Картинки с выставки бисовых буржуев...

Валерий Заикин
                Картинки с Выставки «бисовых буржуев»,
                или как  я сослуживцев «Периферийной техникой»  удивлял.

      Пятьдесят лет – дистанция огромного масштаба для технического прогресса в современном мире! Молодежь сегодня  и вообразить себе не сможет, с какими допотопными средствами  инженеру приходилось  выполнять сложнейшие расчеты всего каких-то пять десятков лет назад!
  Когда мой дедушка Самуил поздравлял меня с окончанием института, он сделал мне царский подарок – «купеческий калькулятор», старинные деревянные счеты, которыми
 он пользовался, что называется, с допетровских времен! Вскоре  и  я оперировал костяшками с  такой скоростью, что восхищал своих сотрудников с электронными  калькуляторами,  обгоняя их при операциях с умножением и делением  с  колонкой из около ста цифр,!
        Но до калькуляторов еще предстояло дожить! А в то время, о котором я веду рассказ, самым продвинутым счетным устройством был механизм с ручкой, как у мясорубки,-  «арифмометр»!
 Хочешь умножить на семь, - покрути семь раз установленную рычажками цифирь!

   И вот в это замечательное время приходит в нашу энергетическую контору из Москвы за подписью Министра товарища Непорожнего  телеграмма: «Направить в Ленинград специалиста на Выставку периферийной техники капиталистических стран».
  Телеграмма вызвала у управляющего легкий шок: по тем временам словосочетание «капиталистические страны» было неким бранным выражением, потому что в СССР от этих стран ничего хорошего ждать не полагалось…  Но исполнять приказ следовало, и бумага с резолюцией «направить» стала гулять по всем нашим  службам и отделам в поисках того, кто возьмется иметь дело с этими самыми странами.  Но охотников  все не находилось, видать, отпугивала эта никому неизвестная «периферийная техника».
 Докатилась бумажка и до нашей службы. Вызывает меня начальник, показывает телеграмму: «Валя, ты только что из ВУЗа, тебе карты в руки, валяй, знакомься с периферийной техникой буржуев!»
   Я ему бодро отвечаю: «Про периферийную технику и слыхом не слыхивал, но в Ленинград за казенный счет поеду с удовольствием!» И поехал!
 Погулял по замечательной Северной Пальмире, в которой до того не был, получил пропуск на выставку, и стал знакомиться с экспонатами…
    Сначала ничего понять не мог, на кой черт энергетикам  вся эта трахамундия, извините за выражение! Ну, например, такая: суют хорошую бумагу, пусть даже что-то на ней напечатано, в щель машины, и она делает из нее лапшу! Да мы на обороте такой бумаги все записи  за диспетчерским столом  делаем! А этот клерк буржуйский мне объясняет, что все отработанные документы для сохранения коммерческой тайны следует уничтожать таким вот образом! Разврат, ребята, разврат!
    Или вот, множительный  аппарат… Народ толпится, работу его наблюдает, кто программку сунет, копию получит, кто фотографию… Я, за неимением под рукой ничего другого, свое удостоверение служебное сунул, бац, копию получил, от настоящего ничем не отличить! Вот кадровика удивлю!  Да у нас тогда, все печатные машинки на секретном учете были, не говоря о  о таком множительном устройстве, как «Синьковальный аппарат»!
     Но самое интересное показали мне на стенде, где демонстрировала страна, кажется, Норвегия, складскую сеть! Прямо из зала выставки клерк вызывал склады фирмы в разных городах Европы, и наличие на них разных материалов… Для регулирования потоков товаров! Елки- палки! Да были бы товары, а уж с потоками как-нибудь и без этих премудростей мы бы разобрались!
  Припомнилась  мне тогда одна фраза, запавшая в меня из детства…. Шел на экранах когда-то еще немой фильм из двадцатых годов под названием «Красные дьяволята» из времен гражданской  войны… В  одном эпизоде грабят махновцы помещичью усадьбу, каждый тащит, что сумел ухватить… Одному бедолаге только и досталось, что кружка Эйсмарха (Штука такая, для промывки желудка, кто не знает, банка с трубкой, и штуцер с краником, сами понимаете, куда вставлять!) И этот недоумок у другого бандита спрашивает: «Що це таке?» А тот, недолго  думая, наливает в кружку самогон, сует приятелю штуцер в рот, и краник открывает!  Тот расплылся в блаженной улыбке, и  КАЖЕ: «Вот бисовы буржуи, что напридумывали!»
  Вот я ходил от стенда к стенду, и все эту фразу приговаривал…
      
      Ну, было на выставке и такое, что я бы хотел в нашей конторе иметь, те же калькуляторы, например!
Да и многое другое…
Навпечатлялся я, набрал разных красочных проспектов, буклетов, рекламок  для отчета, и с чувством выполненного долга предстал под светлые очи руководства…
   И тут стал я, самым неожиданным образом для себя, знаменитым на всю энергетическую округу Крыма! Собрал  управляющий представителей со всех подразделений области в   актовом зале нашей конторы, человек триста, и поручил мне доложить всем товарищам  про все мною виденное!!!
   Я, как мог, все свои впечатления подробно передал, с соответствующими эмоциями скрытого восторга и демонстративного недоумения, что мог, на долгие вопросы ответил, раздал, кому что досталось, рекламные проспекты и буклеты, получил за труды «Спасибо!» от начальства, и даже аплодисменты от зала, которые, как я подумал позже, тем пресловутым «капиталистическим странам» предназначались!
 А покидая территорию своего представления, я был подхвачен  под локоток и отведен в сторону  одним симпатичным человеком, с простой  еврейской фамилией:  «Волоценко», начальником нашего отдела материального снабжения.
  «Валя! -сказал мне Александр Михайлович, - Ну-ка, расскажи мне поподробнее, что там норвежцы со складами напридумывали?»
        Я, в раже, стал повторять, как на экране телевизора по запросу  клерка выставки  нам демонстрировали перечень материалов, инструментов, устройств, которые на данный текущий момент находятся на том или ином складе фирмы, причем, в разных городах Европы, где эта фирма имеет филиалы, а  Волоценко все покачивал и покачивал головой вослед моей песне… А когда я, наконец, закончил, хитро прищурившись, произнес: «И что, каждый, кто захочет, может узнать, что на моем складе сейчас есть?!  Ну-ну!!»
    Да, кстати… «Периферийную технику», - приложение к компьютеру, - принтер, сканер, факс, и прочие причиндалы, -  сегодня каждый ребенок знает…. Но это – сегодня!
                *                *                *