Потомство братьев и сестер моего деда Сурикова

Игорь Суриков
Отрывок 11 из книги «Мои тверские предки»
(История Чуриловской волости Новоторжского уезда и Липенской волостки Вышневолоцкого уезда Тверского края в связи с изучением родословной моих предков крестьян Суриковых и церковнослужителей Сретенских)

Глава 3

Крестьянская родословная Суриковых из деревни Барыково Новоторжского уезда


3.3. Братья и сестры моего деда Сурикова, их дети и потомки

    Старший брат деда Суриков Максим Иванович родился 20.01.1853 г. 24 января 1871 г.  был обвенчан с Александрой Борисовой, крестьянской дочерью из д. Барыково. У него родилось много детей, в том числе две пары близнецов.  М.И. в начале века, как и положено старшему брату, остался жить  в  отчем  доме,  а  позднее этот дом унаследовал его старший сын Иван. М.И. был рыжим, как и его сын Николай. Подробные сведения о ветви  Ивана Максимовича я получил от его внучки Фаины Васильевны Жуковой во время нашей с Андреем поездки в Барыково 7.О7.97.  Иван  Максимович был женат на крестьянке Дарье Михайловой (это отчество) и у них было 8 детей:  Иван, Анна, Петр, Максим, Елизавета, Александр, Михаил, Мария. Иван Максимович умер в 1937 г. в сравнительно молодом возрасте 54 года (дата рождения 17.6.1883 вместе с сестрой-близняшкой  Ольгой,  умершей всего через две недели). По словам Ф.В., он много пил и, видимо, простудился. Сын И.М. Михаил поселился в доме отца. Жену Михаила звали Анна. У них остался сын Александр, живший до своей смерти в доме моего прадеда Ивана Федотовича. Это мой троюродный племянник, еще один носитель фамилии Суриков. Он был женат и имеет дочь, живущую вместе с матерью. Мария вышла замуж за Жукова Василия, от которого имела четверых детей: Юрий, Виктор, Галина и упомянутая выше Фаина Васильевна (в замужестве Гачева), моя троюродная племянница. В Барыково живут еще потомки Анны Максимовны: Валентина (по мужу Ланина) и Александра (по мужу Шмелева). Максим Иванович, по рассказам, умер, как и мой дедушка, от рака печени (скорее – от цирроза). Братья Максим и Михаил Ивановичи похоронены недалеко от Барыкова.
   Брат деда  Суриков Михаил Иванович был также крестьянином д.Барыково.  Родился 07.07.1855 г. Женился на крестьянской дочери той же деревни Серафиме Ивановой. По словам моего дяди Сурикова И.И., М.И. умер в очень почтенном возрасте 106  лет. Скорее  всего  это  легенда,  т.к. внучка М.И. Елизавета  Федоровна говорила, что ее дед и отец умерли примерно в одном и том же возрасте 85 лет. По рассказам моих родственников у  М.И.  было семеро сыновей и ни одной дочери. По другим данным, у М.И. была дочь Антонина. В Метрических книгах церкви погоста Михаила Архангела я обнаружил запись о рождении у М.И. 17.8.1887 дочери Александры, правда, умершей всего через четыре месяца  21.12.1887.  У М.И. было несколько сыновей,  в их числе Николай,  Иван, Федор, Егор, Петр, Михаил, Александр. У Ивана Михайловича был сын Арсений,  а у Арсения сын  Иван Арсеньевич,  женатый на Пелагее Егоровне.  Старушке Пелагее Егоровне 90 лет и она живет в Барыково вместе с дочерью  Екатериной  Ивановной.  У Арсения  были еще сын Василий и дочери Анна и Александра.  У Ивана Арсеньевича,  кроме дочери Екатерины, был еще сын Борис. Федор Михайлович родился 3.9.1877 и умер в 1962 г., т.е. в возрасте около 85 лет. У Ивана Михайловича,  кроме Арсения, был еще бездетный сын Никита и многодетный Егор, оставивший Алексея, Татьяну, Петра, Виктора, Екатерину и Николая. У Федора Михайловича было 6 дочерей и ни одного сына. С бездетной дочерью Ф.М. Суриковой Елизаветой Федоровной я встречался в ее доме в Барыково и вел длительную переписку. Она родилась около 1906 г. и умерла в 1987 г. У нее была сестра Антонина. Петр Михайлович Суриков умер в 36 лет от туберкулева в Кувшинове. Александр Михайлович был арестован в блокадном Ленинграде за попытку купить на золотые монеты еду, умер в тюрьме от голода. Его сын застрелился во время ВОВ в госпитале в ожидании ампутации ног, когда узнал о смерти отца в тюрьме.
     Федор Иванович Суриков родился примерно в 1865 г. 30.01.1883 г. в возрасте 18 лет обвенчался с крестьянской дочерью  девицей  Екатериной Васильевой 20 лет из деревни Перцово.  Их дети Михаил,  Матрена, Александра,  Василий умерли,  не прожив и двух лет.  Мне известно также  о рождении  еще  двух  дочерей  Ф.И. -  Натальи (26.08.1899) и Александры (01.04.1900). Наталья вышла замуж за Алексея Кочнева из Макарьино.  Их дочь Евдокия Алексеевна (рожд. 1916), моя троюродная сестра, вышла замуж за потомственного священника церкви погоста Архангельское  Николая Прилуцкого.  Их сын Лев Николаевич, предприниматель, живет в Санкт-Петербурге. Покойный Николай Прилуцкий был двоюродным братом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
     Старшая сестра деда Ольга вышла замуж за крестьянина  из  деревни Святцово. Сестра деда Домна Иванова родилась примерно в 1860 г., вышла замуж 3.2.1880 за Сергея Титова в дер. Подольнево.  Младшая сестра деда Пелагея  Ивановна родилась 3.10.1871 и вышла замуж за крестьянина Митрофанова из дер. Селихово.  У них родились дочери Анна и Лидия, а также сын Сергей. По словам Е. А. Прилуцкой, я очень похож на Митрофановых. По данным Ф. В. Гачевой,  П. И. Митрофанова (или Смирнова) умерла примерно  в 1965-1970 гг.,  т.е.  в очень почтенном возрасте.  В Селихове живет ее внучка,  дочь Анны Митрофановой, Лидия Петровна Сомова, моя троюродная сестра.