К вопросу о дыме

Александр Орешкин
В Израиле в очередной раз скоропостижно подорожали сигареты. Вчера стоили ровно 15 шекелей, а сегодня уже 17. Без всякого на то предварительного уведомления.

Да и какое может быть уведомление, если табак у нас давно объявлен вне закона во всем, кроме возможности на нем наживаться. Минздрав постоянно предупреждает. Общественность осуждает. Курить на работе не дают в связи с государственным указом. И только государство утверждает, что цены на табачные изделия им более не контролируются. Не предметы первой необходимости, стало быть.

В таких условиях курильщику каждый – царь, бог и герой. От всемогущего минфина до обычного лавочника, который, в отсутствие государственного контроля, по собственному разумению устанавливает цены на курево.  Иными словами, захотел – повысил цены, захотел – понизил. Вот только понижать никто не хочет. В классической формуле “деньги – товар – деньги” всегда побеждают те, которые по краям.

Воспетый Биньямином Нетаниягу свободный рынок входит в ступор, едва дело доходит до денег. Отвязанные от госконтроля цены на бензин, чутко реагируя каждое телодвижение нефтяных магнатов, повышаются на десятки процентов, а снижаются на сотые. Транспорт вообще не успевает за биржевыми перепадами, а посему не дешевеет никогда.

Конкуренция, сумевшая сокрушить гигантов хай-тека, похоронить целые промышленные империи, стереть в порошок владельцев заводов, газет, пароходов, оказывается абсолютно несостоятельной перед банальным лавочником, какой бы пост он ни занимал на самом деле. Потому что лавочник из всего многообразия микро, макро и просто экономических закономерностей выбирает только ту, которая гласит: “Много денег – это лучше, чем мало”. И этой закономерности неуклонно следует.


 
Любой начинающий экономист, пусть даже недоучившийся на курсах кибуцного всеобуча, в два счета докажет, что при падении курса доллара по отношению к шекелю, практически нулевой инфляции и многократно сниженном НДС цены на сигареты (как, впрочем, и на любой другой товар, помеченный Made in USA) должны неуклонно снижаться. Докажет кому угодно, но только лавочникам из отечественного минфина, ведомым великим политэкономистом Ювалем Штайницем и направляемым лично Биньямином Нетаниягу.

Но дело тут не в персоналиях: курс на легкий отъем денег у курящего населения владеет умами каждого, кому срочно необходимо привлечь средства в госказну, не утруждая при этом мозговые извилины.

В повышении цен на сигареты и алкоголь есть огромная доля лицемерного цинизма. Каждое очередное подорожание обставляется так, будто все делается во благо самого пьющего и курящего населения, дабы навсегда отучить его от вредных привычек. Но при этом каждому понятно, что цель преследуется совершенно иная: заставить людей платить больше денег за тот же товар, пусть даже и не вызывающий одобрения у изрядной части общества.

Минфину, выступающему от имени государства, при этом абсолютно по барабану, что будет со здоровьем пьющего и курящего населения. Потому что, во-первых, только наивный кретин способен верить, будто повышением цен или созданием искусственного дефицита можно бороться с привычкой к курению или употреблению алкоголя (горбачевские эксперименты образца 1985 года это доказали однозначно); а, во-вторых, если кто-то и совершенно не заинтересован в массовом отказе от выпивки и курения, так это, конечно же, минфин. Потому что в этом случае государство, привыкшее к легкому набиванию карманов, просто обанкротится.  И поднимать цены придется уже на предметы первой необходимости, что может вызвать озлобление в обществе и неприятно отразится на политическом выживании борца за свободу от курения.

По данным минфина, очередное повышение цен на сигареты (в среднем на 10%) пополнит казну на 700 миллионов шекелей. Куда пойдут эти деньги, догадаться не сложно – на покрытие бюджетного дефицита, который у нас всегда. И, как всегда, покрывается за счет налогоплательщика, которому объясняют, что в отсутствие дефицита он будет жить много лучшее и веселее, чем в этого самого дефицита присутствии.

Но сказка почему-то упрямо не желает становиться былью. Потому что на каждый полученный в результате затягивания поясов шекель появляется все больше претендентов. 700 миллионов шекелей можно было бы без труда изыскать, отлучив, к примеру, от государственной кормушки пару-тройку никому не нужных министерств, в каждом из которых, помимо министра и генерального директора, кормятся секретарши, помощники, консультанты, пресс-секретари, водители и еще прорва наделенной должностными полномочиями публики. В Израиле отыщется немного народу, способного назвать количество министерств, рожденных коалиционными фантазиями премьера, а уж знатоков, сумевших по памяти сказать, чем таковые занимаются, вероятно, не найдется вообще. Хотя бы среди тех, кто вынужден содержать на собственные деньги эту министерскую рать.

Наверное, Израилю никак не обойтись без министра регионального развития (отдельно) и  министра по делам развития Негева и Галилеи (отдельно); министра стратегического планирования (отдельно) и министра по надзору за деятельностью спецслужб (отдельно); министр финансов (отдельно) и министра экономической политики (отдельно). Судя по крепнущему имиджу Израиля в мире нам совершенно необходимо министерство пропаганды. А нерушимая любовь между арабами и евреями вновь и вновь подтверждает значимость министерства по связям с национальными меньшинствами.

С точки зрения экономики, тотальное исчезновение курильщиков ударило бы по государственной казне куда больнее, чем внезапная утрата всех этих связистов с нацменьшпинствами, стратегов в планировании или надзирателей за Мосадом и ШАБАКом. Но парадокс состоит в том, что курить еще бросить как-то можно, но кормить эту чиновничью гвардию – никогда.

Кстати, дополнительных 700 миллионов шекелей, полученных от второго за последний год повышения акцизов на сигареты (в июне 2009 года сигареты подорожали на те же 2 шекеля за пачку), вряд ли хватит на снижение бюджетного дефицита, который,  понятно, порожден не только увеличением министерского люда. Поэтому вслед за повышением цен на сигареты последует увеличение акцизов на бензин, который будет отпускаться уже по 7,5 шекелей за литр. И сделано это будет, среди прочего из экологических соображений, так как если меньше ездить, то меньше выбросы токсинов в атмосферу. Вот только ездить-то меньше не станут!

Я бы еще как-то мог понять действия правительства, если бы деньги, вытащенные из моего кошелька после увеличения цен на сигареты и бензин, целенаправленно были бы направлены на решение какой-то реальной задачи. Например, на строительство государственного жилья, что в итоге не только позволит обрести крышу над головой тысячам репатриантов, но и снизит квартирный дефицит с последующим падением цен на рынке. Но вместо этого мне предлагается штопать дефицит бюджета, перекладывая деньги из собственного кармана в государственный без всякой надежды на взаимность.

Панацейный способ решения экономических проблем за счет увеличения налогов придумали, естественно, не в Израиле. Но вот только тут почему-то отказываются помнить, что злоупотребление этой практикой нередко приводит к самым печальным результатам.  Причем, вне всякой зависимости с провалами коллективной памяти в канун выборов.

Самое печальное же состоит в другом. Даже при смене правительств принцип лавочника никуда не исчезает. Потому что в условиях вседозволенности и отсутствия намека на общественный протест нет никакого смысла отказываться от проверенных способов легкого отъема денег у населения. Особенно когда деньги отнимаются “по многочисленным просьбам трудящихся”.

Макс Лурье.

Эта статья написана в 2010 году, в блоге моего бывшего земляка, Макса Лурье. С ним  мы несколько лет работали в одной газете, в одной национальной республике, бывшего СССР. Но настали времена и нам пришлось покинуть эту республику. Каждый поехал, согласно национальной принадлежности, на свою историческую родину. Однако, проблемы, коснувшиеся нас, во многом схожи, правда, я, по болезни, избавился от вредной привычки, а Макс нет. Но кроме курения, у нас много общих проблем.