Красные уралвагонзаводцы

Григорий Пономарчук
     Предисловие к серии мини-очерков об уралвагонзаводцах    

     Вообще-то, они не совсем красные, скорее, терракотовые. На солнце они «горят» и кажутся алыми. Это я о новеньких – только что с конвейера - товарных вагонах, сверкающих свежей краской, с яркой белой  «вороной» на боках - эмблемой Уралвагонзавода.

     Первое впечатление - самое сильное. Позже я  увидел и «буровые установки». Так  представляли неосведомлённым гостям другое заводское изделие  - «Т-72». Они меня уже не сильно поразили. Когда их некрашеные, без башен и гусениц корпуса тащат по территории, они вполне могут сойти за любую абракадабру. Особенно, если гости буровую установку тоже никогда не видели.

     Сегодня много нелестного и говорят, и пишут об этом заводе и его людях. Как можно одним небрежным мазком испортить десятилетиями создаваемую гармонию взаимного притяжения людей и «железа», эту  огромную, многомерную «социально-индустриальную картину»? Очень просто. Окуните кисточку в грязь. Танкам эта грязь "до лампочки", а людям придется долго отмываться. Это тебе не «шпингалеты самовывозом из Нижнего Тагила». 

     Я - живой свидетель целого десятилетия последнего мощного рывка этого расслабившегося было «в застое» гиганта оборонпрома и последовавшего за ним не менее впечатляющего «упадочного» десятилетия.

     Мне кажется, перечислять имена тех, кто с наслаждением хищника растаскивал, рвал на куски,   заглатывал, давился и снова глотал всё, что ему не принадлежало, но никем не охранялось, сегодня преждевременно и небезопасно: хищники и в силе, и во власти. Имущество завода - большое как страна, в один присест его не съесть.
 
     Ходят слухи, что предвыборные (2012 г.) пиар-события, поставившие не только завод и город Нижний Тагил, но весь Урал в центр внутриполитической жизни страны, поставили точку в вопросе «кто же последний бенефициар?» этого некогда самого большого в мире завода (по свидетельству the New  York Times, опубликовавшей летом 1980-го года фотографию его территории, полученную американским спутником).

     Хочу сказать только, не "халманскими" гримасами славен  многоликий   образ завода-города. Гримасы эти время смахнет.
 
     Портретные ракурсы героев моих  «заводских» мини-очерков  определяются масштабами и характером  человеческих и производственных отношений автора с этими интересными людьми - уралвагонзаводцами.