Иди в огонь за честь отчизны... ч. 3

Людмила Криворуцкая
 В августе 1856года Некрасов уехал лечиться за границу. Годы постоянных лишений подорвали его здоровье. Напряжённый и нервный труд редактора журнала, вечные стычки с цензурным ведомством, а также некоторое разочарование в друзьях поэта способствовали развитию болезни. Вернувшись из за границы в июне 1857 года, поэт поселился на даче под Петергофом. В начале сентября 1857года поэт переехал вместе с Панаевыми в дом на углу Литейной и Бассейной улиц(ныне Литейный проспект,36, угол улицы Некрасова) - в свою последнюю петербургскую квартиру, в которой прожил 20 лет.(ныне музей-квартира Некрасова).
 Интересна биография дома. Дом строился в 1779-1781годах и до 1790 года принадлежал Неклюдову. Одним из первых жильцов, снявших здесь апартаменты, был Г.Р. Державин. Следующими владельцами дома стали купец Басков, потом барон Шлипенбах.Позднее дом приобрёл Норов, а от него в 1841 году перешёл к А.А.Краевскому - редактору "Отечественных записок".(после смерти Некрасова в его квартире некоторое время жил известный русский учёный,изобретатель электрической свечи П.Н.Яблочков. Это была первая квартира в петербурге, осветившаяся электричеством.В дни опытов на Литейном собирался народ - посмотреть на необыкновенный свет, льющийся из ярко освещённых окон.)
 Четыре мемориальные доски, укреплённые на фасаде, напоминают, что в этом доме жили Н.А Некрасов(1857-1877), знаменитый хирург Н.И.Пирогов,Н.А.Добролюбов(1858-1859) и русский певец Н.Н.Фигнер(1895-1905).
В своей квартире Некрасов расположил редакцию"Современника", а после его закрытия -"Отечественных записок", и здесь постоянно бывали Помяловский,Решетников и многие другие.
Один из современников поэта так писал:" Я давно знаю эти комнаты,...кого только не видали они, кто не перебывал в них!...Эти исторические комнаты - комнаты Некрасова.По понедельникам, в полуденные часы, в них господствовал строгий стиль.Возвращались и принимались статьи, давались и выслушивались обьяснения по делам редакции...В другие дни и часы здесь шла откровенная вольная беседа...Сколько споров слышали эти комнаты, скольких благодарностей и упрёков, дружеских приветствий и резких угроз, сближений и расхождений были они свидетелями!..."
 В многочисленных воспоминаниях обрисован облик жилища поэта:" Обстановка квартиры была самой обыкновенной...-вспоминал А.А Плещеев.- Приходя к Некрасову, не чувствовалось, что приходишь в гости,напротив, чувствовалось, как будто у себя дома. Простота была здесь самая привлекательная".  Чучело медведицы, убитой поэтом на охоте, встречало посетителей в прихожей.Раздевшись в соседней гардеробной, они проходили в просторную приёмную. Рядом с приёмной - кабинет редакции. В большой зале , который был одновременно и столовой,обычно собирались литераторы - читали свои произведения.Единственной личной комнатой Некрасова в квартире была его спальня. В этой комнате прошли последние дни жизни поэта. Здесь художник И.Н.Крамской писал его предсмертный портрет.
Одним из первых написано стихотворение"Размышление у парадного подьезда"(1858).
 Интересна история создания этого стихотворения. Напротив дома, где жил Некрасов, сохранилось здание министерства государственных имуществ, выстроенное по проекту архитектора Боссе(ныне Литейный,37). В 1857 году дом этот был куплен в казну. В огромной казённой квартире поселился один из царских министров М..Н.Муравьёв, сменивший П.Д.Кисилёва, бывшего министром государственных имуществ с 1837 по 1856год. За богатой и праздной жизнью Некрасов мог наблюдать из окон своей квартиры.
 " Я встала рано,- вспоминала А.Я Панаева,- и,подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подьезда в доме, где жил министр государственных имуществ.Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их;они укрылись за выступом подьезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене.Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошёл от окна и улёгся опять на диване. Часа через два он прочёл мне стихотворение"У парадного подьезда".
 Некрасов был поэтом демократического Петербурга.Это новое качество таило в себе и известный элемент полемики Некрасова с тем изображением Петербурга, которое дано у Пушкина во вступлении к поэме"Медный всадник". Поэма "Несчастные" была опубликована в "Современнике" под названием"Эпилог ненаписанной поэмы":
            ..............Воображенье
           К столице юношу манит,
           Там слава,там простор,движенье,
           И вот он в ней! Идёт,глядит -
           Как чудно город изукрашен!
           Шпили его церквей и башен
           Уходят в небо: пышны в нём
           Театры,улицы,жилища
           Счастливцев мира - и кругом
           Необразимые кладбища...

           О город, город роковой!
           С певцом твоих громад красивых,
           Твоей ограды вековой,
           Твоих солдат, коней ретивых
           И всей потехи боевой,
           Пленённый лирой сладкострунной,
           Не спорю я :прекрасен ты
           В безмолвьи полночи безлунной,
           В движеньи гордой суеты!"
 И если внимание Пушкина привлекают "И блеск, и шум, и говор балов", то Некрасов декларирует:
           ....Не в залах бальных,
           Где торжествует суета,
           В приютах нищеты печальных
           Блуждает грустная мечта.
  Ещё в фельетоне"Преферанс и солнце" он мастерски рисует "слякоть,холод, грязь и тот венегрет, который с особенным искусством приготовляется в Петербурге из дождя и снега, тумана, крупы,изморози и других материалов,совершенно необьяснимых уму смертного".
Скрытую полемику с Пушкиным Некрасов продолжает и в сатире "О погоде"(1858) Если в романе "Евгений Онегин" Пушкин рисует светлую картину пробуждающегося Петербурга:"Проснулся утра шум приятный...", то совсем иначе изображает петербургское утро Некрасов:
            В нашей улице жизнь трудовая:
            Начинают, ни свет ни заря.
            Свой ужасный концерт,припевая,
            Токари,резчики,слесаря...
 Но не нужно думать, что поэт не замечал красоты Петербурга:
            ...........прекрасен ты
             В безмолвьи полночи безлунной...
 Некрасов считал Петербург центром науки и искусства:..."в Петербурге бедна и сурова природа, зато жителям его открыто всё, что есть в искусстве прекрасного и обаятельного... Где,например,кроме Петербурга можете вы по целым часам застаиваться перед "Последним днём Помпеи" Брюллова? Где увидите вы эти сокровища"Эрмитажной галереи..."(Из писем Некрасова. т 5).
 Петербург был для Некрасова"ареной деятельной силы, пытливой мысли и труда".
 Некрасов прославил подвиг декабристов и их мужественных жён, отправившихся вслед за своими мужьями в Сибирь в поэме "Русские женщины".
 Дом на набережной Красного Флота №4 сохранился.Когда-то принадлежавший графу Лавалю:
           Богатство, блеск! Высокий дом
           На берегу Невы,
           Обита лестница ковром,
           Перед подьездом львы...
 Отсюда дочь графа - княгиня Трубецкая уезжала в Сибирь...Сюда приходили героини поэмы"русские женщины" для свидания с мужьями.
 Некрасов был обыкновенным человеком со всеми недостатками. Вот как сказал о Некрасове известный юрист и писатель Ф.Кони:"Не прегрешения важны, а то,был ли он способен в них покаяться". Конечно же, Некрасов не был"ангелом во плоти". Он,по словам современников,"и взятки давал, и по трактирам таскался, и шлюхами не брезговал. А шампанским упивался иной раз до того, что терял всякую вменяемость и дар речи .   Спал до полудня , обедал в постели,бросал тысячи на свои прихоти, выписывал из-за границы серебряные ружья и охотничьих собак. На совести Некрасова были и другие грехи, которые, как ни старался он их замолить,не давали ему покоя до самой смерти. Да, увёл жену у своего друга Панаева.  Да, не был примерным мужем_ и обманывал, и изменял.  Да, пел дифирамбы душителям и вешателям России.. Да,был ленив и не в меру сластолюбив... Почему же мы его так легко прощаем?".       А.П.Чехов писал о Некрасове:" Коли говорить об ошибках, то почему-то ни одному русскому поэту я так охотно не прощаю ошибок, как ему".  Просто удивительно,что Некрасов"скупой до отвращения" в молодости, в зрелые годы превратиться в настоящего мецената.На некрасовские деньги будет построена школа для бедных крестьян. Даже жалованье учителям будет платить сам Некрасов.
Ещё один парадокс Некрасова: один из самых мягких и ранимых людей своего времени, он был по выражению Тургенева,"настоящим головорезом карточного стола". "У картишек нет братишек",-говорил Некрасов, обыгрывая своих друзей и незнакомых людей. Неслыханный случай! Поэт никогда не проигрывал в карты!  Есть суеверие во время игры : если дать взаймы перед игрой - неминуемо проиграешь.   С этой приметой связан один печальный случай из жизни Н.А.Некрасова.         В "Современнике" сотрудничал один молодой человек,Пиотровский ,который постоянно брал вперёд деньги у Некрасова.  К несчастью, случилось  однажды , что утром  Пиотровский  выпросил у Некрасова денег, а вечером  тот  проиграл   крупную сумму.  Не прошло недели, как  Пиотровский  прислал Некрасову с письмом  какую-то  женщину, снова  прося  денег  и угрожая,  что  если Некрасов  откажет в  трёхстах  рублях, то  ему придётся  пустить себе пулю в лоб.     Некрасов не дал.  На следующий  день пришёл  Чернышевский и сообщил,  что Пиотровский  застрелился.  Некрасов, по свидетельству  А.Я.Панаевой, страшно изменясь  в лице , вскочил со своего места  и ушёл  в кабинет.  Он дал  Чернышевскому  денег, прося  распорядиться  похоронами  несчастного  молодого человека  и уплатой всех его долгов.  Этот случай  надолго  отлучил  Некрасова  от игры.    Благодаря своей уникальной памяти он наизусть  помнил 40 тысяч стихотворений.
Из воспоминаний друга Р.Антропова:" Большой зал дворянского собрания был битком набит. С благотворительной целью давался вечер при участии известных писателей. Появление каждого из них восторженно приветствовалось публикой. И только когда на эстраду вышел Николай Алексеевич Некрасов. его встретило гробовое молчание. Возмутительная клевета,обвившаяся вокруг его имени, очевидно, делало своё дело. И раздался слегка вздрагивающий и хриплый голос поэта"мести и печали".
       Что ты, сердце моё, расходилося?...
       Постыдись! Уж про нас не впервой
       Снежным комом прошла - прокатилася
       Клевета по Руси по родной.
       Не тужи! пусть растёт, прибавляется,
       Не тужи!Как умрём,
       Кто-нибудь и о нас проболтается
       Добрым словцом".
 Что произошло вслед за чтением этого стихотворения, говорят, не поддаётся никакому описанию. Вся публика, как один человек, встала и начала бешенно апплодировать. Но Некрасов ни разу не вышел на эти поздние овации легковерной толпы".
 "Нет серой жизни и серой природы, а есть серые люди,-говорил Некрасов. Не следует забывать, что именно Некрасов своим вниманием и материальной поддержкой вывел в люди чуть ли не всю русскую литературу второй половины 19 века. Это он открыл и подарил нам звёзд мировой величины - Толстого,Достоевского,Гончарова,Островского.
 В стихотворении"Угомонись,моя муза...", уже неизлечимо больной Некрасов поразительно точно предскажет свою посмертную судьбу:
      Много я знаю,найдётся радетелей,
      Все обо мне прокричат,
      Жаль только,мало таких благодетелей,
      Что погрустят да смолчат.
      Много истратят задора горячего
      Все над могилой моей.
      Родина милая,сына лежачего
      Благослови, а не бей!".