У. Блейк. Вечносущеее Евангелие
Признаюсь, что в Иосифа рассказе
Не вижу странных и пустых фантазий.
Пришли Траян и Плиний как-то раз,
Чтобы Иосифа услышать глас.
И, выслушав пророка до конца,
Безумцы осмеяли мудреца.
n
Невежд советам следуя прилежно,
Как всё же глупость безнадежна!
И смерть Христа они сочли гордыней,
Хоть с кротким мужеством ее он принял
k
Христа смиренником считают,
А так ли то – никто не знает
А вдруг Христос в душе кичливым был
И камень он за пазухой таил?
Он непокорным был юнцом,
Ушел от матери с отцом
Три дня они его в печали,
Отчаявшись, везде искали.
Когда ж нашли, от них отрекся сын,
Сказав, что властен Бог над ним один
Пришел к нему однажды знатный фарисей
Просить совета в тайне от людей.
Услышал лицемер ответ суровый
На белый свет родиться снова
Знай: неподкупен был Христос,
Он людям слово правды нес
Мог лишь глупец за чистую монету
Принять призыв Христа: «За мною следуй,
Покорен будь и избежишь беды,
Сетей богатства или нищеты»
Тот предал друга, кто простил врагов.
Нет, сам Христос был не таков!
Его бесчестно оболгали
Трусливых книжников скрижали
Он честь и совесть сохранил,
За что распят врагами был.
Непокоренным на кресте он умирал,
И от врагов прощения не ждал
Кайафа б рабскую покорность оценил,
Трусливый жизнь свою бы сохранил.
Всего-то требовалось от Христа признать
Власть Дьявола, а Господа предать.
Когда б он Дьяволу смиренно покорился,
За то, что прежде спорить с ним решился,
Он цезаря б шутом кровавым стал,
И вскоре б лавры сам завоевал.
Cчитали Бэкон, Ньютон, доктор Пристли,
Что ничего в познанье дух не смыслит.
Сэр Айзек отказал в существованье
Всевышнему и презирал Писанье,
Считал Христа и Иегову,
И Духа самого Святого
Простым плодом воображенья
И к естеству пренебреженьем.
Христос сомненьям воли не давал
И веру опытным путем не проверял
Не знаем жизни мы Христа
От отрочества до креста.
Неужто он все два десятка лет
Бездельничал, забыв Отца завет?
Неужто мудрость он свою скрывал,
Пока в нем гнев не запылал?
Творил он в гневе чудеса по свету.
Кому могло понравиться бы это?
Будь он Антихрист, лживый Иисус,
Он мог бы угодить на всякий вкус.
Он с синагогами б мирился,
И христиан не сторонился б.
И кроткий, как баран из стада,
Кайафы б заслужил награду.
Бог не хотел унизить род людской
И заповеди следовал такой:
Смиренно со Всевышнем говорить,
Но пред людьми себя не уронить.
Законодателей он смело обличал,
Пороки власть имущих бичевал.
Когда ж пред Богом он главу склонил,
Сурово тот с небес провозгласил:
«Тот, кто себя не уважает,
Меня тем самым унижает.
Ведь оба в вечности мы родились.
Ты- это я. Себе и поклонись.
Таков духовный мой завет:
Борись! Пути иного нет!
Отмщение придет в день Страшного Суда
И ужас поразит весь мир тогда.
Бог явит милость и накажет тех,
Кто должен будет искупить свой грех.
Ты ж на кресте отмолишь грех людской
И в Судный день ты обретешь покой».
Христос ответил в громовых раскатах:
«В саду уже молился я когда-то.
Напрасно ждал я искупленья чуда
За грешный мир молиться я не буду!»
Рожденный женщиной не в силах превозмочь
Без проблеска надежды жизни ночь.
Спит тяжким сном душа в стране теней
Рыдая, ангелы кружат над ней,
Вплетая в ткань из солнечных мгновений
Густые нити мрачных сновидений.
И как душе постичь фантазий этих мрак?
Сомненья и тревоги одолеть ей как?
Смирение – исток сомнений,
От них и Солнца и Луны затменья.
Их стебли и шипы мне душу оплели,
Сокровища ее в могиле погребли.
Пять окон-чувств души нам лгут.
Мир искаженным создают.
Ваш глаз обманывает вас,
Не лжет вам лишь духовный глаз.
Рожденный ночью, примет смерть в ночи,
А душу спящую согреют дня лучи
f
Уж так ли непорочен был Христос?
Примером мог ли быть – вот в чем вопрос
Зарделось небо от стыда впервые:
В тот день проснулась грешницей Мария.
И содрогнулось мирозданье,
Увидев то любодеянье.
Сидел Исус в судейском кресле недвижим.
Мария в трепете предстала перед ним.
Побить камнями Моисей ее велел.
Неужто молча Иисус на то глядел?
Он руку возложил на Моисеевы скрижали –
В благоговенье небеса затрепетали
Гром в поднебесье раскатился вдруг.
И закружилось в вихре все вокруг.
На ложе распростертая во прахе,
Земля нагая задрожала в страхе.
И на Синай была божественной десницей.
Возвращена кровавая гробница.
И волю Божью грешница узнала
И в шуме вод Эдемских услыхала:
" Теперь от зла не отделить добра -
Синайским трубам замолчать пора.
Перст Божий, перестань писать,
Нечистым помыслам предались небеса".
Тот знал добро, кто одиноким был
И камня грешник тот не заслужил.
Безгрешным кто назвать себя бы мог?
Иль фарисей иль, может быть, сам Бог?
О ты, божественная сила,
Что плоть людскую сотворила.
Как под рукой твоей законы родились,
Что в муки ада превращают нашу жизнь?
Теперь нам общих не торить путей-
Ты прокаженным станешь для людей.
Ты ярким светом некогда блистал,
Собой сиянье рая затмевал,
Но лживым стал твой праведный язык,
Темницу Ада твой завет воздвиг.
Пусть Хаос землю в страшной пляске кружит,
И змей коварный правит в наших душах,
Но Божий дух опять в тебе проснется,
Любовью этот Божий дух зовется.
Мария, не страшись, увидеть должен я
Тех демонов, что мучают тебя.
Покайся и получишь ты прощенье
И всех грехов заслужишь отпущенье.
«Скажи, тебя судили прежде люди?»
«Нет». «Кто ж теперь тебя осудит?»
Быть может, бес – сын Рая, падший в Ад,
Тебя бы осудить был рад.
Забыл он, как любил в Раю,
Прогнал голубку нежную мою.
Ты, бес, ей должен в ноги поклониться
И прах лобзать у стоп блудницы.
Коль ненавистью ты любовь остудишь,
У врат Любви молить ты тщетно будешь
«Какой была любовь твоя, скажи:
Иль чувством искренним иль порожденьем лжи?»
«Любви я истинной давно не знала,
На хлеб себе обманом добывала»
Привычкой это было иль грехом,
Не стоит много говорить о том.
Ведь то, что сочтено стыдом,
Есть Храм любви, а Бог – владыка в нем.
Свободной наготы святая сила
Заключена в запреты, как в могилу,
И это беззаконье и насилье
Душе лишь связывает крылья
Но я грешна, мне нет за то прощенья,
Что поддалась сама я искушенью.
Я непорочность ханжески превозносила,
Любовь же истинную и тебя хулила.
И тем я блуд свой оправдала,
Я новый грех своим грехом питала.
За грех свой каюсь я вдвойне.
Мою хулу простишь ли мне?
Верни моей душе отраду,
В моей груди – лишь пламя Ада
Ты мог бы умереть за тех,
Кто грешен, и простить их грех?
Тут Темный Дух к Христу метнулся,
Как будто дикий зверь проснулся
Он жаждой крови весь пылал
И яд смертельный источал.
Кричал: "Распни его – источник бед -
Он святости не сохранил секрет.
Господь строптивых хворью укрощает,
А он болезни эти исцеляет.
Господь сурово грешников бичует,
А он их привечает и врачует".
Христа распяли, бес доволен был:
Свою гордыню удовлетворил.
Три дня терзал свою добычу Змей,
Но только плоть заполучил злодей.
С тех пор ест прах и глину он,
Но человек не для того рожден.
i
Христа смиренным все считают,
А так ли то – никто не знает.
Он непокорным был юнцом,
Сбежал от матери с отцом.
Три дня его родители в печали,
Рыдая от отчаянья, искали.
Когда ж нашли, от них отрекся сын,
Сказав, что властен Бог над ним один.
"Не быть меж нами пониманья,
Хотите вы лишь послушанья."
Смирение – наш долг священный.
А как удобен всем смиренный!
В пустыне тщетно Иоанн вещал,
А Дьявол только руки потирал:
Давай, гряди, а то я ждать устал,
Посмотрим на покорного Христа.
Покойник Иоанн строптивцем был,
И ты, я слышал, чудеса творил.
Знай: цезарь и архиерей лукавый
Хотят в тебе посеять жажду славы.
Когда тебя Кайафа подчинит,
Когда кровавый Ирод оросит
Алтарь твой кровью жертвы – вот тогда
Покорным мне ты станешь навсегда.
Тут гром раздался, в громе том Христос
Слова такие гневно произнес:
Настало время веру обрести,
Прочь, прокаженный, с моего пути!
Пришел я уничтожить князя тьмы
И мир избавить от его чумы.
Напрасно Дьявол в гневе бушевал:
Христос цепями Сатану сковал
Гнев божий в поднебесье раскатился –
Небесный свод огнем весь осветился
Бог в колеснице небо облетел
И корень всех пороков он узрел
Он проклял книжников и фарисеев
И лицемерных покарал злодеев.
И где бы путь его ни пролегал,
Везде врата он смерти открывал,
Железные оковы разбивая,
А Сатана ярился, завывая.
Колеса огненные он хватал
И колеснице двигаться мешал
Но Сатаны протяжный вой и стон
Был громом колесницы заглушен.
С Сионского холма, из сфер астральных
Глас Божий несся до пределов дальних
И грозный бич, что Бог в руках держал,
Презренных торгашей хлестал.
Так Бог все дьяволово племя наказал,
В единый узел крепко их связал.
И мерзких змей – клубок нечистых сил-
К кресту навек он пригвоздил.
Еще в утробе матери своей
Он принял на себя грехи людей,
Чтоб искупить их на кресте, и Рим
Признал за то его святым.
e
Христа ты образ создаешь,
Но мой Христос с твоим не схож:
Христа ты видишь горбоносым,
А мой, как я, чуть-чуть курносый
Читает притчи мой Христос слепому,
Твой – угождать готов любому.
Немило моему все то, чему твой рад.
Твой видит рай, где дверь отверста в ад.
И то, что проповедовал Сократ,
Мелетий, верно, почитал за яд.
Кайафа тоже был, наверно, убежден,
Что род людской облагодетельствовал он.
Нам разный Библия дает ответ:
Ты видишь мрак там, где я вижу свет.
l
Я знаю: что Христос бы ни содеял,
Он благо нес и нам, и иудеям.
h
Все это Спектр мой рассказал подробно
Вольтеру, Бэкону и им подобным.
Сомненья в нас Христос не пробуждал,
Он к философской мудрости взывал.
Провидца можно ли лжецом считать?
И вправе ль мудрость веру отвергать?*
(*Здесь основной текст, по Эрдману, заканчивается, остальные фрагменты приведены только в комментариях)
a
Нет такой христианской добродетели, которую бы до Христа не внушали людям Платон или Цицерон. Чему же тогда учил нас Христос? Прощению грехов. Это и есть единственное Евангелие; и это есть Жизнь и Бессмертие; и это есть свет истины Христа. Таков и завет Иеговы. Если вы будете прощать друг другу грехи, Иегова также простит вас. Но если вы будете мстить, то вы убьете Божий Дух, и он не сможет пребывать среди вас, ибо вы погубите его. А когда он явится перед вами вновь, вы будете отрицать его пришествие и будете духовно слепы.
b
На что учение Христа дает ответ?
Какой о вечности он знал секрет?
Что знал Христос, чего не знал Платон?
О чем не рассказал бы Цицерон?
Законов нравственных скрижали
Еще язычники писали.
И тот, кто грешных осуждает,
Мораль в ловушку превращает.
Моральный оседлав закон,
По миру гордо скачет он.
Идти войной на грех любой он рад –
И души грешников толпою сходят в ад.
Меж Добродетелей – Верховный Судия
У ног его – покорная Земля,
И реки вод ему подвластны величавых,
И осиян ханжа лучами славы.
Тут Иисус явился, говоря:
«Грехи твои тебе прощаю я».
И лишь грехи он отпустил,
Кайафа громко завопил.
И, видя светлый лик Христа,
Пилат зубами скрежетал
Но имя славное «Христос»
По миру трубный глас пронес.
И были все пороки прощены
И райские врата отворены.
И в страхе Добродетели скорей
Крест возвели и запасли гвоздей.
И Судия был тут как тут
И ждал, пока Христа распнут.
Что ж, добродетели питает
Закон, что грешников карает.
Однако злая сила мести
Чужда величию и чести
И праведников гнев благой
Всем разрушеньям – брат родной.
И чем не Люцифер великий я?
А ты, Мораль, родная дочь моя.
Ты моего таинственного древа плод,
Что знанье горькое о зле с добром несет.
И Смерть и Ад идут за нами вслед.
Грехи прощающим спасенья нет.
с
Коль добродетель – христианства суть,
Христос напрасно свой проделал путь.
Коль верить в то, Кайафу и Пилата
Считали б все достойными награды.
А символом господнего жилища
Тогда бы льва явилось логовище.
Знай: христианская мораль – причина
Неверия во всех его личинах.
И римских "доблестей" устав
Писался б именем Христа.
Антихрист тот, кто двери Рая
Пред грешниками закрывает,
Поставив Радаманта у ворот,
Чтоб тот ревниво охранял в них вход.
d
Была ли так безгрешна мать Христа?
Был скромен взгляд ее? Душа была чиста?
Коль грех людской пришел он искупить,
Скорей блудницы сыном мог бы быть
К примеру, грешница Мария Магдалина
Вполне б могла считать его за сына.
Иль, может, девственницы Иудеи
Взросли под сенью Дьявола-злодея?
И как же в голову ему могло прийти,
Что он один лишь может мир спасти?
От плотских устремлений оградить,
От боли и скорбей освободить?
И разве смертному подвластны
Игра страстей и жар соблазнов?
Да, мы грешны, но он безгрешным был.
Об этом сам Кайафа говорил:
« Над праздником Субботы он смеялся
И над его святыми потешался.
Освободил из склепа духов злых,
А рыбарей возвел он в ранг святых.
Лотки торговцев смирных разорил –
Греховным для него товар их был.
Грозился, что поток кровавых слез
Затопит мир весь от глубин до звезд.
И разорит оплоты правосудья,
Где грех клеймят, почесываясь, судьи.
В свиней он дьяволово племя обратил
И мясом их евреев угостил.
И от свиньи отныне в Иудее
Не отличить приличного еврея.
«Чти мать с отцом»,- твердили все Христу.
А он в ответ: «Отца другого чту».
Земных родителей любовь мне не нужна
И матери скажу: «Что до тебя, жена?»
С родительской он волей не считался
И над Властителем земли он потешался.
Он против власть имущих и жрецов
Настраивал своих учеников
Мечом их правосудье поразило-
Вот так Христа ученье их сгубило.
Презренным ремесло отца он счел,
Бродягою бездомным в мир ушел.
Свободным стал от дел мирских,
А значит жил за счет других.
Блудниц и мытарей избрал себе в друзья,
Они – попутчики его, его семья.
От грешницы он кару отвратил –
Суд праведный добычи он лишил»
g
Смотрел я на деянья Лжехриста,
И дух мой в гневе против них восстал
Так кто же те…….
Предыдущая страница Оглавление
© Copyright:
Алекс Боу, 2012
Свидетельство о публикации №212072500594