Как дерутся цыгане

Иван Москаль
   Расскажу о одном пока случае, свидетелем которого я был. О втором и третьем завтра, если тема кого заинтересует. Заранее прошу прощения у цыган, но то, что я напишу ниже, всего лишь бледная тень той картинки, которую я видел собственными глазами - то есть даже не вся правда, часть ее.
   В середине лета 66-го года - почти через два года после отставки Хрущева и через десять лет после его указания ("Указ" я найти не смог) цыганам жить оседло, по автодороге Чертково - Старобельск из Ростовской области в глубь Украины затарахтели отдельные возы-телеги и группы таких же транспортных средств, загруженных цыганами. Наверное, Леонид Ильич разрешил, иначе откуда бы взялись в частных руках лошади, которых частникам не разрешалось иметь? Не удивлюсь, если он и сам был цыганом, похож чем-то... - и вспомните о его коллекции-автопарке.
   Ехали-тарахтели цыганские семьи. Не было у них того, что называется кибитками, не ставили они шатры на стоянках, да и сами телеги были прозаично-колхозными, на которых возят мешки с зерном или навоз в поле. Не так много было на телегах и добра, хотя здесь,как всегда, по разному. Что было у всех - это лошадь, запряженная в телегу, к левому "борту" которой в обязательном порядке были привязаны две-три неошкуренных, но уже без веток, дубовых заготовки на дышла. Кто не понял, что такое "заготовка на дышло" - срубленный молодой дубок длиной 3-3,5 метра и толщиной в комле в хороший мужской бицепс.
   Автор этих строк имел семнадцать лет от роду, цыган раньше видел, но в основном женщин и поодиночке. Работал я с такими же пацанами в мехколонне-15, строили мы воздушные  электрические линии и электрические подстанции - зажигали, одним словом, лампы Ильича в домах колхозников села Стрельцовка в данном случае.
   У слияния речушек Меловой и Камышной, так кажется, был зеленый лужок, на котором стали табором две цыганские семьи - три плечисто-коренастых черно-кудрявых молодых цыгана, два цыганенка лет семи-восьми, худовщавый цыган лет за пятьдесят и не поддающееся, по причине постоянного движения, подсчету, некоторое количество цыганских дам разного возраста.
   Цыганята через дорогу забрались на колхозное гороховое поле, дамы развели костры и начали готовить ужин или обед (у цыган свое, цыганское, солнце), я забрался на анкерную опору - такой электрический столб, похожий на букву "А", а взрослая цыганская мужская половина неожиданно и молча начала драться. Три этих мужичка ловили друг друга за волосы - кому повезло, тот втыкал голову противника в глинистое дно речушки. Кому не повезло, тот пускал пузыри, пока был в легких воздух. Ну, вроде все, думаю - упокой, цыганский бог душу грешную...Так думал и убивец - но мы оба ошибались - утопленник выскакивал из речки как черт из табакерки, на лету протирал глаза и на лету же вцеплялся в волосы мнимого победителя. Все повторялось, но была и какая-то справедливость - застрельщиков-то было трое, и всем, как мне казалось, доставалось поровну побед и поражений, смертей и воскрешений... Персонажи рассказа стали похожи на незаконченные ваянием глиняные фигуры античных богов - три таких вот бога бессмертных и непотопляемых. Да, но ведь у нас еще есть старый цыган, два цыганенка и масса дам?
   Дамы в контексте рассказа никакого интереса не представляют - они берут воду на кашу выше по течению(вековой опыт или случайность?) и не обращают внимания на то, что кто-то ниже мутит воду. Старый цыган верхом на лошадке без седла носится, как Чапаев, по поляне боя, только вместо Урала река Камышная, а вместо шашки у него кнут - но рассекает кнут рубашки и спины сородичей не хуже шашки. После пары-тройки хороших ударов он ставит лошадку на дыбы - ее мордой и своим лицом ко мне и кричит по-русски - "Браток, помоги!!". Ага, сейчас - я в цыганском самбо ни фига не понимаю и больше минуты под водой не проживу... Поэтому я делаю вид, что у меня есть неотложные дела на самом верху "анкера"...
   Но помогают деду цыганчата - оставив свой подножный корм, бросаются к телегам - каждый к своей, наверное - отвязывают запасные дышла и за тонкий край волокут к тем, кто им более симпатичен. Хотя как они определяют среди этих глинистых чертей кто есть кто?...Но тем не менее, почувствовав в руках тонкий край, молодой цыган со свистом раскручивает снаряд над головой и лупит кого попал. Мишень падает, но тут же вскакивает со второй "запаской"...Читайте абзац сначала...
   Цыганчата, теперь оба вместе, бегом несут третье дышло...Правильно и справедливо - отдают его третьему молодому цыгану, который сейчас финтами и кувырками уходит от выпадов пары фехтовальщиков. Третий половчее хватается за тонкий край, и...все замерло. Немая сцена, противники признают, что силы равны, дальнешая борьба теряет смысл, и волокут дышла к телегам.
   Можете не верить, но никто никого не перевязывал, и я крови, кроме как в следах от кнута, не видел. Умывались ли бойцы или посчитали, что уже достаточно помылись, не знаю. Наша бригада тихо ретировалась поближе к своей базе. Вроде бы драка началась из-за того, что кто-то из парней-цыган ударил чужого цыганенка, так говорили мои собригадники. Не скажу ничего - я был ближе всех, но не заметил, что послужило причиной того, что я в заглавии назвал дракой - хотя на самом деле это было что-то иное. Сколько это продолжалось? Минут десять, причем чистого времени, без выяснений "А ты кто такой?".
   Случалось всякое, автор тоже не подарок - получал и возвращал удары, но бой по цыганским правилам я видел в первый и, надеюсь, в последний раз. В двух последующих случаях, о которых я обещал рассказать завтра, по сути один  был спектаклем, а другой цирковым номером.