Эдуард Мане 2

Галина Магницкая
                ИМПРЕССИОНИСТЫ. КАЛЕНДАРЬ ИСКУССТВ.


                22 Июль


Эдуард Мане. Бар в «Фоли – Бержер». 1881 год.
Галерея живописи Института Курто, Лондон.

За этой прозаической стойкой бара, превращенной волшебством художника в драгоценную оправу из сверкающего нежными и глубокими оттенками натюрморта, - эта девушка-продавщица представлена Эдуардом Мане как прекрасная богиня, царящая над мерцающим, случайным, неустойчивым миром и не снисходящая до него».
Андрей Чегодаев «Импрессионисты».

***

Мне же видится данное полотно несколько иначе. Поражает замысел картины, его ошеломляющая необычность: стройная девушка стоит за стойкой в обрамлении винных бутылок и фруктов, а в зеркале позади нее отражается часть бара с множеством людей и переливчатым блеском огней. В одном мгновении художнику удалось передать трепетность, присущую жизни. Вернее двум самостоятельным мирам – миру барменши и публики.

Перед нами молодая девушка по имени Сюзон, которую очевидно хорошо знают постоянные посетители бара. Она замерла в неподвижности, предавшись своим раздумьям. Взгляд ее глаз переполнен грустью, отрешенностью и одновременно безразличием к окружающему. Возникает ощущение, что еще немного и у неё появятся слезы. А еще мерещится затаившаяся улыбка, которой приходится одаривать посетителей. Несмотря на свою юность и привлекательность, Сюзон, думается, уже не ожидает ничего хорошего от жизни, которая мелькает в зеркалах и проходит мимо. Именно поэтому несмотря на праздничность обстановки настроение картины весьма печально, поскольку основу ее составляет одиночество. Одиночество в людской толпе.