Бездец...

Ольга Штерн
                .
  Ну, конечно, Бездез. Это название замка на горушке и нескольких гостиниц вокруг. Местечко находится в северной Чехии, в Судетах.
   Я, вообще-то хотела в Вену. Хундервассера смотреть. Приспичило. А муж заладил, хочу по лесу ходить и грибы искать. Ну и что с ними потом делать? Сушить и везти тайком через три границы( цитатка для помнящих)  Чуть до развода не дошло, но наша турагентша сказала : «Бездец», и мы от неожиданности согласились. Очень уж слово это звучит многообещающе для русского уха. А уши у нас русские торчат, несмотря на еврейское происхождение, и к звучанию русской речи мы очень чувствительны. Почти, как составитель учебника русского языка Дитмар Эльяшевич Розенталь.  Я по его учебнику училась в середине шестидесятых.

   Словом, согласились мы. Оба. Единогласно. Тем более, что муж обещал три дня в Праге и все, что я там захочу. А я чего хочу? Ясно дело. Театр марионеток  и шопинг. Вот и вся моя культура.

   Попутно выяснили, что гостиница стоит на берегу озера (купание для смелых в 25 градусной воде). Основное население гостиницы-престарелые немцы, приезжающие понастальгировать. Нам это не помеха. Данке шен- битте шен.

   Ну, лес, так лес. Мы даже машину  не взяли. Заказали «трансфер»-подвозку из аэропорта и обратно до Праги и ...

   Прилетели, приехали, поселились. Ну, не сразу приехали. Шофер, который нас встречал, сделал круг по Праге, чтобы подвезти к недавно открытому его знакомыми магазинчику гранатовых побрякушек, «самых дешевых, можете сравнить цены». Кто его просил?  Впрочем, хотя мы были непреклонны, но вежливы, и козлом его вслух не обзывали. А хотелось. Потому, что нам срочно приспичило в Бездез по лесу и вокруг озера ходить. С утра пораньше. На часах уже девять. Словом, приехали, поселились, переоделись и вышли к озеру.

   Не думайте, что мы еще дома на карту не смотрели. В Атласе мира и в интернете. И площадь озера в гектарах мы знали. И геометрию в России хорошо учили. Так, что окружность (периметр?) озера вычислить - как два пальца... Мы и вычислили. Шесть километров. Примерно. Нам эти километры - легкая прогулка перед завтраком. Пошли. Вот оно, озеро, кругленькое и гладкое. И пляж.  И станция лодочная. А что это там вдали зеленеется? И вон там? Ладно, подойдем, посмотрим...

   Через несколько сотен метров стало ясно, что все наши фантазии насчет шести километров вокруг, необоснованы и даже несуразны. Вокруг озера идет строительство новых отелей, зоны строительства закрыты и надо углубляться в лес,чтобы их обойти. Углубились. Попутно нашли кусты с остатками ежевики.

   Так мы и продвигались галсами - в лес - к озеру, пока не пришли к речушке, которая вливается в озеро. Ищем, где переправиться. Нашли мостик. Идем дальше. А озеро, оказывается не круглое, рельеф немного напоминает «пальцы веером». То, зеленееющее, что мы видели со своего берега, были промежутки между «пальцами». Что лучше? Каждый «палец» обходить, или все разом? Загадка. Тем более, что озеро вдруг перешло в болото. Мы сначала расстерялись, очень уж не хотелось обратно поворачивать, потом обрадовались, помому-что нашли много красных кислых ягод. Но не клюкву. Муж сказал, что брусника. Я решила, что пока все не съем, не тронусь с места. Так и сделала.


   Что тут рассказывать...Выбрались мы на шоссе, нашли указатель, до гостиницы семь километров... Деваться некуда, пошли бодрым шагом. Но ведь по асфальту идти не интересно. Надо опять в лес заходить...По правую руку гора, по левую-озеро.  На исходе шестого часа мы устали переругиваться, а озеро и гора совсем пропали из вида. Но зато нашлась плотина и какие-то сооружения неясного для нас назначения. А при них мужик в рабочей одежде. Мы к нему кинулись, как к родному. Выяснилось, что озеро мы давно уже обошли и пошли по второму витку, но уже по более широкой окружности. Примерное направление он нам указал и через полчаса мы дошли до нашего городка. Но в гостиницу попали не скоро, потому, что по дороге набрели на маленькую пивнушку. Тут нам ноги отказали окончательно. И пока мы не отрегулировали жидкостно- солевой балланс, с места не тронулись.


   Вечером раздобыли карту. По самым скромным подсчетам мы прошли километров восемнадцать...


   Заодно выяснили, что в этом месте есть пять маршрутов. От десяти до четырнадцати километров. Все они обозначены и на карте, и на местности. И никакой самодеятельности. Маршруты  эти мы в последующие дни прошли. Удовольствие получили. Но это уже были детские игры...


   В первый же вечер к нам подошел ...не знаю как это называется, вроде как экскурсовод-координатор, с которым наша турагент работает.  И расписал нам план на все дни пребывания в Бездеце. Включая поездку в Дрезден «по магазинам». Особо отмечалось, что какая-то семья только нас и ждала. (Чтобы за машину меньше платить). Не помогло. Нет, кое на что мы повелись. И кое на что не зря. Но разочаровали мы его капитально.


   Городок, где расположен наш отель, назывался « Старые Сплавы». До и во время войны основное население  состовляли немцы, которых депортировали  сразу после войны. Именно эти немцы приезжают в городок чтобы увидеть дома, в которых они родились и выросли и из которых им пришлось уехать.  Наш экскурсовод при каждом удобном случае рассказывал нам о том, как их привезли к границе, разрешив взять с собой то, что могут унести и ...отпустили на немецкую сторону. «Какая трагедия», патетически взывал он к нашим чувствам. После какого-то раза я решила прояснить ситуацию и объяснила, что не вижу здесь особой трагедии. По общечеловеческим меркам это тянет на драму, а по моей, еврейской, шкале, находится где-то между мелкой неприятностью и большим везением. В конце концов, не в Освенцем же их увезли, и не ко рву поставили, как большую часть моей родни.  К чести экскурсовода, он понял, и к этой теме не возвращался.


     Вообще, было видно, что ориентирован он был на публику из бывшего Союза. Например, пытался завезти нас в деревушку, где сделан « макет» Крестного хода, со всеми тринадцатью остановками. На католическую Пасху особо ръяные совершают туда подьем с последующей молитвой. Очень интересно и впечатляюще...было бы, если бы мы не видели, и неоднократно, « оригинал», который «храниться» у нас в Иерусалиме. О чем бестактно заявили. Сломали ему кайф окончательно.


   Строго говоря, всю небольшую массу рускоязычныой публики сопровождают два экскурсовода. Назовем их Маша и Саша. У каждого из них машина. Можно ездить на экскурсии по две пары. Обходится дешевле. Поэтому нас и ждали для совместной поездки в Дрезден и еще не знаю куда. Но не дождались. Как я уже сказала, мы предпочитали ходить пешком по своим маршрутам и в своем темпе. Пить пиво, где захочется, есть вкуснейшие пирожные где приспичит, даже два раза проехались на поезде. По- чешски он называется «влак». От слова волочить. Нам очень нравилось по мере возможности общаться с чехами. Выискивать знакомые славянские корни, пробираясь к пониманию, благо чехи терпеливые и, пожалуй, медлительные. Спокойные. Терпеливо объясняют дорогу, пока не поймешь. А понять нетрудно, после того, как обе стороны испробуют с пяток синонимов и найдут общий. Объяснять-то объясняют, а пройти два шага и показать дорогу... Нет, этого не было. За этим в Португалию ехать надо. Или в Толедо. Или с Санкт-Петербург...

   По чешским деревенькам нам, пожалуй, нравилось проходить. Чистенькие, довольно аккуратные, но не вылизанные, как у немцев. Без гномиков и грибочков.  Калитки украшены чем-нибудь забавным - рисунком, карикатуркой, надписью, которую интересно и полезно прочесть. Особенно нам нравилось, когда после нескольких совместных попыток, мы эти надписи начинали понимать.

  Встречающиеся незнакомые дети здоровались.

   Собаки не лаяли без необходимости.

   Спокойный народ. Дружелюбный? Не знаю. Спокойный.

  После Яна Жижки, когда крови пролилось немеряно, чехи вроде больше и не воевали. Швейковский характер вырабатывали.

   В один из дней уговорил нас экскурсовод поехать в близлежащий городок на стеклодувную фабрику. Уверял, что никто еще не устоял перед красотой и необычностью изделий и все закупают там стекло чуть не ящиками. Соблазнял необычностью и дешевизной тамошней продукции, которую можно купить прямо на месте.  Был убедителен. Не то, чтобы мы горели желанием что- то купить, но перспектива побывать  на стеклодувной фабрике и посетить музей стекла при ней соблазнила моего мужа. Почему бы и нет?

   В нашей родной Пензенской области был завод хрусталя. И мы им очень гордились. Особенно стаканом- пустым внутри, но когда его заполняли водой, на дне явственно проступала муха. Шутка юмора.

  Словом, мы поехали, да не одни, а с маленькой группой. Сунули свой снобизм в дальний карман и поехали.

Музей был закрыт по случаю банального выходного дня, который случается каждую неделю вот уже который год. Наш экскурсовод картинно недоумевал. (Десятый год в это место экскурсии возит). Господь ему судья. Побродили по двору музея. Посмотрели на статуи и прочее монументальное искусство из цветного стекла. Забегая вперед, скажу, что весь городок украшен фигурным стеклом. Деревья с птицами, ......Действительно, неплохо. Даже очень хорошо. Было интересно побродить неторопливо и все рассмотреть.

  Не тут-то было. Мы торопились на фабрику покупать вазы и люстры ящиками.

   На фабрике муж сделал «стойку», как спаниель на утку, и уже кроме как на техпроцесс ни на что внимания не обращал. Иногда отвлекался, чтобы прокомментировать мне, какими болезнями грозит рабочим труд  стеклодува.

  Единственный из всех , вызвался попробовать выдуть что-то из горячей заготовки. Выдул кривую фигню. Засмущался и стал объяснять мне, как на самом деле надо было бы. Я, напротив, гордилась им. Вот он какой у меня.

   Стеклодувный цех напрмнил мне Ад, как его представляют и рисуют на картинках. Огонь, чаны с чем-то. Щипцы для захвата и удержания. Трубки. Искаженные лица. И везде вода.. Почему-то горячая вода мне представляется непременным атрибутом Ада, в котрый я не верю нисколько.

Нам очень понравилось.

   Подошло время посетить фабричный магазин. Это необходимый ритуал и дань вежливости.

   Вы уже поняли, что полки магазина были уставлены золотисто- зеленым кошмаром в псевдо-восточном стиле. У нас такого добра на бедуинском  рынке и по лавчонкам много завалялось. Впрочем, зря я так.  Народ радовался и брал.

   Мы тоже сочли невежливым уйти с пустыми руками. На задворках магазина нашли изящные черные стаканы и рюмки. И с удовольствием их купили. Потому, что у чехов со вкусом все в порядке. И у нас тоже.

   Городок Либерец, что в Северной Богемии, запомнился нам двумя вещами. Первая - вегетарианская столовая. Мы соблюдаем кашрут, по мере возможности и за границей тоже. Поэтому завтраки и особенно ужины в гостиницах преврвщаются для нас в приключение. Выбор того, что мы можем съесть невелик и сомнителен. Блины и сырники они норовят пожарить на свином сале, в вегетарианский суп положить бекон, ну и так далее. Все же ухитряемся. В Либереце мы случайно набрели на вегетарианскую столовую. С уклоном в привычную и любимую нами среднеземноморскую кухню. С кускусом, фасолью и чечевицей. Мы наслаждались каждым кусочком и поняли, что очень скучаем по дому.

   Второе, что нам запомнилось- памятник из ключей. История его, со слов экскурсовода, такова. Во время Бархатной революции чехи вышли на Вацлавскую площадь, что в Праге, одновременно вынули из карманов связки ключей, побренчали ими в знак протеста и солидарности друг с другом и разошлись.
 
   Вот такой протест. Очень по чешски и по Швейковски. Давно прошли времена самоссожения, да и то, это был одиночный эпизод, акт экзальтированной личности. Чехия много веков, находясь в центре Европы, ухитрялась не ввязываться в войны и конфликты. Выжить и сохраниться- основной инстинкт всего живого. Какую цену мы за это готовы платить - личное и общественное дело каждого. Я тоже принадлежу к народу, который знает толк в этом «выжить и сохраниться». Выжить физически и сохранится как народ. Темперамент у нас другой, мы фигой в кармане не ограничимся никогда.  Ну и цену за это платим страшную, уже третье тысячелетие. Кто не согласен - уходит в сторону. Хотя и там достают. До седьмого колена.

  А то, что чехи выбрали другую тактику - так это им больше подходит. Главное, работает.


   Памятник этот раньше стоял в Праге. Потом его перенесли в Либерец. От греха подальше. Выжить и сохраниться.

   Ну и молодцы.