Асанали Ашимов - чекист двух столетий

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

Честно? – сподобил меня на этот пост фильм 2009 года «Волчий след» («Кто вы, господин Ка?»). Не лучший опус мастера. Но радостно уже то, что видишь его живым и бодрым в столь почтенном возрасте (да после вынужденной разлуки в четверть века!): даже на старости лет вырубает плохих парней знакомыми приёмами старины Ка, коими побивал он белых контрреволюционеров - засланцев харбинского полковника Федотова (Олег Табаков).

«Волчий след» - 4-я, ультра-современная, часть выдающейся чекистской трилогии про г-на Ка, он же чекист Касымхан Чадьяров: «Конец атамана» (1970 – об устранении атамана Дутова),  «Транссибирский экспресс» (1978 – о неудавшемся покушении на японского миллиардера-социалиста), «Маньчжурский вариант» (1989 – о срыве квантунских заговоров).

Чего тут выбирать? «ТрансЭкс» - лучшая глава три-…, пардон, тетра-логии (теперь - с «Волчьим следом»). Причем, 3 и 4 главы даже близко не добирают в той самой живости экспрессии, коей отмечена  начальная половина. Куда? Её ж делали по сценарию братьев Михалковых (Никиты и Андрона). Умели, без врак умели, работать ребята (причём, во славу ЧК и супротив монархистов всех толков и даже, пардон, белячества…). Ну да, разве скажешь тут плохое, ежели неча?..

«Транссибирский экспресс»… Уверен, этот фильм всегда, при любом полит-модном раскладе, заслуженно вклинится в десятку лучших – остросюжетных и умных – советских (а то и отечественных) боевиков. Редкость уже, когда оба условия соблюдены. Допустим, в трилогии про «Неуловимых» превалирует пункт № 1.

Я не стану тут сильно критиковать 4-й фильм. Имеется, минимум,  три вопиющих логических провала. Первый, когда всесильный Ка, спасая вагонного паренька-наркокурьера, везёт кучу мафиозных подонков в Афган и, будучи у тамошнего «Басая» в абсолютном авторитете, отчего-то не кончает с этой нечистью, законченной мразью, скопом. Нет, ясен пень, как и пень ясень, блюдет он некие законы восточно-бандитского джентльменства (на деле – законы жанра и продю-серии).

Второй несостык – суперагенту Ка должно быть, по минимуму, сто с хвостищем.

Про третий и последующие экстра-ляпы не буду… смотрите сами…

В 4-й картине единственно-выигрышно то, что 1) перед нами великий казахский и советский актер Ашимов! 2) Его ХАРактерность и ХАРизма сложно и парадоксально переплетены.

Это всё. Потому что память переносит в «ТЭ» - транс-экспресс, где…

…Совершенно хрестоматиен, но бесконечно  востребован памятью  поединок у паровозной топки Красного батыра Чадьярова (лопата) с Белым офицером Шнайдером (лом - великий Конст. Григорьев). И это, честно, круче (и раньше) «Пиратов ХХ века».
 
А дуэт держателя харбинского «стриптиз-клуба», подставного «мешка» Ка с аристократической экстремисткой (красавица Нонна Терентьева)?! Помните (если не помните, апеллировать без толку): «Сашенька, скоро задание получим»?!

И тут, безусловно, пособил бесподобный дубляж Александра Калягина. Не стал Калягин продолжать проект, и голос героя утратил нотки истой художественности, той правды, которая внятна и сродна народу.

Откуда тот успех? Не от вложенных же лимонов. Какие, право, лимоны, господа? То ж было типовое, во многом по замыслу, абсолютно проходное, советское кино, где, вопреки всему, начиная с несуществующей рекламы, на равных резонировали главные – таланты. В итоге, Асанали Ашимович, наряду со своими партнёрами, стал великаном общечеловеческой культуры. Ими и пребудут!

Ну, а то, что он из ничего менее, чем за полтора часа, снизал настоящий и вневременной образ Чекиста, не стыда заслуживает, а гордости и славы!

Одно жаль, не выпала на долю Асанали Ашимова такая грандиозная роль, которой был закатно осчастливлен великий его учитель Нурмухман Жантурин (дилогия о Бейбарсе).
 
Но тут уж кому как, кому какое время: Жантурин, выдавливая все соки и токи своего таланта, сыграл роль Великого одновременно с уходом самого Великого – Советского Союза.
 
Не дай же Бог никому такой трагедии даже ради Роли!

Лет и ролей!!!


Известные роли в кино: Кенжетай («Ботагоз» 1957), Жанай Уралов («На диком бреге Иртыша» 1959), Каймен («Крылья песни» 1966), Бекежан ( «Кыз-Жибек»  1969-1970), Камал Айкенов («Вкус хлеба» 1979) и др.
   
В качестве постановщика снял 4 фильма, в том числе «Чокан Валиханов» (1984) - о великом казахском просветителе позапрошлого века.

Краткая биография («Кино-Театр.Ру»)

Родился 8 мая 1937 года в с. Байкадам Сарысуского района Джамбульской обл., Казахская ССР.

В 1961 году кончил Театрально-художественный институт искусств при Казахской государственной консерватории им. Курмангазы , в Алма-Ате.
 
С 1963 года — актер и режиссер Казахского Государственного Академического театра драмы им. М.Ауэзова.
Народный артист Казахской ССР (1978). Народный артист СССР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1974, за театральную работу); Лауреат Государственной премии Казахской ССР им. К. Бейсеитовой (1973, за роль в фильме «Конец атамана»).
Кавалер орденов «Отан» и «Курмет».

Первая жена, Майра, (дочь режиссера Шакена Айманова) и двое сыновей, Мади и Саги (талантливый актер), - трагически погибли. Вторая жена, Багдат, подарила артисту в 2007 году сына, Асанали-младшего.

Кадр из фильма "Конец атамана"