменивший П.Д.Кисилёва, бывшего министром государственных имуществ с 1837 по 1856год. За богатой и праздной жизнью Некрасов мог наблюдать из окон своей квартиры.
" Я встала рано,- вспоминала А.Я Панаева,- и,подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подьезда в доме, где жил министр государственных имуществ.Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их;они укрылись за выступом подьезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене.Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошёл от окна и улёгся опять на диване. Часа через два он прочёл мне стихотворение"У парадного подьезда".
Некрасов был поэтом демократического Петербурга.Это новое качество таило в себе и известный элемент полемики Некрасова с тем изображением Петербурга, которое дано у Пушкина во вступлении к поэме"Медный всадник". Поэма "Несчастные" была опубликована в "Современнике" под названием"Эпилог ненаписанной поэмы":
..............Воображенье
К столице юношу манит,
Там слава,там простор,движенье,
И вот он в ней! Идёт,глядит -
Как чудно город изукрашен!
Шпили его церквей и башен
Уходят в небо: пышны в нём
Театры,улицы,жилища
Счастливцев мира - и кругом
Необразимые кладбища...
О город, город роковой!
С певцом твоих громад красивых,
Твоей ограды вековой,
Твоих солдат, коней ретивых
И всей потехи боевой,
Пленённый лирой сладкострунной,
Не спорю я :прекрасен ты
В безмолвьи полночи безлунной,
В движеньи гордой суеты!"
И если внимание Пушкина привлекают "И блеск, и шум, и говор балов", то Некрасов декларирует:
....Не в залах бальных,
Где торжествует суета,
В приютах нищеты печальных
Блуждает грустная мечта.
Ещё в фельетоне"Преферанс и солнце" он мастерски рисует "слякоть,холод, грязь и тот венегрет, который с особенным искусством приготовляется в Петербурге из дождя и снега, тумана, крупы,изморози и других материалов,совершенно необьяснимых уму смертного".
Скрытую полемику с Пушкиным Некрасов продолжает и в сатире "О погоде"(1858) Если в романе "Евгений Онегин" Пушкин рисует светлую картину пробуждающегося Петербурга:"Проснулся утра шум приятный...", то совсем иначе изображает петербургское утро Некрасов:
В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают, ни свет ни заря.
Свой ужасный концерт,припевая,
Токари,резчики,слесаря...
Но не нужно думать, что поэт не замечал красоты Петербурга:
...........прекрасен ты
В безмолвьи полночи безлунной...
Некрасов считал Петербург центром науки и искусства:..."в Петербурге бедна и сурова природа, зато жителям его открыто всё, что есть в искусстве прекрасного и обаятельного... Где,например,кроме Петербурга можете вы по целым часам застаиваться перед "Последним днём Помпеи" Брюллова? Где увидите вы эти сокровища"Эрмитажной галереи..."(Из писем Некрасова. т 5).
Петербург был для Некрасова"ареной деятельной силы, пытливой мысли и труда".
Некрасов прославил подвиг декабристов и их мужественных жён, отправившихся вслед за своими мужьями в Сибирь в поэме "Русские женщины".
Дом на набережной Красного Флота №4 сохранился.Когда-то принадлежавший графу Лавалю:
Богатство, блеск! Высокий дом
На берегу Невы,
Обита лестница ковром,
Перед подьездом львы...
Отсюда дочь графа - княгиня Трубецкая уезжала в Сибирь...Сюда приходили героини поэмы"русские женщины" для свидания с мужьями.
Некрасов был обыкновенным человеком со всеми недостатками. Вот как сказал о Некрасове известный юрист и писатель Ф.Кони:"Не прегрешения важны, а то,был ли он способен в них покаяться". Конечно же, Некрасов не был"ангелом во плоти". Он,по словам современников,"и взятки давал, и по трактирам таскался, и шлюхами не брезговал. А шампанским упивался иной раз до того, что терял всякую вменяемость и дар речи . Спал до полудня , обедал в постели,бросал тысячи на свои прихоти, выписывал из-за границы серебряные ружья и охотничьих собак. На совести Некрасова были и другие грехи, которые, как ни старался он их замолить,не давали ему покоя до самой смерти. Да, увёл жену у своего друга Панаева. Да, не был примерным мужем_ и обманывал, и изменял. Да, пел дифирамбы душителям и вешателям России.. Да,был ленив и не в меру сластолюбив... Почему же мы его так легко прощаем?". А.П.Чехов писал о Некрасове:" Коли говорить об ошибках, то почему-то ни одному русскому поэту я так охотно не прощаю ошибок, как ему". Просто удивительно,что Некрасов"скупой до отвращения" в молодости, в зрелые годы превратиться в настоящего мецената.На некрасовские деньги будет построена школа для бедных крестьян. Даже жалованье учителям будет платить сам Некрасов.
Ещё один парадокс Некрасова: один из самых мягких и ранимых людей своего времени, он был по выражению Тургенева,"настоящим головорезом карточного стола". "У картишек нет братишек",-говорил Некрасов, обыгрывая своих друзей и незнакомых людей. Неслыханный случай! Поэт никогда не проигрывал в карты! Есть суеверие во время игры : если дать взаймы перед игрой - неминуемо проиграешь. С этой приметой связан один печальный случай из жизни Н.А.Некрасова. В "Современнике" сотрудничал один молодой человек,Пиотровский ,который постоянно брал вперёд деньги у Некрасова. К несчастью, случилось однажды , что утром Пиотровский выпросил у Некрасова денег, а вечером тот проиграл крупную сумму. Не прошло недели, как Пиотровский прислал Некрасову с письмом какую-то женщину, снова прося денег и угрожая, что если Некрасов откажет в трёхстах рублях, то ему придётся пустить себе пулю в лоб. Некрасов не дал. На следующий день пришёл Чернышевский и сообщил, что Пиотровский застрелился. Некрасов, по свидетельству А.Я.Панаевой, страшно изменясь в лице , вскочил со своего места и ушёл в кабинет. Он дал Чернышевскому денег, прося распорядиться похоронами несчастного молодого человека и уплатой всех его долгов. Этот случай надолго отлучил Некрасова от игры. Благодаря своей уникальной памяти он наизусть помнил 40 тысяч стихотворений.
Из воспоминаний друга Р.Антропова:" Большой зал дворянского собрания был битком набит. С благотворительной целью давался вечер при участии известных писателей. Появление каждого из них восторженно приветствовалось публикой. И только когда на эстраду вышел Николай Алексеевич Некрасов. его встретило гробовое молчание. Возмутительная клевета,обвившаяся вокруг его имени, очевидно, делало своё дело. И раздался слегка вздрагивающий и хриплый голос поэта"мести и печали".
Что ты, сердце моё, расходилося?...
Постыдись! Уж про нас не впервой
Снежным комом прошла - прокатилася
Клевета по Руси по родной.
Не тужи! пусть растёт, прибавляется,
Не тужи!Как умрём,
Кто-нибудь и о нас проболтается
Добрым словцом".
Что произошло вслед за чтением этого стихотворения, говорят, не поддаётся никакому описанию. Вся публика, как один человек, встала и начала бешенно апплодировать. Но Некрасов ни разу не вышел на эти поздние овации легковерной толпы".
"Нет серой жизни и серой природы, а есть серые люди,-говорил Некрасов. Не следует забывать, что именно Некрасов своим вниманием и материальной поддержкой вывел в люди чуть ли не всю русскую литературу второй половины 19 века. Это он открыл и подарил нам звёзд мировой величины - Толстого,Достоевского,Гончарова,Островского.
В стихотворении"Угомонись,моя муза...", уже неизлечимо больной Некрасов поразительно точно предскажет свою посмертную судьбу:
Много я знаю,найдётся радетелей,
Все обо мне прокричат,
Жаль только,мало таких благодетелей,
Что погрустят да смолчат.
Много истратят задора горячего
Все над могилой моей.
Родина милая,сына лежачего
Благослови, а не бей!".