Смотреться в зеркало - я не могу...

Тауфик Каримов

К прошлому моего народа и моей семьи

Когда гляжу я в зеркало, там вижу не себя я -
Оттуда на меня глядит не «Я»…
И потому, смотреться в зеркало,
Особенно при сумерках - я не могу…

Совсем не по себе, когда глядим в упор -
Глаза в глаза…
Я вижу – как я стар, как я устал,
Какое бремя давит мне на плечи…

Мне лет за двести, никак не меньше -
Через себя я пропустил
Жизнь дедов двух своих, родителей,
Других родных…

Да нет, значительно мне больше!
Прибавить надо все годы унижения, трагедий,
Борьбы, побед и просвещения
Народа моего…

* * *

Вот мы – еще в начале нашей, новой эры,
С Тенгри в душе идем с Алтая,
Затем, через Уральских гор хребты
Уже в едином стане гуннов,
Атилла, Великий вождь всех тюрков
Вперед на Запад нас ведет…
               
Вот степи наши евразийские,
Дешт-и-Кипчак - Кипчаков Степь,
А это Фанагория - столица наша первая,
И государство наше раннее -
Великая Булгария с Кубратом,
Но вот теснят хазары нас…

Великую реку Идель,
Булгар, Сувар, Биляр –
Булгаров царство вижу я, наш Иль!
И там – Фадлана,
Ислам, как входит в душу нашу,
Булгари, и - Кул-Гали…

Я вижу это -
В глубине своих зрачков,
Я вижу это…
    
Я вижу дым пожарищ, пепелища,
Я вижу орды Бату-хана...
Затем - подъем Алтын Урды с землею нашей,
Улуг-Мухаммед и расцвет Казани,
И почему-то Мамай-хан (?)
Все напоминает о себе…

Вновь орды - уже Грозного,
Теперь они хотят стереть с лица Земли,
И государство наше гибнет…

…Опять борьба,
И призрак коммунизма,
Развал одной империи, рождение другой,
И Штат – Идель–Урал,
И иммиграция,а между ними –
Курсави и Марджани, Тукай и Исхаки…

Затем – опять война, война с фашизмом,
Теперь народа дух восстал в фамилиях –
Матросов, Карбышев, Джалиль…

Полвека строек,
(Нефте-добыча, КамАЗ и самолеты ТУ),
Потом распад Союза вдруг,
Россия Новая как будто,
Суверенитет, Федерализм, Шаймиев…

(Но государства полноправного
Все также нет…)

Ночами я не сплю, не зная,
Откуда это все во мне,
В душе моей взялось,
Испепеляя все,
Сжигая?..

                * * *

Я видел революцию, репрессии, войну –
Я был купцом, книгопечатником, муллой;
Я жил в Казани, Санкт-Петербурге и Стамбуле,
И в Мюнхене я жил,
В Париж я прибыл иммигрантом...

Затем извозчиком я был,
Работал финансистом, журналистом,
И скот я пас, стихи писал...

В Жилой Косе – я умер разоренным,
Потом «врагом народа» став,
В Узбекистане в ссылке – умер.
В войну дивизию вперед я вел,
И освобождая Минск – погиб,
Затем в Румынии – еще раз я погиб...
               
А перед тем, от бомб германских,
Я в Гурьеве – оглох,
Потом я слесарем работал в ЖКК,
И строя «коммунизм»,
Отдав всего себя работе
Я прямо на работе – умер…

Но так ни разу, до себя,
Я коммунистом почему-то не был…

                * * *
         
Из поколения в поколение
Их кровь течет во мне,
Теперь – и в наших детях…

И потому, Дух предков наших, Вечный Зов
Повел меня в Казань, в Уральск, в Булгар,
Жилой Косы останкам, в Минск…
Уверен, поведёт еще в Ургенч, и в Тулчи,
И если не меня,
То тех, кто мне пришёл на смену…

И выстрадав в себе все это,
Я вижу их в лице своём - простом, обычном,
Но неуловимую на взгляд
Черту от каждого из них –
В себе несущем…
 
Я стар, я очень стар…
Глаза мои в морщинах…
Но нет обильной седины – её не будет,
Она уйдет к другим,
Кто в тысячелетье третьем
Жизнь продолжит нашу…

                * * *

…Действительно, я стар,
И Дух мой очень стар,
Мне больше тысячи,
Никак не меньше,
И это всё – несу в себе,
В своей Душе, и в Сердце...

И потому, смотреться в зеркало,
Особенно при сумерках,
Я не могу –
Оно мне разрывает сердце,
Неся в себе все боли, раны
Народа моего,
Моей семьи,
Мои,
И там – не я,
ОНИ…

И пусть я там себя не вижу,
Но взгляд задумчивый, уставший
Из глубины веков,
Сегодня,
Мне силы и уверенность дает,
Как в дне Вчерашнем,
Так и в Предстоящем…   


Из книги "Где ты, моя Родина, боль моя и свет?.."