Баня - мать вторая

Владимир Капустин
         В Челябинске на улице Воровского была баня, в которую по выходным ходила бригада любителей пара. Несмотря на то, что баня официально открывалась с 8-00, парильщики начинали собираться с шести. На каждый ящик был заготовлен алюминиевый номерок, который старший по бригаде выдавал вновь прибывшему посетителю, а его добровольный помощник собирал деньги, таким образом, достигался строгий порядок, исключалась толкотня и члены бригады раздевались только в своих постоянных ящиках.
        В 7-00, на час раньше открытия, бригаду парильщиков запускали внутрь помещения и начиналось банное действие – именно действие, заранее поставленный спектакль. Все важно и чинно занимали свои, насиженные десятилетиями, места в раздевалке и моечной, тщательно промывали скамейки и тазики, замачивали принесенные веники и устремлялись в парилку греться. Ни один человек не имел права нарушить этот, заведенный годами, порядок и, например, сразу начать париться веником – это было просто неприлично. Сначала нужно было пару раз прогреться, а потом начинать париться. В баню, обязательно, кто-то приносил с собой пихтовое или эвкалиптовое масло, либо приготовленный заранее травяной настой для плескания на каменку. Попадались, конечно, любители плеснуть валерьянки, либо пива, но это основной массой парильщиков не одобрялось, из-за специфического запаха. Плещут, обычно, на камни и стенки парной понемногу, чтобы можно было расслабиться и подышать одуревающим ароматом. Многие, еще в предбаннике, зная противовоспалительные свойства пихтового масла, натирали им себе суставы и мышцы, другие натирались медом, который при парении способствует выводу шлаков из организма, очищает, восстанавливает и обновляет кожу, но это делалось только после 1 – 2 заходов в парилку. В общем, все заняты своим любимым делом.
        В перерывах между заходами отдых в раздевалке, во время которого происходит дегустация заваренных дома чаев, приготовленных, специально для банного дня, морсов, квасов, и обязательное обсуждение всех политических и экономических событий, произошедших за неделю, обсуждение новостей, а также здесь, на месте, можно получить консультацию по любому интересующему человека вопросу.
        После прогрева тела посетители бани приступают к парению и тут наступает парад веников: в большинстве своем березовых, от ломоты в мышцах и суставах, иногда с можжевеловыми веточками, обладающими бактерицидным и противовоспалительным действием, реже встречаются пихтовые, эвкалиптовые и дубовые веники от артериального давления и успокоения нервной системы, встречаются любители отхлестаться крапивным веником от радикулита и ревматизма. Здесь, как говориться, на вкус и  цвет товарищей нет.
        А как люди парятся?
        В этом процессе у каждого свой метод, в зависимости от самочувствия, опыта и характера парильщика: некоторые начинают по классической схеме с опахивания – легких взмахов веником около тела, затем поглаживание, похлестывание и растирание, а некоторые, с дубовой кожей, любят жесткие, хлесткие удары, особо терпеливые ложатся на раскаленные доски, на которых даже  стоять босиком невозможно, и млеют. Удобнее, конечно, париться вдвоем, чтобы охватить веником все тело, да и тот кто парит прогреется на совесть.
        Как и мужчины в свою бригаду объединились и женщины. Их бригада, правда,  была поменьше числом, зато более организованной на предмет совместного празднования в бане дней рождений, юбилеев и других значимых событий и, как я успел заметить, в ней было больше любителей попариться крапивными вениками – всю крапиву вокруг бани они начисто обдергали.  Мужское и женское отделение отделяла обыкновенная дверь на крючке, открывающемся с женской половины, так вот, когда в женской парной был очень плохой пар, женщины просились к нам попариться и парились вместе с мужчинами - не терять же, на самом деле, святой банный день, но на это решались только истинные любители пара.
        Посещение бани рано утром имеет многочисленные прелести: во-первых, баня с утра чистая и свежая, и прийти в нее, в столь ранний час, может только настоящий любитель, во-вторых, чтобы получить максимум удовольствия, париться нужно отдохнувшим физически и от мирских забот, в-третих, отсекаются посторонние люди, в том числе и алконавты – любители выпить. Мы, конечно, не святые и можем после бани принять рюмочку другую, но чтобы во время самого процесса – это уже извращение.
        После бани, когда ты чист и свят, как младенец, лучше не заниматься домашними делами, а перекусить, поспать и, вот только после этого, ты понимаешь, что родился заново.
        Не зря же говорят, баня – мать вторая!

1990г.