1-Монкада. Предыстория штурма

Елена Лях
59-й годовщине штурма казармы Монкада (26 июля 1953 г.) посвящается


«Ни один павший герой не погибает напрасно,
ни одна идея не исчезает с изменением направления ветра.
                Хосе Марти
(Эпитафия на могиле павших участников
штурма казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба)

 

«Я был дома, спал, и вдруг меня будит жена: «Послушай, стреляют». Я лег поздно и потому ответил сквозь сон: «Да нет, это китайцы запускают ракеты на карнавале». В Сантьяго в то время был карнавал. Но она снова: «Похоже на пулеметные очереди». Я прислушался, вскочил и позвонил в казарму. Монкаду штурмовали».

Так вспоминает майор Моралес Санчес, кто по приказу полковника Чавиано, прятавшегося во время перестрелки под письменным столом с телефонной трубкой в руках, прося подкрепления из Гаваны, 26 июля 1953 года принял на себя руководство обороной казармы Монкада в мятежном Сантьяго-де-Куба, городе, отринувшем совершенный годом ранее Батистой государственный переворот в стране.

В воскресный день 26 июля 1953 года – года 100-летия со дня рождения Хосе Марти, – в день карнавала по случаю праздника Сантьяго, в 5.15 утра у поста № 3 казармы Монкада в восточной, самой высокой части Сантьяго-де-Куба, второй по значению военной крепости Кубы, защищенной толстыми кирпичными стенами и зубчатыми смотровыми башнями, начался революционный штурм этого бастиона батистовской тирании группой бойцов под командованием Фиделя Кастро, руководителя движения, позже названного Движением 26 июля, с целью разоружить противника и вооружить народ для революционной борьбы против тирании.


ВЫКОВЫВАНИЕ БУНТАРЯ

Что же побудило молодого, успешно начавшего свою карьеру по окончании Гаванского университета двадцатишестилетнего адвоката  круто поменять род деятельности, превратившись в руководителя исторического штурма, который стал точкой отсчета революционной борьбы, увенчавшейся в 1959 году победой Кубинской революции?

Удивительно, но факт: мельничные жернова буржуазного воспитания, которое получил Фидель Кастро – сын бедного галисийского крестьянина, эмигрировавшего на Кубу в начале ХХ века и ставшего впоследствии крупным землевладельцем (в собственности около 1000 га земли плюс земли, взятые в аренду), – не смогли перемолоть образ мыслей будущего лидера революции. Более того, ко времени окончания университета у Фиделя, как он сам признается, уже было марксистское понимание политики.

Вот что рассказывает Фидель Кастро: «Определенные факторы способствовали развитию во мне мятежного духа. Я восставал против несправедливости в доме, куда меня послали в 5 лет. В школе у меня тоже возникали мятежные настроения, вызванные несправедливостью… На этом этапе моей жизни, пожалуй, вырабатывался характер, вырабатывался определенный дух, но отнюдь не политическое сознание. Политическое сознание, которое мне помогло понять жизнь, понять окружающий мир, понять общество и, наконец, понять историю, я приобрел в университетские годы. Главным образом, когда я познакомился с марксистской литературой, которая оказала на меня огромное влияние и помогла мне понять такие вещи, которые я при иных обстоятельствах никогда бы не понял… И, начиная с этого момента, вся политическая стратегия которую я разрабатывал, была в духе марксистского мировоззрения».

В годы учебы в Гаванском университете (1945 – 1950 гг.) и в первые годы после его окончания Фидель Кастро – активный участник кампаний борьбы с преступной социальной политикой, протекционизмом, коррупцией, злоупотреблениями властью сменявших друг друга правительств, с преступлениями полиции и армии. Этот «постоянный  возбудитель  и  агитатор  студенческой массы" (как было написано в его личном деле, найденном в архивах полиции после революции), став адвокатом, даже возбудил уголовное дело против тогдашнего президента страны Прио Сокарраса (!), обвинив того – с неопровержимыми доказательствами в руках – в связи с гангстерскими группами (факт, заставивший всех остолбенеть от ужаса: в то время «никто не дал бы и сухой мухи за жизнь Фиделя")…

До государственного переворота 10 марта 1952 года, осуществленного Батистой – «сержантом, произведенным в полковники», завладевшим высшими военными постами, располагавшим (купленной) поддержкой хорошо вооруженной армии на фоне безоружного и лишенного политического руководства народа, – до узурпации власти Батистой Фидель Кастро был нацелен на легальные, парламентские средства борьбы для мобилизации народных масс на революционной платформе (при этом оставался убежденным сторонником революционного пути).


ДВИЖЕНИЕ, ВЫШЕДШЕЕ ИЗ НЕДР ПАРТИИ ОРТОДОКСОВ

Однако после государственного переворота, совершенного Батистой за 80 дней до парламентских выборов (кандидатом на которых от Партии кубинского народа (ортодоксов) выдвигался  24-летний Фидель Кастро), когда, с одной стороны, стала очевидной бесполезность диалога Партии кубинского народа (ортодоксов) с узурпаторами, а с другой стороны, когда руководство партии оказалось неспособно повести за собой народ, – после этого Фидель Кастро приступает к организации первых ячеек революционно настроенной молодежи, которые, выйдя из недр партии ортодоксов, быстро оформились в самостоятельную «маленькую армию», отличавшуюся дисциплинированностью, собранностью, преданностью революционному делу, имевшую четкую программу, свою линию поведения, конкретные политические цели.

Особую важность имела строжайшая конспирация – по отношению не только к политическому врагу, но и к партии ортодоксов, неспособной вести революционную вооруженную борьбу, полагавшейся на политические средства и методы. Фидель четко руководствовался на этот счет указанием Апостола революции Хосе Марти: «…Хранить молчание и действовать не в лоб, потому что некоторые вещи надо делать скрытно, а если говорить о них открыто, возникнут слишком серьезные трудности, которые могут помешать достижению цели».

В военное руководство этим радикальным движением вошли Фидель Кастро, Абель Сантамария, Хесус Монтане, Педро Мирет, Хосе Луис Тасенде и Ренато Гитарт Росель. Движение имело четкую структуру: был создан Гражданский комитет во главе с Фиделем Кастро (первым руководителем) и Абелем Сантамарией, а для оперативных целей – Военный комитет. Всё движение представляло собой единую революционную военно-политическую организацию, централизация в которой выражалась в том, что одни и те же лица совмещали в себе политические и военные обязанности – по этой причине между политическим и военным руководством движения не могло возникнуть противоречия, а решения выполнялись оперативно.

Любопытно, что спустя 55 лет в беседах с франко-испанским журналистом Игнасио Рамоне, оформившихся в книгу «Сто часов с Фиделем» (в ноябре 2006 года Фидель Кастро закончил окончательную вычитку этой своеобразной и единственной своей автобиографии; русскоязычная версия «Фидель Кастро. Моя жизнь. Биография на два голоса» вышла в свет в 2009 году), кубинский лидер, отвечая на вопрос, как создаются партии, в качестве утверждения о том, что радикальные революционные партии, созданные в подполье и имеющие малочисленное руководящее ядро, более крепки и жизнеспособны, называет и основанную девятью делегатами в Минске политическую партию. В этой книге Фидель говорит о Беларуси, о Минске, очевидно, вспоминая свое посещение Дома-музея I съезда РСДРП, где ему довелось побывать в рамках исторического, единственного своего визита в Минск в июле 1972 года, 40-летний юбилей которого мы отметили 5 июля нынешнего года.

Итак, стратегические планы на будущее, разработанные выпускником юридического факультета еще до 10 марта 1952 года, теперь дополнились тактикой революционной борьбы, выработанной боевым движением, которое, полностью порвав с недееспособными политическими силами общества, ориентированными на мирную политическую борьбу, пошло по собственному – боевому пути. Фидель бросал вызов аксиоме: революцию можно делать с армией или без армии, но никогда против армии. Можно представить, какую политическую смелость и личное мужество нужно было иметь, чтобы в то время выдвинуть лозунг вооруженного восстания на Кубе!

Однако вся проблема состояла в том, что те, кто готов был поднять восстание, не имели ни оружия, ни материальных средств, ни четкой организации. Все это нужно было приобретать по ходу дела. Но даже вооруженный революционный авангард ничего не решал: в любом восстании необходимо участие народа. Следовательно, для осуществления вооруженного народного восстания необходимо было оружие. Но раз не было оружия и средств для его приобретения, надо было отнять его у противника – так некогда поступали отряды мамби (партизан времен войн за независимость Кубы). И места, говорил Фидель, «где лежат тщательно сохраняемые и тщательно смазанные тысячи винтовок», – казармы врага! Так созрел план взятия одного из главных военных оплотов тирании – казармы Монкада. При этом целью монкадистов был не захват власти, а вооружение народа – необходимо было «запустить маленький мотор, который поможет привести в движение большой» (Фидель Кастро).
 
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/07/27/834