Урок - концерт. Обобщающий урок чтения в 5 классе коррекционной школы для умственно отсталых.
ВРЕМЕНА ГОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
Цели: 1. закрепить и обобщить знания стихов наизусть по программе 5 класса, общие сведения об
окружающем мире.
2. совершенствование навыка чтения, чтения стихов наизусть, связного ответа на вопрос,
участия в беседе на определённую тему; коррекция ВПФ: речи, памяти, внимания.
3. воспитание интереса, уважительного отношения к природе, к русской классической
литературе.
Ход урока.
1. Тема и цели урока.
Наш урок называется: Времена года в русской поэзии.
Мы вспомним выученные наизусть стихотворения о природе, ещё раз их прочитаем, закрепим их содержание.
2. Установка на восприятие.
2.1. Слово учителя.
В начале каждой темы о природе мы вспоминали с вами Песню о временах года. Давайте и этот урок начнём с этой песни.
2.2. Дети под аккомпанемент учителя исполняют песню.
Песенка о временах года. ( детская песенка).
1.
Пусть бушует непогода,
Пусть пурга стучится в дом-
Мы в любое время года
Много разных дел найдём.
К нам весна вернётся вскоре-
Станут солнечными дни.
По ручьям несутся к морю
Из бумаги корабли.
Припев:
Нет для нас плохой погоды-
Каждому известно.
Нам в любое время года
Очень интересно.
3.Вот скворец крылами машет
Лето нас дарит теплом,
По тропинке средь ромашек
В лес по ягоды идём.
Осень к нам придёт с дарами,
Тут не спи и не зевай,
В школьный сад спеши с друзьями,
Собираем урожай.
Припев.
2.3. Вступительная беседа. ----------- с использованием предыдущего опыта и содержания спетой песни.
--а—Плакаты на доске ----------- = ВРЕМЕНА ГОДА=
-- Назовите времена года по порядку.
-- Перечислите, из каких месяцев состоит каждое время года.
-- Посмотрите на плакаты и скажите, какой цвет и почему является главным для каждого времени года?
--б—Посмотрите на доску -------------- Портреты писателей и поэтов.
-- Кого вы узнали?
-- Кто писатель, а кто поэт?
-- Чьи стихи мы учили наизусть? ---------------- подсказка учителя.
3. Обобщение по теме: Времена года.
3.1. Слово учителя: Первое время года, произведения о котором мы изучали –ЛЕТО.
--а-- Вспомним стихи о лете.
1. И. Суриков «Ярко солнце светит», стр. 54 ------------------------------------- Гриненко А.
2. А. Прокофьев «Берёзка», СТР. 61. --------------------------------------------Дерябина Саша.
---------------------------------------Антон Коваленко.
----------------------------Полина Шибанова—чтение 1-ой строфы
с голоса учителя.
--б-- Учитель:
-- Наше лето на севере несколько иное, чем на юге или в средней полосе России. Давайте споём песню о нашем лете.
-- Дети под аккомпанемент учителя исполняют песню « Наше северное лето».
Наше северное лето.
1.
Наше северное лето –
Много солнца, много света.
Светел день и ночь светла,
Вот побольше бы тепла.
Снег – в июне, дождь – в июле.
В августе ветра подули.
Много ягод и грибов.
Лето – рай для грибников.
Припев.
Пусть недолго лето длится.
Пусть осенний дождик льёт.
Лето снова повторится,
Ровно через год.
2.
Лето северное злится,
Что совсем недолго длится.
Летний день – унылый вид.
Частый дождик моросит.
Лишь вчера листва блестела,
А сегодня пожелтела.
И чернеет небосвод.
Вот и осень настаёт.
3.2. Стихи об осени.
--а—Учитель: Лето прошло, и следом за ним приходит осень. Что же мы знаем об осени?
--б—Чтение стихов об осени.
1. К. Бальмонт « Осень» , стр. 68, ------------------------------------ Вова Ципилёв.
2. И. Бунин «Первый снег», стр. 73 -------------------------------- Сергей Шинку.
--в-- Чтение стихов об осени мы закончим песней об осени.
Дети под аккомпанемент учителя исполняют «Осень – грустная пора.»
Осень – грустная пора.
1.
Жёлтый лист упал на воду,
Мёрзнет тополь на ветру.
Ведь осенняя погода –
Это дождик поутру.
Улетающие птицы,
В лужах лёд блестит с утра.
Срок пришёл с теплом проститься.
Осень – грустная пора.
Припев.
Жёлтых листьев хороводы,
Нудных ливней перезвон –
Это осень. Для природы
Наступает долгий сон.
2.
Лес пустой, не слышно трелей.
Стали ниже небеса.
Просто птицы улетели,
Их умолкли голоса.
Скоро смоет непогода
Краски пёстрого ковра.
Осень – вечер для природы.
Осень – грустная пора.
3.3. Повторение стихов о зиме.
--а—Слово учителя.
Следом за осенью приходит морозная и снежная русская зима. И этому времени года в русской литературе посвящено много стихов.
--б—Чтение стихов о зиме.
1. Ф. Тютчев « Чародейкою зимою…», стр. 131 ------------------- Ваня Журавлёв.
2. Слово учителя.
Для русского человека берёза – дерево особенное. Берёза – символ нашей родины, любимейшее дерево поэтов, музыкантов и художников. Сегодня мы прочитали уже одно стихотворение о летней берёзе. А Сергей Есенин написал стихотворение о берёзе зимней, и зимой это дерево тоже необыкновенно прекрасно, как красивая завораживающая сказка.
3. С. Есенин « Берёза» , стр. 138 ---------------------------------- Катя Осухивская.
--в-- Слово учителя. Музыкальная пауза. ----------- Зимой много красивых и любимых народных праздников: Рождество, Крещенье, Новый год, Масленица. Давайте вспомним это время песней о Рождестве.
Дети под аккомпанемент учителя исполняют песню «Рождество».
Рождество.
1. Снег порхает, снег кружится.
Сколько выпало его…
В январе в наш дом стучится
Светлый праздник – Рождество.
Верный путь метелью снежной
Не закроет никогда,
Дарит нам в пути надежду
Вифлеемская звезда.
Припев.
Вновь сочельник наступает,
Окна снегом заметает.
Загадай желанье в Рождество.
Сердце трепетно забьётся,
Всем младенец улыбнётся –
Доброты и мира торжество.
2.Голубь белый весть о счастье
Человечеству принёс.
Чтоб изжить вражду и распри
В этот мир пришёл Христос.
Чтобы все любить умели
Как был он любить готов,
И за это с колыбели
Получать дары волхвов.
3.4. Повторение стихов о весне.
--а—Наконец прошла долгая и ненастная зима, и в гости к нам спешит долгожданная весна.
Давайте вспомним стихи о весне.
--б – Чтение детьми наизусть стихов о весне.
1. А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», стр. 142 --------------- Тройтака Лёша.
2. А.С. Пушкин « Гонимы вешними лучами..», стр. 154 ----------------------- Нина Малышева.
3. Е. Серова «Подснежник», стр. 156 ----------------------------------------- Корельский Миша.
4. И. Бунин « Крупный дождь в лесу зелёном…», стр. 158 ------------- Шинку Серёжа.
--в—Слово учителя. Музыкальная пауза.
И закончим наш разговор о весне исполнением песни о весне.
Дети исполняют песню под аккомпанемент учителя.
Весенняя песня.
1. Слышишь: река проснулась,
Звонкий ломает лёд.
Солнышко улыбнулось –
К нам весна идёт.
Припев.
Солнышко светит ярко,
Греют его лучи.
А на берёзе в парках
Вновь кричат грачи.
2. Плачут сосульки, тая,
Почки уже видны.
Птицы к нам прилетают
С дальней стороны.
4. Проверочная работа. Тест.
1. В стихотворении И. Сурикова «Ярко солнце светит» из поднебесья доносится песня:
1. Голубя. 2. Соловья. 3. Жаворонка. 4. Синицы.
2.Стихотворение А. Прокофьева посвящено самому любимому русскому дереву:
1. Акации. 2 Дубу. 3. Сосне. 4. Берёзе.
3. В стихотворении К.Бальмонта «Осень» поспевает:
1. Клубника. 2. Ежевика. 3. Смородина. 4. Брусника.
4. В стихотворении И.Бунина «Первый снег» автор прощается с перелётными птицами:
1. Утками. 2. Гусями. 3. Лебедями. 4. Малиновками.
5. Ф.И.Тютчев называет русскую зиму:
1. Чаровницей. 2. Волшебницей. 3. Чародейкой. 4. Феей.
6. В стихотворении С. Есенина заря осыпает ветки берёзы:
1. Золотом. 2. Бриллиантами. 3. Деньгами. 4. Серебром.
7. Каких птиц упоминает А.К. Толстой в стихотворении «Вот уж снег последний в поле тает.»
1. Страусов. 2. Журавлей. 3. Павлинов. 4. Лебедей.
8. В стихотворении А.С.Пушкина «Гонимы вешними лучами…» «из кельи восковой» вылетает:
1. Шмель. 2. Муравьи. 3. Пчела. 4. Бабочка.
9. С кем сравнивается подснежник в стихотворении Е.Серовой:
1. Разведчик. 2. Ракетчик. 3. Садовник. 4. Наездник.
10. И. Бунин « Крупный дождь в лесу зелёном»… По каким деревьям простучал дождь:
1. Клёны. 2. Тополя. 3. Осины. 4. Лиственницы.
Решение теста под руководством и при помощи учителя.
5. Итоги урока.
5.1. Выставление оценок.
5.2. Подведение итогов, выставление отметок.