Филимоновское чудо

Дмитрий Анатольевич Овчинников
Невольно поглядываю на "стенку", где за стеклом стоят "Любота" (танцующая парочка), "барынька с курочкой", "всадник", "конь", "куриная семейка", "мышка с мышатами", "солдат с гармошкой", "солдат с курицей", "солдат на поросенке", "барашек"  - все с авторскими клеймами. Чувствую, им совсем не тесно и вполне уютно рядом с сувенирами из Швеции, Финляндии, Монголии, Тайланда, Сингапура, Индии, Алжира, Украины и различных городов России...

Достаю фигурки, выстраиваю. У каждой - свои особенности…

Например, мышка… Такая форма игрушки - самая удобная для игрушки-свистульки, что выверено поколениями мастеров промысла. Пластическая идея проста и гениальна одновременно и очень характерна для народной, истинно крестьянской игрушки, в которой всегда ценилась простота приемов лепки. Десять разных животных вылеплены по единому принципу: тулово фигурок — столбик, верхняя часть — голова определенного животного, а хвостик является свистком. Такая гениальная простота лепки достигалась "коллективным разумом" всех мастеров, ее осваивали, передавая из поколения в поколение, сохраняя древние традиции. Старейшая мастерица промысла Валентина Николаевна Масленникова делает такие игрушки уже на протяжении нескольких десятилетий.

Или барынька… Самая древняя и традиционная женская фигурка в филимоновской пластике. Но даже эта старинная барыня является игрушкой-свистулькой. Барыня в юбке-колоколе, яркой кофточке, в оригинальной и неповторимой филимоновсой шляпке, с курочкой-свистком подмышкой. Юбка барыни украшена яркими узорами в разных сочетаниях. Курочка-свисток подмышкой "оживляет" фигурку, благодаря чему эта барыня имеет задорный веселый характер. Нарядно одетая барыня будто приглашает нас на праздник, где озорная курочка обещает развлечь нас веселым свистом. Вытянутые пропорции фигурки, плавные, "текучие" линии, изящный стиль лепки - все это отличительные особенности филимоновской глиняной пластики, прекрасно воплощенные замечательными мастерами в этой традиционной игрушке…
 
А в мае прошлого года я побывал в поселке Одоев Тульской области. В музее филимоновской игрушки. Прекрасные воспоминания! При нем также есть мастерская и кружок для школьников. В Туле продаются эти игрушки из одоевской мастерской.

Сейчас передо мной снятая с полки книга 1978 года "Черная роза" автора Анатолия Рогова, где есть глава "Петухи бабушки Анны" - про филимоновских мастериц... А в моей памяти - фильмы про филимоновскую игрушку: из серии "История одной вещи" и на канале "Культура" - из серии "Сказки из глины и дерева".

Еще вспомнилась повесть "Филимоновский корень", написанная в 70-е годы прошлого века и изданная в 1977 году в книге "Тульские истории" тульским (потом московским, а потом - и вовсе эммигратским) писателем Владимиром Лазаревым. Сюжет - художник (молодой и неженатый) перебирается жить из города в одоевскую деревню Филимоново, знакомится с мастерицами и мастерством, пытается пробивать в инстанциях его официальный статус... Но там есть и такая идея - он вначале пытается как бы "модернизировать" филимоновскую игрушку, но потом понимает, что это невозможно - теряются ее неповторимые самобытность и калорит.

Замечательно, что потомственные династии филимоновских Мастеров сохраняют через века (а этому промыслу около 600 лет) в своих произведениях эти чудесные качества.

Июль 2012 г.