Михаил Мусорин романтик из будущего

Татьяна Самойлова-Брагилевская
Есть люди, которым в каких-то заветных уголках души отведено особое место. Они вроде бы не родственники и не близкие друзья, но, встречая их, радуешься так, будто они главные в твоей жизни. На них можно положиться, когда, казалось бы, весь мир рушится и земля уходит из-под ног.
Как правило, таких знакомых совсем немного, да их, наверное, и не может быть много, и среди них - Михаил Константинович Мусорин, председатель Самарского регионального отделения союза фотохудожников России, основатель и директор первой в России Фотошколы «Самара». Он еще из той, доперестроечной, породы людей, интеллигент в нескольких поколениях, представитель славной когорты шестидесятников и неисправимый романтик...

A self-made man – человек, сделавший себя сам

Михаил Мусорин родился спустя год после окончания Великой Отечественной войны. При обращении к интернету, после ввода даты рождения в браузер, компьютер выдал целое созвездие имен. Как выяснилось, вместе с Михаилом Мусориным в этом году родились композитор и певец Вячеслав Добрынин, предприниматель Борис Березовский, продюсер, президент «Кинотавра» Марк Рудинштейн, депутат ГД РФ Владимир Жириновский, журналист Александр Минкин, режиссер, сценарист, актер Владимир Бортко, актеры Игорь Старыгин и Николай Бурляев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл... Можно как угодно к относиться к этим персонам, но следует признать, что портрет поколения вырисовывается незаурядный.
Представим на минуту послевоенные настроения в советском обществе: эйфорию победителей, уверенность в том, что наша страна - лучшая в мире! То, что экономика нуждается в восстановлении - не беда: мы все восстановим, «догоним и перегоним» бывших союзников! Взрослым, ясное дело, - не до опеки своих чад, и дети предоставлены сами себе, но и им тоже передается родительская эйфория. Вот почему среди людей поколения 1960-х так называемого а self-made man можно встретить чаще, чем среди других...
Михаил Константинович рассказывает: «Все мое детство прошло во дворе, особенно, когда бабушка умерла и я остался один. Родители (оба экономисты - прим. Ред.) работали, я из школы приходил, сумку бросал и отправлялся на улицу. В то время все так жили, некому было присматривать за детьми...»
Конечно, о праздности не было и речи. Еще одно воспоминание из «той жизни»: «Мы печь топили дровами, заготавливали их, у каждой семьи был сарай и у нас тоже. Отец закупал дрова, мы их пилили, кололи, в сарай складывали. Родители брали огороды, где мы сажали помидоры, картошку, - они возили меня с собой помогать убирать урожай».
Главными его пристрастиями были спорт и техника. Превалировал этакий «джентльменский» набор юного спортсмена: лыжи, коньки, баскетбол, волейбол. Ну и, как тогда часто водилось, он занимался сразу в нескольких кружках Дворца пионеров: «Мне очень нравился судомодельный, но еще больше времени я тратил на радиокружок. Мы делали какие-то усилители, транзисторные карманные приемники с корпусами, которые давили из разогретого плексигласа. Я, например, сделал приемник, который ловил заграницу».

В тени чужих побед

В школьные годы он получил в подарок от родителей фотоаппарат «Смена» и попытался приобщиться к фотосъемке, но ему это скоро наскучило. Вторая попытка пришлась на студенчество, когда сокурсники подарили Михаилу на день рождения «Зоркий-4». Но и тогда дальше снимков «на память» дело не пошло.
Более-менее серьезное увлечение фотографией наступило позже - после окончания политехнического института и поступления на станкозавод. Начальник конструкторского бюро, большой любитель фотографии Валентин Герасимович Даверас пригласил молодого специалиста в фотоклуб при союзе журналистов. Там собирались все наиболее известные по тем временам самарские мастера: фотографы, репортеры.
Совсем скоро его занятия увенчались успехом, Михаил Мусорин победил в блицконкурсе: «Надо было в течение часа внутри помещения клуба снимать, кто что хочет. Я ничего хорошего не нашел и стал снимать то, как фотографируют другие. Один снимок случайно получился интересным, и я занял первое или второе место».
При этом он искренне считает, что его победа случайна: «Я ничего такого не сделал. Люди старались, фотографировали какие-то колбы, натюрморты. Причем я не сам отбирал кадр, мы отдали пленки, их проявили, и когда стали выяснять, кто это снимал, я даже не сразу узнал свою фотографию».
В этом весь Михаил Константинович, привыкший радоваться чужим успехам и оставаться в тени побед своих учеников.
Вот лишь один характерный штрих. Все ранее предпринимаемые нами попытки написать о Михаиле Мусорине наталкивались на стойкое неприятие: «Обо мне писать не надо, напишите лучше о школе».

Хобби или профессия?

Сначала судьба подарила ему техническую профессию, которой он был страстно увлечен, затем отобрала ее. И хотя «история не терпит сослагательного наклонения», Михаил Константинович все же пытается разобраться в причинах, уверяя: не будь перестройки, он бы остался станкостроителем. «Если бы не остановились заводы, - говорит он, - я бы не ушел из профессии конструктора, потому что она мне тоже очень нравилась». Он умел многое делать своими руками, был начальником конструкторского бюро на станкозаводе, два года отработал в Дании как инженер-станкостроитель…
Теперь у многих имя М.К. Мусорина ассоциируется не иначе как с Самарским Дворцом детского и юношеского творчества (бывший Дворец пионеров, а до революции – дом почетного гражданина города Александра Николаевича Наумова), где он работает на протяжении вот уже 35 лет. Сначала Михаил Константинович вел фотостудию в свободное от основной работы время, потом, когда «начались перестроечные процессы и инженеры стали никому не нужны», ему предложили организовать фотошколу. Так как в то время система фотообразования в России отсутствовала (она и сейчас очень слабая, а тогда ее не было вовсе), ему показалось интересным создать учебное заведение для желающих совершенствоваться в искусстве фотографии…
Михаил Мусорин: «Это было очень непросто! Во-первых, надо было создать программу, получить на нее рецензию в Министерстве образования РФ. Экспертный совет при министерстве рассмотрел представленные материалы и предложил выпустить учебник, так как учебное заведение без какого-то основополагающего учебного пособия работать не может. Мы с моим коллегой Владимиром Приваловым корпели некоторое время над первым в истории России официальным учебным пособием по фотографии».
Книга «Фотография. Учебное пособие» вышла в свет в 2003 году и была допущена министерством образования в качестве учебника для специальных учебных заведений…
Кроме того, от них требовалось разработать учебные задания ко всем разделам программы, систему тестирования знаний учащихся…
А еще им говорили, что такой профессии как «Фотограф широкого профиля» в реестре профессий не существует, есть лишь «Фотограф службы быта». Приходилось убеждать: нет, но должна быть, ведь надо же с чего-то начинать…

Лауреаты

Фотошкола открылась в сентябре 1996 года. В ней вместе со студентами отделения журналистики обучалось около 125 человек. К сожалению, из-за тесноты учебных помещений число учащихся почти не меняется и по настоящее время.
Школьники слушают лекции, затем закрепляют полученные знания на практике. Изучение каждого раздела программы заканчивается выполнением контрольной работы и сдачей зачета. Разработана и активно применяется компьютерная система тестирования знаний учащихся.
Постепенно Фотошкола «Самара» снискала славу одной из лучших в России – ни один сколь-нибудь серьезный конкурс не обходится без победительного участия ее учеников, которые только за последние два года стали лауреатами Всероссийского фотоконкурса «Юность России 2011» (г. Владимир); Областного конкурса фотографии «Самарский взгляд 2011» (г. Самара); Областного фотоконкурса «Юность Самары 2012»;
Регионального этапа Одиннадцатых молодежных Дельфийских игр России (г. Самара). Чуть позже двое лауреатов регионального конкурса - Юлия Строкина и Кристина Сырчикова одержали блистательную победу в Одиннадцатых молодежных Дельфийских играх России, которые проходили с 29 апреля по 3 мая 2012 года в Москве. Юлия взяла золотую медаль, Кристина – серебряную. По мнению Михаила Константиновича для молодежной фотографии ничего более серьезного, чем Дельфийские игры, сегодня не существует.
Увенчалось победой и участие воспитанников в Международном фестивале молодежной фотографии, проходившего с 28 июня по 1 июля 2012 года в Чебоксарах.

«Помочь раскрыться таланту…»

Михаил Мусорин никогда не обещает ученикам легкой жизни в профессии. Стать настоящим мастером – невероятно тяжелый труд, приходится ради этого жертвовать всем.… И, если человек не готов к жертвенности, то ему следует заниматься фотографией для себя, делать снимки на память. Если же он собирается двигаться дальше, то надо тысячу раз подумать, прежде чем принести в жертву себя, свою семью и все остальное…
Он их предупреждает: просто не будет, не все будет получаться, должна быть какая-то настырность, настойчивость, упорство, если хочешь чего-то добиться.
На мой вопрос, что еще, кроме упорства и преданности профессии, требуется для успеха в фотосъемке, Михаил Константинович отвечает: «Как и в любом виде искусства в фотографии существует такое понятие как талант, способности. Далеко не каждый может стать фотомастером. Это примерно то же, как уметь писать и быть писателем. Писать более-менее грамотно может каждый, но далеко не каждый станет писателем. То же и с фотографией. Уметь нажимать на кнопку и делать фотографии – это еще ни о чем не говорит. Здесь нужны некие способности, причем эти способности иногда глубоко спрятаны и очень трудно до них достучаться. Вот, собственно говоря, одна из наших задач – помочь раскрыться таланту. При этом, конечно, дать представление о том, что такое плохо и что такое хорошо, научить мыслить и свои замыслы воплощать в снимках. Поэтому первые задания у нас – технические, необходимые для овладения техникой, а затем - творческие, где надо думать, анализировать, философствовать, иметь хорошую ассоциативную способность… Вот это главное».

С неравнодушием и любовью…
Число проектов, в которых М.К. Мусорин участвует, заставляет задуматься о беспредельности человеческих возможностей. Пока делался этот материал, он успел «пожюрить» на Международном фестивале молодежной фотографии, съездить с воспитанниками в лагерь под Самарой и сходить с коллегами в Жигулевскую кругосветку.
Михаил Константинович является бессменным председателем самарского регионального отделения Союза фотохудожников России, где рядом с «маститыми» фотографами находятся его выпускники.
Он охотно сотрудничает со СМИ, вот и наш литературно-художественный, публицистический журнал «Performance» («Представление») неоднократно публиковал материалы и статьи, авторами которых были он и его ученики. Незабываем самый первый их материал о 36-й Пермской зоне - нынешнем Мемориале жертв политических репрессий. Написанный Сергеем Палием (ныне - известный российский писатель-фантаст) текст сопровождался пронзительными по своему драматизму снимками М.К. Мусорина и автора, которые в небольшой публикации смогли очень многое рассказать о трагедии советского народа, подвергшегося геноциду в сталинскую эпоху.
Как-то так сложилось, что Михаил Константинович любезно согласился войти в общественный редакционный совет журнала, чуть позже он возглавил жюри проводимого нашей редакцией международного фотомарафона на тему: «+/-100: город, которого нет - город, который будет». Еще и сегодня в галерее на ул. Водников, 28, работает выставка, где экспонируются снимки победителей фотомарафона-2011. Львиная доля этих работ выполнена бывшими и нынешними учениками М.К. Мусорина, связавшими свою жизнь с фотографией: Еленой Елеевой, Полиной Кубаревой, Еленой Афиногентовой, Денисом Скребковым, Вячеславом Самойловым.

В сентябре Михаил Константинович вновь отправится в школьные классы. Пройдет по гулким залам величественного наумовского особняка, вся атмосфера которого способствует занятию искусствами, пересечет небольшой внутренний дворик и, войдя в школьный корпус, поднимется по крутой лестнице на второй этаж – словно шагнет из прошлого в будущее, чтобы в очередной раз рассказать своим юным слушателям, какая замечательная их ждет профессия. Надо только постараться с неравнодушием и любовью посмотреть на мир...
Он более чем уверен: если даже его ученики не станут профессиональными фотографами, то уж активными творческими личностями они станут непременно, что вполне соответствует стоящим перед фотошколой задачам…

На фото Вячеслава Самойлова - награждение победителей Международного фотомарафона-2011