Взмывая выше ели

Джеймс Александр Даркфорс
  - Помнишь, Шакира рассказывала про горки, а которых они с дочкой катались в Нью-Йорке?
  - Так это было сколько лет назад, три, наверное.
  Мы сидим в «Фестивале», в ожидании заказов – только что Анжей проявил особую щедрость в этот раз. Ник посматривает в сторону бара.
  - А ты это к чему? – спрашивает Ника Бэби Спайс.
  - Да, просто недавно в гости к Байбулатовым ездил, мы ещё прошлись по Тридцатилетию. Вот, Кате вздумалось на «американских горках» прокатиться. Честно сказать, там не то впечатление, совершенно не то.
  - Это да, – соглашается Водецкий. – Если сравнивать с тем, что хотя бы в Москве, в Сладком Парке, слабовато.
  Вот тут не могу не согласиться, потому что «американские горки» в Парке 30-летия ВЛКСМ – это так, «вариант light». Может, просто я уже человек не слишком юный, чтобы взять вот так и по первому желанию купить билет «на карусельки», но уже насмотревшийся всякого? У нас ведь тогда, когда деревья были большими, а мороженое стоило 48 копеек…
  Говорил уже, по-моему, что деревья НЕ были большими у нас во дворе, а мороженое в магазинах шаговой доступности в среднем стоило 13 копеек, а не 48. Но это не так важно, потому что тогда на самом деле поездка в Парк Победы, где ещё стояли несколько аттракционов, была праздником. А уж если брать парк посолиднее – это вообще эпохальное событие, хотя нынешние дети это вряд ли так уж оценят, сейчас развлечения иногда позабавнее, чем то, что было у нас тогда…
  - Ник, а ты что вдруг вспомнил-то про горки?
  - Да, просто был тут разговор до той поездки у меня. Со Струбциной всякое обсуждали, Галина Витальевна же ещё там была. Вот и вспоминали эти все старые парки. Саня, ты же тогда был, ну, когда Ноктикула уже уезжала обратно в Киев, помнишь, как мы вспоминали про те качели в «Сибиряке», в «Макаре» том же самом – Юлька тоже рассказывала.
  - Это эти, здоровые, которые в виде лодок? – спрашивает Бэби Спайс.
  - Они.
  Так, к слову. Эти качели в виде лодок были в Омске и окрестностях практически везде, где можно было их установить. Белая рама, металлическая подвеска, частично деревянный корпус со скамейками внутри, место застёгивается на цепочку с крючком, чтобы при раскачивании не выпасть. Вертикальная часть – в виде буквы «Л» большой, если сбоку смотреть, абрис «П»-образный. Сбоку несколько рычагов (обычно «лодок» пять, столько же и рычагов). Это тормоза, чтобы кабинка не качалась, или её можно было затормозить, когда кончается время катания по одному билету. Катаются два человека, если в парке. Да на таких больше двоих просто не поместится «корректно». К нам, когда ещё не было моста у Телецентра, самые ближайшие были в Парке Победы, там «линеечка» аттракционов стояла. Я теми качелями часто пользовался, потому что другие, «вращающиеся», долго не удавалось посетить, поскольку деньги тогда были родительские, а нас с сестрой на такие аттракционы особо не водили (хотя я побывал на всех «парк-победовских» аттракционах в итоге). Забавная деталюшка: на вершине таких качелей были металлические украшения в виде цветов с пятью круглыми лепестками, как у эмблемы Фестивалей молодёжи и студентов. Это, если я чего не путаю, были крепления для лампочек.
  А «вращающиеся качели» – это была полузакрытая кабинка (такую наши «клеткой» называли), прикреплённая к рычагу с противовесом. Закреплена она была так, что всегда относительно земли была в одном и том же положении, на какую бы высоту вы её не подняли, раскачивая рычаг. На обычных качелях при таком раскачивании можно было бы оказаться вверх ногами. Если бы вы раскачали такую «клетку». То есть кабина таких качелей именно описывала круг, а не дугу. В Тридцатилетии такие качели, по-моему, стояли или ещё стоят – я давно не был там, – но на тех качелях кабина коричневая или коричневато-красная, с глухими дверцами, на которых были круглые окошки, её за это Аля Байбулатова окрестила, пардон, «ср#льником». Этими я не пользовался, потому что на тот момент, когда был в парке, не имел на такие радости денег. Я про этот парк ещё, наверное, не раз вспомню, есть причины на то.
  - Вам прикол рассказать про Парк Победы? – спрашиваю я, когда нам приносят минестроне (в «Mamma Mia» этот суп готовят весьма неплохо, если не чудесно).
  - Давай, – усмехается Спайс. «Лопату» ждёт, что ли?
  - Ну, мы в выходной день поехали в парк (меня на выходные из больницы отпустили как раз). И аттракционы, как назло, не работали. Так отца моего потянуло «Ромашку» раскрутить. Понятно, что она без электричества не пашет, но забавно было.
  - А администрация?
  - Тонька, – Анжей усмехается. – В таких местах какой-нибудь «карусельный дед» тогда был добрый, если там дети, и аттракцион временно не работает. Главное было, чтобы ничего не повредили и сами не покалечились. А в большой парк в нерабочие часы не попадёшь, закрывается.
  - Ну, может, ты и прав, – теперь усмехается Спайс.
  Немного насчёт «Ромашки», раз уж начал. Это карусель. «Колонна» из труб, образующих как бы раструб, а на верхнем кольце закреплены два электромотора с винтами, защищёнными круглой решёткой, вроде той, какую сейчас на парапланах используют. На этом же кольце, на жёстких креплениях – кресла, соединённые по два. Над ними – навес. Подвеска короткая, потому что у «Ромашки» есть круговой помост, он из досок. На него заходишь, садишься в кресло (разрешали кататься достаточно мелким детям, как я в то время, когда эти аттракционы были в парке, я ещё в школу не ходил). Пристёгиваешься прочным матерчатым ремнём с массивной пряжкой с «зубастым» захватом, и когда все уже расселись, включаются моторы. Центробежная сила поднимает кресла, и они слегка наклонно движутся по кругу положенные три минуты. Я про качели не говорил, сколько там время катания, да и здесь мог не говорить, потому что время катания на таких аттракционах тогда вот было почти везде три минуты.
  А ещё был «Вихрь», который, в принципе, и сейчас есть. Только нынешний «Вихрь» по-другому технически устроен, в частности, у «Вихря» в Тридцатилетии нет моторов на верхнем кольце, как у «Вихря» в Парке Победы. Вообще «Вихрь» – это узкая, высокая «колонна» с кольцом, к которому на цепях крепятся сиденья – не спаренные, как на «Ромашке», поэтому детей совсем уж дошкольного возраста на «Вихрь» не брали. Винты у «парк-победовского» аттракциона были не защищены решёткой, что лично мне очень нравилось, и даже было больше желания попасть на него, чем на «Ромашку» – но не пускали. Помоста у «Вихря» в Парке Победы не было, или он был очень низким, при катании вы отрывались от почти что самой земли. Более поздние модификации, близкие к карусели из «Чехословацкого луна-парка» (что отдельная тема, расскажу позже), имели высокий помост, и на них не было винтов. В 2008 году я несколько раз катался на подобной карусели, когда ездил в Боровое. Это отдавало известной провинциальностью, конечно, парк аттракционов там был маленький, не очень изощрённый – но там и зона отдыха была достаточно дешёвая в целом. Хотя впечатление было – но на то были другие поводы, если честно…
  - Не, парни, тут минестроне реально вкусно делают. А если с «пармой», то такой привкус интересный получается.
  - Да, такой немного шоколадный, – отвечаю я на реплику Спайс. – Я пробовал пару раз, мне понравилось. Здесь вообще точка не хуже центровых. Пиццу делают очень хорошо, спагетти, я «Болоньезе» заказывал – отличная штука.
  - Саня, тут к твоему случаю, что ты про «Ромашку» рассказывал, – говорит Ник. – Вот такая как раз в Тридцатилетии до сих пор стоит. С винтами.
  - Было один раз желание взять и скататься туда, вспомнить детство. Так это деньги надо, а меня тут припрягли откладывать на эту долбаную кабинку. И как раз я приодеваюсь к демисезону ещё, да и Бортник говорит, розу надо корректировать. И носки закупать. Хвала Богам, что мыло вовремя купил. Но если повезёт, то можно разик скататься. Может, там что-то из старого ещё работает – «Сюрприз», «Иллюзион»… На колесо бы сходил, но там колесо не очень удобно расположено, с Нефти в своё время автовокзал и рынок видно было.
  - Там застроили, что можно и нельзя, – сетует Бэби Спайс. – Рынок ты с колеса вряд ли увидишь, автовокзал – если повезёт.
  - Главное, чтобы там парк работал, были проблемы.
  …Была такая история, да. А вообще – я очень многие аттракционы посетил именно в Советском Парке, то же «чёртово колесо». В городе я их знаю всего два – в Тридцатилетии и в Советском Парке (ПКиО Советского района). Не сильно огромные, но первый раз я испугался и на второй круг не пошёл, но зато потом наверстал. В Советском, в Тридцатилетии я не был на колесе. Там были «корзинки под зонтом», в которых был «руль», чтобы можно было повернуть кабинку и смотреть в другую сторону, например, выбрать вид поживописнее. Жалко, что с биноклями там была напряжёнка, а у нас не особо они водились на тот момент.
  Там же я опробовал и «Сюрприз» – кольцо из «стоячих» кабинок, которое вращается на подъёмном основании, а в центре карусели – «распускающийся» металлический цветок. Карусель наклоняется во время вращения (меня в первый раз немного укачало, на такие аттракционы сильно мелких детей, к слову, не берут). В тот самый первый раз я сильно нервничал, когда оказался там, может, ещё и это поспособствовало, так сказать. Потом уже было проще, хотя на свои я пока на такое удовольствие не тратился, да и не знаю, действует ли «Сюрприз» сейчас – аналоги есть, часто слабенькие, видел облегченный вариант с двумя «кольцами» (основание наклонено постоянно, просто «кольца» за счёт его вращения меняются местами). Было это в Боровом, и я этим вариантом не пользовался, потому что кроме меня, матери и сестры, был племянник, сестры сын, а его надолго тогда не отпустишь. Он туда хотел, но такого возраста, как он тогда, туда бы не взяли.
  В Сладком Парке (ЦПКиО имени Горького, Москва) часто снимали телесюжеты и даже что-то вроде клипов на песни. Так там всякие аттракционы были, включая карусели-«подъёмники», у них разные названия, но принцип один: на низком основании находятся большие подъёмные крепления, которые поднимают кабинки. Нажимаешь кнопку – и поднимается, насколько ты готов. Кстати, в отличие от «Сюрприза» и колеса обозрения – спокойно опробовал, хотя до самой посадки некоторый мандраж был. Это было, понятно, не в Москве, а в Советском Парке, это был «Ракетоплан» (кабинки в виде ракет). Аналогичные, но более изящные карусели были (тоже попадались, но в первый раз это было в Эстонии) с кабинками в виде лебедя или ступы Бабы-яги, именно я их опробовал в «Чехословацком луна-парке», специально несколько раз ездили. Я уже говорил, про чехов ещё отдельно поговорим, там отдельно можно рассказывать.
  Самая экзотика была на какой-то момент – «Иллюзион», не про кинотеатр разговор, сразу же. Это не карусель, аттракцион в помещении. Внешне ты не поймёшь, когда за пределами видишь, как там что-то в домике поворачивается. «Соль Упячки» – садишься с группой людей, кто билеты купил, на мягкий диван, вас «ограничивают» длинной, обтянутой кожзамом цепью. И вас как бы начинает «крутить» в комнате, можно испугаться с непривычки. На самом деле крутится сама комната, в которой вся обстановка жёстко закреплена. Как часто бывает, сначала напугался, потом даже понравилось. Есть ли эта штука сейчас, не узнавал, наверное, есть…
  - Ваши пиццы, – официантка, по типажу чем-то напоминающая Катюшу Пенькову-Шипилову (знаток номер один всех омских неформальных тусовок и автор самых серьёзных сюжетов про панков), ставит на стол пиццы, заказанные Анжеем и Ником. – Ваши сейчас будут, – это нам.
  - Тут, кстати, даже маленькие осьминожки в пицце бывают, говорит Спайс.
  - Ага, только она дороговатая, – отвечает Анжей. – Но к теме, поскольку мы говорили тут про аттракционы. Я тут недавно ездил в «Континент», Гражина платье покупала. Ну, и пока мы там ходили, я покупаю билет Ежи на аттракционы там, а то в прошлый раз не сходили они с мамой на батут, печалька была.
  - А мы своего никак не сводим, – усмехаюсь я. – Хотя ему это уже неважно, из-за компа не вылезает с этими играми.
  - Так там же автоматы есть, – говорит Ник. – Хотя, знаешь, после нынешних игр те автоматы – это слишком дорого для примитива.
  …Да, прав Ник, сейчас большинство детей из моего и моих знакомых-родственников-друзей, наверное, мыслят о новом диске с игрой и вряд ли сильно оценят скучноватое катание на «Автодроме» или «Ракетоплане», хотя…
  Кстати, «Автодром» – это была мечта, когда я в первый раз побывал в Тридцатилетии, мы ездили в приехавший туда зоопарк. А то – в том же телевизоре сколько мелькал. Вообще это что – машинка с металлическими колёсами и штангой, которая проводом касается сетки наверху павильона. Жмёшь педаль – и едешь вперёд, поворачивая в стороны. По бокам обито толстой резиной, это для сбережения корпуса от случайного столкновения, они на этом аттракционе – не редкость. Конечно, преднамеренное сталкивание – это нарушение правил. Там вообще часто давалась команда через «матюгальник», чтобы поехать, а когда заканчивается сеанс (минут, если я не путаю чего, пять), ток перестают подавать, и всё останавливается. У нас одно время недалеко от дома был «Автодром», я в школе тогда учился.
  Были ещё «Автобусы» – такая штука на колёсах, вроде врытых в землю детсадовских «автобусов», моя любимая штука тоже была (не аттракцион, он-то при первом катании уже так не впечатлял). Два руля для вида, автобусы положенное время катаются по замкнутой траектории. Тоже в своё время хотел на таких скататься, но – выше рассказал вкратце про это дело.
  А у чехов был кольцевой вариант «Автодрома» (забавно, но слабее) – «Автописто». Там за руль машины нужно было держаться двумя руками (инструкция). И машинки катились по кольцевой трассе, хоть и самостоятельно.
  Разрекламированные «Весёлые горки» – опробовал на Зелёном острове. Поезд из прикреплённых на шарнирном креплении к моторному основанию вагонеток, катящихся по извилистому рельсу. «Эффект взлёта» на высоких участках рельса, кстати, был, в отличие от чешской «Колокольной дороги», где вагонетки были заменены санями. Кстати, забавный момент – такие горки были в Сладком Парке, и их даже использовали для съёмок в «Утренней почте» и ещё каких-то программах, но подробности я тут не вспомню, да и про телевидение расскажу в другой раз и отдельно, иногда даже про отдельные передачи или их подборки.
  Сейчас, если вот так рассказывать, я у кого-то слезу, наверное, выжму и встречный рассказ, с большими подробностями, но большинство просто не поймёт, о чём речь. Отношение такое уже сформировалось, что это несерьёзно. Но ведь кому-то в Москве же пришло в голову создать зал из старых советских игровых автоматов – что отдельная тема, конечно. И карусели многие помнят хорошо, в частности – те, которые сейчас не функционируют…
  - Вот, ваши пиццы. Приятного аппетита.
  Можно спокойно разматывать приборы и приступать к трапезе. Бэби Спайс отвлекается от разговора, потому что ест. А Ник продолжает говорить:
  - Я как-то раз ездил в Свердловск, и там как раз приезжали чехи с луна-парком, там такая толпа была. Причём, билеты на русские аттракционы, понятно, дешевле. А всем же те же лотереи были интересны. Я играл несколько раз, ничего интересного не выиграл.
  …Это такие лотереи беспроигрышные, там или рыбку пластмассовую вытягиваешь с номером, или надо бросить на поле с ячейками несколько шариков для настольного тенниса (сумма номеров ячеек – номер выигрыша). По-настоящему серьёзно там редко, кто выигрывал, а если купить такое было можно, то цены были на хороший «кусь-кусь».
  Именно в «Чехословацком луна-парке», к слову, я впервые побывал в «пещере неожиданностей», она же «пещера ужасов». Садишься в вагонетку и заезжаешь в тёмный ангар, где по пути подсвечиваются всякие монстроидные манекены, а ещё там случайно можно зацепить «рваную» занавеску, тяжёлую такую. И эффект такой, что тебя за волосы хватанули. В первый раз, конечно, впечатляет, но чтоб по-настоящему что-то страшное – этого не было, я не помню такое, как минимум. Сейчас различный варианты этого аттракциона там и сям по тому же Омску есть, но я на них не бываю.
  Ещё был забавный случай, я чуть не попользовался по ошибке контролёрши на чешском аналоге «Вихря», но «”Эрфуртская” заела», как говорил Маяковский. Не помню, нашли ту деваху, которая просила отдать билет на контроль…
  - А я тут с Маруськой хочу всё сходить в «Континент», там есть площадочки, недалеко как раз от нас, и есть, где развлечься.
  - Тонька, ты в «Мегу» не ездила? Там сейчас открыли развлекательный комплекс.
  - Ой, Анжей, не до того тут было, – отвечает Спайс. – Хотя… Знаешь, я твоим советом как-нибудь воспользуюсь. Это где конкретно?
  - По другую сторону от «Икеи», там почти сразу рядом «Проворный ткачик».
  - Ну, значит, найду.
  …Был я там, хотя не заходил, не было денег, да и не маленький, честно говоря. Но не об этом, я сейчас ещё буду про аттракционы рассказывать.
  Так вот, одно время очень были популярными аттракционы, когда мотоциклисты выполняли трюки на вертикальной стене или внутри сферической клетки. Я неоднократно на такие ходил, когда были на это средства. Конечно, аттракционы по нынешним временам средненькие, если так посмотреть, но тогда было невероятно интересно смотреть – да и в наши палестины такие хотя бы заезжали почаще. По-моему, как раз в Тридцатилетии или где ещё, когда мы в зоопарк ходили, я мельком упоминал это, мы ходили и на «Вертикаль» (первый раз был, как мы туда попали)…
  - Анжей, ты не рассказывал же, как тебя приглашали выступить на «Шаре смелости»?
  - Сто раз рассказывал, но хрен с ним, в сто первый расскажу, – поляк усмехается. – Был такой гонщик, спортсмен даже, Валерий Бреусов. Только он не «Шаром» занимался, а «Вертикалью», это гонки по стенке. Ну, и мы с ним иногда общались, в основном, на темы мотоциклов. И спор у нас вышел (не с ним, он просто присутствовал), что я сделаю «Мёртвую петлю». Сразу нашлись те, кто начал отговаривать, потому что трюк не для новичков. Бреусов был одним из них. Но это был уже вопрос принципа, так что договариваемся (я, кстати, тогда женат ещё не был). И, значит, меня представляют, как гонщика, я захожу в шар и отрабатываю. Разумеется, до этого была масса тренировок, я осваивал снаряд, но это было предусмотрено. И когда я вышел и сделал, никто из зрителей даже не знал, что это на спор. Бреусов там не присутствовал, сам работал в соседнем аттракционе. Но он был в курсе, что я это делаю, даже сам видел, как – он же сначала меня отговаривал, я упоминал это только что. И, значит, я выхожу, а эти друзья-товарищи, они же всё видели, надо же было убедиться, что я это сделаю. Конечно, я понимаю, что они хорошо сейчас огорчены проигрышем, сами ввязались. Но всё нормально, пожали друг другу руки, и я получил выигрыш. И вот тогда мне и говорят: «Молодой человек, вы бы не хотели заняться этим профессионально?» Я вежливо отказался, потому что как раз тогда у меня начались отношения с Гражиной, и я очень хорошо запомнил, как она меня сразу после этого выступления отчитала. Да и что-то одно – музыка или трюки. Я всё-таки музыкант. А так, если сходить, посмотреть – до сих пор, кстати, у каких-то «штатников» или бразильцев был усовершенствованный шар, видел только видео, хочу так посмотреть.
  - Ваш кофе, – официантка (всё время забываю, как её зовут) прерывает наши рассуждения, и Спайс спрашивает, сколько с нас в общем числе. – Сейчас, посчитаю.
  - Так вот, – продолжает Анжей. – Раз уж начал, так закончу. Давненько не приезжали к нам мотоциклисты, просто не видел, чтобы что-то такое было. А в Тридцатилетие съездить надо, обещал всё-таки. Далеко от нас, но в наших палестинах такого нет вообще. У нас одно время были игровые автоматы в некоторых домах отдыха…
  - Ага, помню, «Морской бой», кажется, в «Сибиряке» или поблизости, там пункт проката был.
  - В «Иртышском», в Чернолучье, такая же история, – отвечает Анжей на моё замечание. – А вообще, если что, я могу помочь с информацией. Ты же такое собираешь. Так вот, есть вариант один – надо только подключить друга в Москве, у него знакомый собрал музей старых игровых автоматов, всё в отличном состоянии.
  - Парни, – подаёт голос Спайсушка, – отвлекитесь. Я тут насчёт «Цеппелина» хотела уточнить. Это Друм с Куликовым организуют?
  - Нет, а что?
  - Так, не совсем поняла, чья это акция. Ладно, проехали…