Глава 6. Договорной брак

Наталья Ческидова
   Договорный брак - форма брака, заключенного на основе предварительного договора, обычно родителей жениха и невесты, но без их участия.
    В конце XIX - начале XX века у многих народов были распространен так называемый  колыбельный сговор. Родители двух детей договаривались между собой поженить их, как только они станут взрослыми. В народной среде сохранилась память о колыбельном сговоре. Старики  помнят об этом из рассказов своих дедов: "Раньше определяли для себя жениха и невесту, когда только рождались. Родители выбирали своему ребенку пару по "породе", по здоровью младенца. Также, если две семьи были дружны между собой, то родившихся мальчика и девочку обручали еще в младенчестве, объявляли женихом и невестой. Когда дети становились взрослыми, то их нужно было женить, вне зависимости от того нравятся они друг другу или нет".
   У горных алтайцев, например, был обычай договариваться о женитьбе детей, которые даже и не родились. Если рождались мальчик и девочка, то брак, как правило, заключался, когда дети достигали определенного возраста, при этом желательно было их согласие. И тем не менее, ученые считают, что случаи колыбельного сговора весьма редки и, по-видимому, он практиковался только как исключение.
   У якутов в XVII-XVIIIвв. тоже существовал колыбельный сговор. Распространение этого обычая диктовалось стремлением заранее обеспечить мальчика женой, а девочку мужем, облегчением выплаты калыма, которая растягивалась на более длительное время, а также заботы родителей невесты о приготовлении приданого. По достижении детьми совершеннолетия играли свадьбу.
   Но уже в XIX - начале XX в. обычай колыбельного сговора потерял былое значение. По материалам наблюдений ученых, якутам был известен и обычай обручения малолетних. Обручали детей в возрасте от одного до десяти-одиннадцати лет. Иногда пяти-шестилетние дети - будущие супруги - росли и воспитывались вместе, как брат и сестра, постепенно привыкая друг к другу. Нередко десяти-двенадцатилетние дети уже могли жить как супруги. Обручение малолетних диктовалось стремлением двух семей заключить родственный союз, а у богатых укрепить таким путем свое положение и влияние в обществе как можно раньше.
   Обручение малолетних не всегда имело благополучный исход. Часто возникали споры и тяжбы по поводу уплаченного калыма и полученного приданого, так как обрученные дети, будучи взрослыми, отказывались соединять свои судьбы (Слепцов В.А., 1989. - С. 17).
   Договор о браке считался нерушимым. Если отец невесты по какой-либо причине не хотел отдать свою дочь, то он обязан был выплатить штраф в размере обусловленного заранее калыма.
   Что такое  калым ? Слово имеет тюркское происхождение  и обозначает плату или выкуп,  который платили за невесту родителям или родственникам невесты.
   По мнению советских идеологов калым являлся  чем-то вроде компенсации родителям  невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в семью мужа. Переговоры о калыме и подарках “берне”, их размерах велись во время сватовства. Соглашение между сватами жениха и родственников невесты, заключалось в доме невесты. Тут же обычно вносился задаток, а затем происходил обряд оформления брака, совершаемый эфенди.
Уплата основной части калыма производилась в течение нескольких сроков. Калым мог уплачиваться деньгами, оружием, скотом и другими ценностями. Иногда вместо денег или скота калым уплачивался участками пахотной и покосной земли, но тоже в пересчете на деньги.
   По обычаю, весь калым должен был поступить в собственность невесты, но на деле им распоряжались ее родители.
  Иногда случалось, что жених умирал до свадьбы. Что в этом случае происходило с калымом? Родные девушки вправе были требовать половину оговоренного калыма. Если жених отказывался от невесты, то ее родственники также получали половину от калыма, видимо, как компенсацию за моральный ущерб.
  В связи с тем, что устройство свадьбы требовало значительных затрат, юноша уже в возрасте 15 лет вынужден был начать готовиться к свадьбе.
  Сейчас молодые  семьи, как правило, стараются жить отдельно от родителей. Поэтому  калым является  вкладом в общее имущество будущей семьи.
  Калым распространен  у многих народов мира, особенно у азиатских народов, на Кавказе и на Севере. Отголоски калыма можно встретить и сейчас. Например, у нас на юге, в армянских и грузинских семьях жених покупает платье и туфли для невесты и платит за свадебный стол. 
   Ученые считают, что калым возник раньше, чем приданое. Что такое приданое?
  Прида;ное- это имущество, которое выделяли невесте  её родители.
Его готовили дочерям с их рождения до замужества. Оно состояло из разнообразной одежды : рубах,  женских головных уборов, украшений, кафтанов, шубы или полушубка, шапки,  постельных принадлежностей (перины, подушек), домашней утвари и скота (лошади, коровы, овец). Оно хранилось в сундуках, которые потом забирала с собой невеста.
   Вот как написано об этом в "Домострое", настольной книге XVI века по ведению хозяйства на Руси : "А у кого дочь родится, тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя животинку растят с приплодом или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную,  и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток. И всего будет полно".
   В современный набор приданого добавились драгоценности, золото, хрусталь, ковры, а также  значительные суммы денег и ценных бумаг (это особенно касается дочерей банкиров и финансистов нового времени). Кроме того автомобиль и  недвижимость в виде дома, квартиры, дачи.
   На Востоке особое место в составе приданого занимало “берне”, т. е. подарки для родных жениха. Родители невесты должны были заготовить и наделить подарками всех членов жениховой семьи, а в первую очередь самого жениха.
Берне состояло из предметов одежды и различных мелочей : кисетов, шнуров для шаровар, пистолетов, часов и т. д.
   Отцу и матери жениха дарили полные национальные костюмы. Для бабушки и дедушки  шили так называемые кафтаны (къаптал),  заменявший собой пальто. Особые подарки дарили дяде жениха за то, что он поставлял  необходимый для устройства свадьбы скот. Не забывали и остальных родственников жениха--братьям, сестрам, племянникам и племянницам  дарили по одной или две принадлежности одеяния, для девушек — мелкие предметы: серьги, кольца, пояса, зеркала, наперстки, платки, шкатулки, другие вещи.
   Не забывали и сватов. Родители невесты наделяли  их сукном, одеждой, скотом, оружием, т. к. при совершении брачного обряда сваты вносили некоторую долю калыма из личного кармана.
   Из всего выше перечисленного видно, что расходы на эти подарки были очень значительными и достигали суммы предварительного калыма.
   Размер приданого во многом определял популярность невесты.  В богатом городском доме власть жены объяснялась, по мнению учёных, ролью её приданого: принесённые женщиной в дом мужа средства давали ей право требовать внимания со стороны мужа, что иногда рассматривалось мужьями как посягательство на их свободу.
   Древнегреческий историк Плутарх писал: "Знаменитый афинский законодатель Солон издал указ, по которому женщины приносили мужьям в виде приданого три платья и немного дешевой мебели. Этим он желал достигнуть того, чтобы жены не покупали мужей и не превратили брак в своего рода торговлю". Великий Солон совершенно основательно придерживался того, что основой для связи мужчины и женщины должны служить любовь и наслаждение, но ничуть не материальные расчёты: "Если же  берут супруга или супругу за деньги, то это не брак, а торговая сделка. Единственная забота, единственный вопрос - это богатство, приданное, которое предпочитают всяким добродетелям. Душевные качества перестали быть двигателями счастья." 
   Возникает такой вопрос: что происходило с приданым, если умирала дочь? В случае смерти дочери приданое возвращалось отцу «вместо утешения», «чтобы, потеряв дочь, он не страдал ещё и от денежного убытка».
   Вспомните, как происходило в Римской империи: в случае развода приданое возвращалось семье, но если был установлен факт измены со стороны жены, приданое не возвращалось.
   Петр Первый, который внес множество изменений в законы о семье, также рассматривал вопрос о приданом. Согласно его законам приданое жены не является  общим имуществом супругов, это отдельное имущество жены, которым муж не может даже пользоваться. Жена имела право свободно распоряжаться своим имуществом, не требуя от мужа дозволительные или верительные письма.
   Кроме этого Петр Первый утвердил закон, по которому  муж был обязан содержать свою жену. Эта обязанность прекращалась, если жена не выполняла свои супружеские обязанности, в частности отказывалась следовать за мужем.
   А если родители не могли дать приданого за невестой?
Невеста из бедняцкой среды, не имевшая приданого, получила название бесприданница.
   Например, в Греции вплоть до середины ХХ века у бесприданниц фактически не было шанса выйти замуж даже за совершенно разорившегося человека.
   А в Индии и того хуже :  раньше многие бедняки из-за неспособности собрать приданое для девочки, убивали многих новорожденных женского пола.
Собирали приданое для девочек всю жизнь. Самое ужасное то, считают индийцы, что все собранное за многие годы приданое для девочки отдается чужой семье, а не остается в семье. Индийцы говорят, что сын обогащает семью,  а дочь разоряет ее. Если сын женится – приданое невестки приходит в дом.
   Наш гид по Индии рассказывал, что сейчас, когда  индийцы отдают замуж своих дочерей, приданое для них собирают всем кланом. В основном, оно состоит из  золотых украшений.
   Газеты Индии часто пестрят историями по поводу разоблачений убийств невесток со стороны клана ее мужа. Жуткий судебный процесс шел в 2005 году в связи с тем, что свекровь из-за приданого умудрилась три раза женить своего сына. Все три ее невестки умерли в результате смерти по неосторожности, несчастного случая, удушья. Продавая приданое умерших невесток, находчивая свекровь каждый раз пополняла бюджет своего дома. Сдал ее собственный сынок, не выдержавший тирании алчной мамаши.
   С другой стороны в Индии есть женщины, которые вообще не вышли замуж по той причине, что их родители не смогли собрать им приданое. Такие женщины остаются в своем клане, ухаживают за своими братьями, сестрами, родителями, другими родственниками, за детьми своих братьев, незаметно старея. Они могут работать и многие из них чего-то достигают. Но все равно они являются как бы "приживалками" в своем родном доме.
   Тема бесприданниц всегда волновала многих писателей. Самую большую известность получила пьеса А.Н. Островского "Бесприданница", по мотивам которой поставлен фильм "Жестокий Романс" с Никитой Михалковым и Ларисой Гузеевой в главных ролях.
   Лариса Огудалова- главная героиня пьесы- умная, образованная, красивая,  но бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. Поэтому она становится разменной монетой у богатых мужчин, окружавших ее, что ведет к ее душевной драме.
   Вот еще исторически-известный пример из жизни поэта А.С. Пушкина. Его невеста Наталья Николаевна Гончарова была бесприданницей. Пушкин готов был  венчаться без приданого, но тщеславная мать Натальи Гончаровой не могла этого допустить, и Пушкину пришлось самому доставать деньги на приданое, которое он, якобы, получал за невесту. Для этого  поэт заложил в банке отцовскую деревеньку Кистеневку.
   К сожалению, не все известные личности поступали так, как А.С. Пушкин. Некоторые разбазаривали приданое своих жен, а потом бедствовали.
   В этом списке, к сожалению, первое место занимает талантливейший русский писатель Ф.М. Достоевский. Федор Михайлович  в 1860-х проигрывал в казино немецкого города Баден-Бадена  огромные деньги в рулетку. Он приехал в этот город, узнав, что в нем «азартные игры разрешены». За десять лет, начиная с 1861, Достоевский проиграл целое состояние и оставил большие долги.
   Потом он  проиграл все драгоценности своей возлюбленной Аполлинарии Сусловой, которая рассталась с ним из-за его пристрастия играть на рулетке и делать долги.
   Уезжая из Баден-Бадена, Достоевский даже не мог заплатить за проживание в гостинице, где его перестали кормить и только из сострадания трижды в день поили чаем.
   Затем он женился на своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной и за 28 дней продиктовал ей роман "Игрок", где мастерски описал  психологию и тактику игрока в рулетку, которую  Достоевский знал как никто другой. Считается, что Достоевский из всех знаменитостей был самым азартным игроком.
   Но это еще не все. Опыт с Аполлинарией Сусловой его ничему не научил: он проиграл все приданое своей второй жены и даже заложил ее обручальное кольцо и "предпоследнее платье". Слава богу, что роман "Игрок" помог частично расплатиться с долгами.
   Не лучше выглядит в этом свете отец знаменитого русского ученого, философа, биолога, физиолога, создателя учения и теории иммунитета и пр. Ильи Ильича Мечникова (1845-1916),  лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине!!!
   Его отцом был гвардейский офицер, помещик Илья Иванович Мечников, происходивший из старинного молдавского боярского рода. Матерью была Эмилия Львовна Невахович – дочь известного еврейского публициста и просветителя Лейбы Неваховича, считающегося основателем русско-еврейской литературы.
   За Эмилией отец дал хорошее приданое, но Илья Иванович Мечников, большой любитель карточной игры, быстро проиграл его в карты. Под давлением супруги полковник И.И. Мечников подал в отставку и отправился в родовое имение на Слобожанщину. Там, вдали от столичного шума, выросли четверо сыновей и дочь Ильи Ивановича и Эмилии Львовны.
   Эмилия Львовна всемерно способствовала тому, чтобы Илья – последний из пяти ее детей и четвертый по счету сын – не пошел по стопам отца , а выбрал карьеру ученого. Детство Ильи Мечникова прошло в имении отца Панасовка, где у него пробудились любовь к природе и интерес к естественным наукам.   
   Человеческие слабости не чужды и великим людям!
   Истории со всякого рода жульничества с приданным явилась богатой почвой для русской и иностранной  классической литературы.
   Эта тема актуальна и сегодня. Сформировался обширный класс охотников за приданым.
   С другой стороны большой размер калыма, особенно в странах Персидского залива,  затрудняет вступление в брак мужчинам-беднякам.  Минимальный размер калыма составляет от  400 тысяч рублей и достигает обычно одного миллиона рублей ( в рублевом эквиваленте). Только золотых украшений жених должен подарить невесте на сумму около 4 тысяч долларов. Калым является собственностью невесты, и она может положить его себе на счет в банке.
   Существует то ли шутка, то ли анекдот: почему арабские женщины носят на себе так много золотых украшений? Потому что при разводе она уходит из дома в том, что на ней надето и что является ее собственностью.
   Если провести параллель с законами Римской империи, то там  жених или невеста могли отказаться от брака, если по каким-то причинам им не подходил избранник, а на востоке не могли, у детей вообще не спрашивали их согласия на брак. Зачастую жених и невеста видели друг друга впервые при сватовстве или  во время бракосочетания. И решение родителей считалось окончательным.
   А как было у нас на Руси?
   Во времена язычества невесту довольно часто покупали у её родственников. У славян-полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты её родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не требовалось, хотя уже в Уставе Ярослава Мудрого, как мы  упоминали в предыдущей главе, содержался запрет выдавать замуж силой.   Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы её родственники приносили приданное.
   Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа и не имела никаких прав.
   Если же невесту покупали или брак заключался по соглашению между женихом и родственниками невесты, которые давали за ней приданое, власть мужа ограничивалась, а у жены появлялись какие-то  личные права. Муж мог распоряжаться её свободой, но по закону он не имел права убить свою жену за какое-либо преступление.
   История славянских браков начиналась со сватовства и смотрин. В сватовстве  участвовали родители и ближайшие родственники жениха, а также сваты и соседи.
   Сваты торжественно приходили  в дом невесты и начинали хвалить жениха. Знакомились с родителями, смотрели, не пьяницы ли они, работящие, какой в доме достаток, порядок, чистота. «Выбирай корову по рогам, а девку по родам» (по родителям)- так  говорили на смотринах.
   После этого разбирали личные качества невесты, ее умение вести хозяйство, ее поведение и здоровье, способность к женскому рукоделию. До нашего времени дошла шутка, когда на смотринах невесте давали иголку, чтоб она вдела в нее нитку. Так проверяли зрение невесты. Иногда кидали иголку на пол, а невеста должна была ее найти . Представляете, какое у нее было "орлиное"зрение! При свете лучины найти иголку- это то же самое, что "найти иголку в стоге сена". Наши студентки по причине плохого зрения навсегда бы остались в девках!
   Особое внимание уделяли таким чертам характера, как кротость, послушание, уважительность, от которых зависели добрые отношения в семье. «Бери жену, чтоб не каяться, жить в любви да не маяться».  Выясняли родословную невесты - нет ли у нее родства с женихом.
   Предстоящая свадьба была важным и ответственным событием  не только для двух семей, но и для всех родственников жениха и невесты и для деревенского общества.   
   Сватовство заканчивалось «заручинами»в том случае, если невеста своим согласием  закрепляла договор о браке между родами, но если девушка была не согласна с выбором родителей, с ее мнением считались.
   После заручин всегда были многочисленные сидения (застолья) и взаимные гостевания, которые  способствовали знакомству сторон, привыканию невесты и жениха к своему новому положению.
   Славяне придавали большое значение отношениям друг к другу, так как их взаимная  любовь  должена была поддерживать род, увеличивать его силы. Считалось, что в любви рождаются здоровые дети, которые дадут продолжение роду и благополучию.
   Другой формой заключения брака была свадьба с похищением невесты.
Похищение могло проводиться с согласия девушки или же против ее воли. Такой способ бракосочетания применялся в том случае, когда у  родственников жениха не было достаточных средств на выплату калыма.
   Похищение девушки проходило с ее согласия и в том случае,  когда  ее родители  отказывались выдавать ее замуж за сватавшего жениха.
   Свадьба при похищении невесты проходила без больших затрат, тем не менее выкуп( калым) за нее выплачивался, но в гораздо меньшем размере, чем при браке путем договора.
   Во второй половине XIX века обычай похищения невесты  уже не имел повсеместного распространения. И тем не менее до сих пор отголоски этого обычая существуют на Кавказе. Недавно глава Чечни Рамзан Кадыров выступил против этого пережитка и заявил, что похищение невест не является ни чеченским, ни мусульманским обычаем: "Умыкание невесты является актом насилия против девушки и оскорблением для ее семьи. Такая практика противоречит чеченским традициям и порождает конфликты между семьями, порой приводящие к многолетней вражде". При этом тот, кто организовал и совершил умыкание, должен выплатить штраф родителям украденной им девушки в сумме  один миллион рублей .
   Договорной брак существовал всегда. В Средние века и Новое время, вплоть до  XХ века, когда императоры, короли, герцоги, князья и т.д. обладали неограниченной властью, отношения между ними  зависили от близости между династиями. Поэтому родственные связи между ними имели важное внешнеполитическое значение. Поиск подходящих в политическом и династическом смысле жен и мужей являлся обязательной  задачей любого монарха в Европе, решение которой имело огромное значение для судеб государственной системы и страны. Поэтому к  договорному  браку можно отнести династический брак, о котором мы поговорим в следующей главе.