Урок-концерт по теме Времена года

Марина Беляева
Урок - концерт. Обобщающий урок чтения в 5 классе коррекционной школы для умственно отсталых.               

                ВРЕМЕНА ГОДА В  РУССКОЙ ПОЭЗИИ.

Цели: 1. закрепить и обобщить знания стихов наизусть по программе 5 класса, общие сведения об
          окружающем мире.
           2. совершенствование навыка чтения,  чтения стихов наизусть, связного ответа на вопрос,
          участия в беседе на определённую тему; коррекция ВПФ: речи, памяти, внимания.
          3. воспитание  интереса, уважительного отношения к природе, к русской классической
          литературе.

                Ход урока.

1. Тема и цели урока.

Наш урок называется:  Времена года в русской поэзии.
Мы вспомним  выученные наизусть стихотворения о природе,  ещё раз их прочитаем, закрепим их содержание.

2. Установка на восприятие.

2.1. Слово учителя.

В начале каждой темы о природе мы вспоминали с вами Песню о временах года. Давайте и этот урок начнём с этой песни.

2.2. Дети под аккомпанемент учителя исполняют песню.
               
Песенка о временах года.  ( детская песенка).

1.
Пусть бушует непогода,
Пусть пурга стучится в дом-
Мы в любое время года
Много разных дел найдём.
К нам весна вернётся вскоре-
Станут солнечными дни.
По ручьям несутся к морю
Из бумаги корабли.

Припев:
 Нет для нас плохой погоды-
Каждому известно.
Нам в любое время года
Очень интересно.

3.Вот скворец крылами машет
Лето нас дарит теплом,
По тропинке средь ромашек
В лес по ягоды идём.
Осень к нам придёт с дарами,
Тут не спи и не зевай,
В школьный сад спеши с друзьями,
Собираем урожай.

Припев.
2.3.  Вступительная беседа. ----------- с использованием предыдущего опыта и содержания спетой песни.

--а—Плакаты на доске  -----------  = ВРЕМЕНА ГОДА=

-- Назовите времена года по порядку.

-- Перечислите, из каких  месяцев состоит каждое время года.

-- Посмотрите на  плакаты и скажите, какой цвет и почему является главным для каждого времени года?

--б—Посмотрите на доску -------------- Портреты писателей и поэтов.

-- Кого вы узнали?
-- Кто писатель, а кто поэт?
-- Чьи стихи мы учили наизусть? ---------------- подсказка учителя.

3. Обобщение по теме: Времена года.

3.1. Слово учителя:    Первое время года,  произведения о котором мы изучали –ЛЕТО.

--а-- Вспомним стихи о лете.

1. И. Суриков «Ярко солнце светит», стр.  54  ------------------------------------- Гриненко А.
2. А. Прокофьев «Берёзка», СТР. 61.  --------------------------------------------Дерябина Саша.
                ---------------------------------------Антон Коваленко.
                ----------------------------Полина Шибанова—чтение 1-ой строфы             
                с голоса  учителя.
--б-- Учитель:

                -- Наше лето на севере несколько иное, чем на юге или в средней полосе России. Давайте споём песню о нашем лете.

                -- Дети под аккомпанемент учителя исполняют песню « Наше северное лето».

Наше северное лето.

1.
Наше северное лето –
Много  солнца, много  света.
Светел день и ночь светла,
Вот побольше бы тепла.

Снег – в июне, дождь – в июле.
В августе ветра подули.
Много ягод и грибов.
Лето – рай для грибников.

Припев.
Пусть недолго  лето длится.
Пусть осенний дождик льёт.
Лето снова повторится,
Ровно через год.

2.
Лето северное злится,
Что совсем недолго  длится.
Летний день – унылый вид.
Частый дождик моросит.

Лишь вчера листва блестела,
А сегодня пожелтела.
И чернеет небосвод.
Вот и осень настаёт.

3.2.  Стихи об осени.

--а—Учитель: Лето прошло, и следом за ним приходит осень. Что же мы знаем об осени?

--б—Чтение стихов об осени.

1. К. Бальмонт « Осень» , стр. 68, ------------------------------------ Вова Ципилёв.
2. И. Бунин «Первый снег», стр. 73 -------------------------------- Сергей Шинку.

--в--  Чтение стихов об осени мы закончим песней об осени.

Дети под аккомпанемент учителя исполняют  «Осень – грустная пора.»

              Осень – грустная пора.               

1.
Жёлтый лист упал на воду,
Мёрзнет тополь на ветру.
Ведь осенняя погода –
Это дождик поутру.

Улетающие птицы,
В лужах лёд блестит с утра.
Срок пришёл с теплом проститься.
Осень – грустная пора.

Припев.

Жёлтых листьев  хороводы,
Нудных ливней перезвон –
Это осень. Для природы
Наступает долгий сон.

2.
Лес пустой, не слышно  трелей.
Стали ниже небеса.
Просто  птицы улетели,
Их умолкли голоса.

Скоро смоет непогода
Краски пёстрого  ковра.
Осень – вечер для природы.
Осень – грустная пора.

3.3.  Повторение   стихов о зиме.

--а—Слово учителя. 
Следом за осенью приходит морозная и снежная русская зима. И этому времени года в русской литературе посвящено много стихов.

--б—Чтение стихов о зиме.

1. Ф. Тютчев « Чародейкою зимою…», стр. 131 ------------------- Ваня Журавлёв.

2.  Слово учителя.
               
Для русского человека берёза – дерево особенное. Берёза – символ нашей родины, любимейшее дерево поэтов, музыкантов и художников. Сегодня мы прочитали  уже одно стихотворение о летней берёзе. А Сергей Есенин написал стихотворение о берёзе зимней, и зимой это дерево тоже необыкновенно прекрасно, как красивая завораживающая сказка.

3.    С. Есенин  « Берёза» , стр. 138 ---------------------------------- Катя Осухивская.


--в--  Слово учителя.  Музыкальная пауза.  ----------- Зимой много красивых и любимых народных  праздников: Рождество, Крещенье, Новый год, Масленица. Давайте вспомним это время песней о Рождестве.

Дети под аккомпанемент учителя исполняют песню «Рождество».

     Рождество.               

1. Снег порхает,  снег кружится.
Сколько выпало его…
В январе в наш дом стучится
Светлый праздник – Рождество.

Верный путь метелью снежной
Не закроет никогда,
Дарит нам в пути надежду
Вифлеемская звезда.

Припев.

Вновь сочельник наступает,
Окна снегом заметает.
Загадай желанье в Рождество.

Сердце трепетно забьётся,
Всем младенец улыбнётся –
Доброты и мира торжество.

2.Голубь белый весть о счастье
Человечеству принёс.
Чтоб изжить вражду и распри
В этот мир пришёл Христос.

Чтобы все любить умели
Как был он любить готов,
И за это с колыбели
Получать дары волхвов.

3.4.  Повторение стихов о весне.

--а—Наконец прошла долгая и ненастная зима, и в гости к нам спешит долгожданная весна.

Давайте вспомним стихи о весне.

--б – Чтение детьми наизусть стихов о весне.

1. А.К. Толстой  «Вот уж снег последний в поле тает…», стр. 142 --------------- Тройтака Лёша.
2. А.С. Пушкин « Гонимы вешними лучами..», стр. 154 ----------------------- Нина Малышева.
3. Е. Серова  «Подснежник», стр. 156 ----------------------------------------- Корельский Миша.
4. И. Бунин « Крупный дождь в лесу зелёном…», стр. 158 ------------- Шинку Серёжа.

--в—Слово учителя.  Музыкальная пауза.

И закончим наш разговор о весне исполнением песни о весне.

Дети исполняют песню под аккомпанемент учителя.

                Весенняя  песня.

1. Слышишь: река проснулась,
Звонкий ломает лёд.
Солнышко улыбнулось –
К нам весна идёт.

Припев.

Солнышко светит ярко,
Греют его лучи.
А на берёзе в парках
Вновь кричат грачи.

2. Плачут сосульки, тая,
Почки уже видны.
Птицы к нам прилетают
С дальней стороны.

4. Проверочная работа.    Тест.

            1. В стихотворении И. Сурикова «Ярко солнце светит» из поднебесья доносится песня:

1. Голубя.       2. Соловья.        3.  Жаворонка.            4. Синицы.

                2.Стихотворение А. Прокофьева  посвящено самому любимому русскому дереву:

1. Акации.         2 Дубу.            3.  Сосне.            4. Берёзе.

                3.    В стихотворении К.Бальмонта «Осень»   поспевает:

1. Клубника.    2. Ежевика.    3. Смородина.            4. Брусника.

                4. В стихотворении И.Бунина «Первый снег»  автор прощается с перелётными птицами:

1. Утками.                2. Гусями.          3. Лебедями.              4. Малиновками.

      5.   Ф.И.Тютчев называет русскую зиму:

1. Чаровницей.   2. Волшебницей.            3. Чародейкой.           4. Феей.

6. В стихотворении С. Есенина заря осыпает ветки берёзы:

1. Золотом.            2. Бриллиантами.            3. Деньгами.                4. Серебром.

7.  Каких птиц упоминает А.К. Толстой в стихотворении «Вот уж снег последний в поле тает.»    

1. Страусов.           2. Журавлей.          3. Павлинов.                4. Лебедей.

8. В стихотворении А.С.Пушкина «Гонимы вешними лучами…» «из кельи восковой» вылетает:

1. Шмель.           2. Муравьи.                3. Пчела.            4. Бабочка.

9. С кем сравнивается подснежник в стихотворении Е.Серовой:

       1. Разведчик.        2. Ракетчик.             3. Садовник.          4. Наездник.

10. И. Бунин « Крупный дождь в лесу зелёном»…     По каким деревьям простучал дождь:

1. Клёны.    2. Тополя.             3. Осины.                4. Лиственницы.

Решение теста под руководством и при помощи учителя.   

5. Итоги урока.

5.1. Выставление оценок.

5.2. Подведение итогов, выставление отметок.