Практика. Документооборот

Дубовик
Курс выживания для менеджера (продолжение)

Работал в одной компании сотрудник Илья М. Был Илья принят не так давно и всего полгода, как находился в компании. Компания его занималась предоставлением услуг на территории огромного офисного комплекса.
Работал наш Илюша с должным трепетом и поразительной для его лет исполнительской дисциплиной. И вот настал день, когда свалилась на него большая проблема. Проблема заключалась в том, что один из крупнейших арендаторов обратился в Илюшину компанию с несколько нестандартной просьбой, но вполне соответствующей профилю деятельности компании. Запрос состоял в подключении определённого оборудования к сети арендодателя.
Илья провёл предварительные переговоры и ознакомился с потребностями арендатора, после чего удалился к техническому директору своей компании. Технический директор (типичная сволочь) увидев масштабы работ и сложность закупленного арендатором оборудования, попросил Илюшу сходить ещё раз к арендатору и объяснить, что данные работы может выполнить только фирма продавец данного оборудования. (Заметим, что в компании существовала утверждённая документальная форма взаимодействия между отделам Илюши и технической службой. Однако, наш молодой сотрудник её отверг, прибегнув к устному общению с техническим директором, желая как можно скорее помочь клиенту.) Наивный юноша, продолжая повышать исполнительскую дисциплину, «отнёс» всё сказанное техническим директором арендатору. Там его выслушали, поблагодарили и подарили фирменный блокнотик. Довольный Илюша вернулся на своё рабочее место и продолжил трудиться.
Через двадцать минут, в кабинете раздался тревожный телефонный звонок, а спустя десять минут в кабинете генерального директора компании состоялось совещание с элементами группового анального секса в котором Илюша ещё ни разу не практиковался. В оргии принимали участие следующие лица: генеральный директор, технический директор, руководитель Илюшиного отдела и, собственно, сам Илюша. Беседа сразу приняла конструктивный характер. Мат, лившийся из уст генерального, был подобен журчанью чистого горного тибетского ручья на рассвете. Не вдаваясь в тонкости дебюта директора, отметим, что речь шла об отказе в помощи установки оборудования тому-самому «крутому» арендатору.
Немаловажно рассмотреть события, случившиеся в те самые двадцать минут, в течение которых жизнь Илюши протекала самым спокойным образом.
Между хамским отказом арендатору 9по мнению самого арендатора) и совещанием, арендатор позвонил владельцу офисного здания и «выдрал» его (т.е. фактически, совершил развратные действия в устной форме) за тот сервис, который он получает и выразил своё недовольство относительно работы компании Илюши. В свойственной арендатору шумной манере, он напомнил арендодателю о помятой на платной парковке машине, о неработающем унитазе и о внезапном отключении электричества, объяснений которому в письменной форме он ещё не получил и пообещал съехать со всех четырёх этажей в течение квартала. Теперь вы можете догадаться, что было дальше… Владелец офисного здания вызвал к себе генерального директора компании Илюши и высказал ему свои опасения относительно его соответствия занимаемой должности и компетентности сотрудников, возглавляемой им компании. Так же он напомнил о совете директоров на следующей неделе и пообещал задуматься над его кандидатурой вслух, если потребности арендатора не будут удовлетворены в течение дня. Вот отчего внезапное совещание носило такой негативный оттенок.
В настоящий момент в кабинете звучал один вопрос, очистив который от нецензурной брани и всевозможных фразеологических оборотов, можно занести в протокол совещания следующим образом: «Кто отказал арендатору?» Илюша, находясь на грани сердечного приступа, дрожащим голосом заявил, что это сделал он. Следующим вопросом был вопрос, высказанный, кстати, ещё грубее, чем предыдущий: «Почему?» Дальше Илюша, подобно деревенской девственнице, пострадавшей от глумления заезжего механизатора, почувствовал на себе все тяготы взрослой жизни.
Тихим голосом он рассказал генеральному директору хронику событий и упомянул о техническом директоре, который и озвучил отказ в монтаже оборудования. Технический директор с лицом сытого бельгийского младенца, сказал, что такого указания не давал. Затем он напомнил о существовании установленной формы заявки, предназначенной для согласования заданий между отделами, которой не поступало, а стало быть, и отказа не было. Просто Илья (со слов технического директора) в личном общении чего-то недопонял и ляпнул, по собственной инициативе, арендатору. Потом технический директор добавил, что отказываться от выполнения таких прибыльных работ он не имеет никакого морального права, ибо кто как ни он должен (как, впрочем, и каждый сотрудник компании) заботиться об увеличении доходов предприятия.
Далее генеральный директор обратился к руководителю Илюшиного отдела и выяснил, что заявки действительно не было и он не совсем в курсе данного вопроса. Такой ответ привёл в ярость генерального директора и излагать дальнейшую суть и стилистику монолога не имеет смысла.
Теперь, когда красноречие генерального директора несколько «побледнело», займемся итогом встречи сотрудников компании.
1.Получили все в зависимости от ранга.
2.Принято решений о финансовом наказании каждого в рамках месячной премии.
3.Объявлен выговор Илюше
4.Поставлена задача исправить ситуацию.
Илюшу от работы с арендатором отстранили и направили на новую встречу с арендатором уже руководителя отдела.
Какова же мораль всего сказанного. А мораль такова, что молодые работники не уделяют должного времени бумажке, наивно полагая, что сказанное не забудется, что начальник от своих слов не откажется, что генеральный директор будет справедлив, что все работают в одной команде и т.д. Нет друзья, всё в жизни наоборот. Когда случается прикрывать свою розовую поросячью попку, любой руководитель вас сгноит и устно вы ничего не докажете. Подобные «разборы» кончаются тем, что генеральный директор выбирает между твоим словом и словом руководителя с которым он пьёт коньяк по пятницам, с которым он таскает девок по номерам в командировках и с которым он утаивает налоги. Догадываетесь, чьё слово окажется главным?
Пренебрегать документооборотом (если таковой существует в компании) не следует. Здоровый формализм ещё никому, никогда не помешал. Нельзя давать повод другим сожрать тебя. Бороться с посредственностью надо уже имеющимися в компании инструментами.
В крупных компаниях клоуны с электронной почтой, смс-перепиской и устными обещаниями сгорали дотла при первом же разборе. Если ты хочешь защитить себя, не поленись, напиши служебную записку, зарегистрируй в установленном порядке и передайте адресату.
Если руководитель принимает решение вопреки материальному благосостоянию компании или толкает тебя на нарушение должностных обязанностей, то тебе просто необходимо защитить себя.

Хотя, в российских компаниях, тебя, пожалуй, никакая бумажка от воли генерального не спасёт. Увы.