Глава 5. Церковный брак

Наталья Ческидова
 Наряду с законным браком в некоторых государствах правовое значение также придаётся браку, заключённому по религиозному обряду.
   Церко;вный бра;к - христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни.
   В средневековой Европе был установлен обязательный для всех церковный брак, однако обязательным он был не для всех: крепостные могли жениться лишь с согласия своего владельца.
   До начала ХХ века в большинстве стран Европы, а также в России церковный брак был единственным видом брака, который имел юридические последствия.
Сейчас в одних странах церковный брак  является обязательной формой брака (например, Испания, Греция). В других наряду с гражданской формой допускается  заключения церковного брака (Великобритания, некоторые штаты США).
   В нашей стране церковный брак не считается законным и правового значения не имеет, так как по российскому законодательству  признается лишь брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.
   Церковный брак в нашей стране был упразнен 18 декабря 1917 года, когда Совнаркомом Российской республики был принят Декрет "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния". Были созданы и начали функционировать специальные органы - отделы записи актов гражданского состояния, так называемые ЗАГСы.
   Церковь перестала выполнять обязанности по записи сведений. Все архивные книги по регистрации браков, сведения о рождениях и смертях  были переданы на хранение отделам ЗАГСа. То есть юридические последствия за актами гражданского состояния признавались лишь в том случае, если они были зарегистрированы в государственных органах.
   Когда появился церковный брак?
   Церковный брак в истории христианства появился довольно-таки  поздно.
Первой признала необходимость церковного брака в 444 году Армянская Церковь.
   В Византийской империи до 1092 года заключение брака регулировалось нормами римского права. Церковного брака как института не существовало.
До конца XVII века русский народ считал венчание принадлежностью  князей и бояр, продолжая придерживаться при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест.
   Наши родители, воспитанные в атеистическом обществе, вряд ли задавались вопросом: стоит ли венчаться. Роспись в ЗАГСе, штамп в паспорте, шумная свадьба — вот, пожалуй, весь набор для молодоженов того времени и их гостей.
А если кто- то и хотел повенчаться, то это грозило такими огромными проблемами: могли исключить из  коммунистической партии, из  комсомола, а то и лишить работы. Поэтому наши родители об этом даже и не думали.
   Однако в начале 90-х годов, в годы перестройки стало модным некое новшество под названием венчание. Молодые люди шли под венец, чтобы приукрасить свое свадебное торжество красивым обрядом венчания, таким, какое  они видели в кино или театре.
   Все-таки регистрация в ЗАГСе была не таким красивым и торжественным  событием, как венчание, на него накладывал отпечаток некий штамп. Для Маши Ивановой и Пети Петрова, так же как и для всех остальных пар говорили казенные слова холодным голосом, без особой интонации. И времени для регистрации было маловато- всего 10 минут, и совершался этот акт регистрации в каких-то казенных помещениях. Действительно, он и был актом, а не событием рождения новой семьи. А хотелось красивого запоминающегося на всю жизнь ритуала. Вот и стали стремиться к венчанию.
   Хотя в последнее время регистрация брака  стала торжественным и запоминающимся событием, проходящим во Дворцах бракосочетания.
   Что такое таинство венчания большинству из молодоженов мало кто объяснял. Многие из моих знакомых, обвенчавшись, так до конца и не поняли, что, собственно, представляет собой этот церковный обряд.
   Единственный аргумент в пользу церковного брака, по их мнению, это  его нерасторжимость. А раз нерасторжимость, значит брак сам по себе  без чьих-либо усилий будет вечным, до гробовой доски- так считает большинство людей, которые хотят обвенчаться.
   Они не думают о том, что таинство венчания-  это ведь не просто пышный обряд и клятвы вечной любви друг другу, это еще духовное единение супругов, когда «и станут двое одной плотью».
   Желающие заключить церковный брак должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть грех.
   При венчании в церкви обязательно должны быть свидетели.
По традиции Русской православной церкви, свидетелями  могут быть два совершеннолетних мужчины православного вероисповедания, достаточно хорошо знающих вступающих в брак жениха и невесту, чтобы поручиться перед Богом в том, что брак заключается по любви и обоюдному согласию и для венчания не существует канонических препятствий. В исключительных случаях одним из свидетелей может стать женщина.
   И еще интересный факт: максимальный возраст для вступления в церковный брак — 60 лет.
   Итак, мы уже знаем, что венчаться могут верующие крещеные православные христиане. Но  в некоторых случаях вам могут отказать в вечании. 
   В каких случаях нельзя вступать в церковный брак ?
- если вы вступаете в брак по церковному обряду более трех раз;
   Второй и третий браки благословляются, но  "по менее торжественному чину". Четвёртый и последующие браки не благословляются.
   Правило 87-е Василия Великого гласит": «Вторы;й брак есть врачество; проти;ву блуда;, а не напутствие сластолюбию». 
   В отношении третьего брака в 50-м правиле Василия Великого сказано: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».
   Таким образом, третий брак является крайней уступкой церкви в целях , как сказано в церковных документах, "недопущения греха прелюбодеяния".
   Лицо, предыдущий церковный брак которого был расторгнут по его вине (виновная сторона), вступать в повторный церковный брак не может.
    Всегда приводят классический пример- Иван Грозный вступал в церковный брак 8 раз ! Как объяснить этот факт- он просто нарушал законы церкви или не считался с ней?   Многие историки считают, что у него было только 4 законных жены. Почему 4, ведь церковь допускает только три венчания? А как же он поступил с остальными ? И сколько у него было церковных браков на самом деле?
   Давайте коротко рассмотрим историю его браков.
   Первой женой царя была Анастасия Романовна Захарьина- Юрьева. В 1546 году  16-летний Иван посоветовался с митрополитом Макарием о своём желании жениться.
   Был устроен смотр невест – их было  более полутора тысяч. Выбор царя пал на Анастасию Захарьину, при этом  царь руководствовался не знатностью рода невесты, а личными достоинствами Анастасии- отец царской невесты был ничем не примечательным человеком.
   Первый брак Ивана длился 13 лет вплоть до внезапной смерти Анастасии, позволяющий предположить отравление. Современные исследования подтвердили это: царица была отравлена солями ртути, или так называемым «Венецианским ядом» ( а теперь вспомните яд "кантарелла", которым пользовалась семья Борджиа. Можно предположить, что этот яд был привезен из Италии в Русь, и им воспользовался кто-то из придворных царя).
   Таким образом  молва, упорно твердившая в 16 веке, что царицу отравили, оказалась правдой.
   В этом браке у царя было шестеро детей, но только двое остались живы. Царь был привязан к первой жене и всю жизнь вспоминал о ней с любовью и сожалением.
   Смерть жены сильно повлияла на 30-летнего царя, после этого события историки отмечают перелом в характере его правления.
    Второй женой Ивана стала Мария Темрюковна Черкасская — дочь кабардинского князя. Он женился на ней через год после смерти  первой жены. Второй брак Грозного был скоропалительным, он был обусловлен политическими соображениями: на Кавказе было неспокойно, поэтому там нужно было  иметь друзей, а не врагов.
   Невеста — княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир-Гуки — была очень молода и красива. Она понравилась Ивану. Кученей перешла в православие и приняла имя Мария.
   Сначала Мария, не зная ни слова по-русски, не понимала того, что говорил ей муж, но потом выучила язык и неплохо говорила по-русски. В истории остались очень противоречивые сведения о второй жене царя.
   По одной из версий, Мария оказалась хорошей женой, она даже подавала царю кое-какие советы (об учреждении стражи наподобие той, которая была у горских князей).
   По другой версии, она, выросшая в горах и с детства привыкшая к охоте и опасностям, была очень жестокого нрава и устраивала казни не угодивших ей людей. Зная, что царь не отличается супружеской верностью, она, чтобы сильнее привязать к себе царя, всячески потакала его порокам. Оргии совершались даже в теремах царицы, чего прежде никогда не бывало. Дошло до того, что Мария стала ему изменять.
   Однако Грозный при всей своей вспыльчивости и лютости был умным человеком и прекрасно понимал, что публичный позор жены сделается позором и для него самого.  Этот брак продолжался около 8 лет
   Потом царица неожиданно заболела и умерла. До сих пор историки не находят ответа : умерла она от болезни или же была отравлена . Отравить ее могли или по приказу царя, или его противники, не желающие, чтобы на троне сидели потомки кабардинских царей. В браке с Марией Темрюковной у царя родился сын Василий, но он умер младенцем.
   Третьей женой стала Марфа Васильевна Собакина, дочь коломенского дворянина, родственница сподвижника царя Малюты Скуратова.
   Она была выбрана в жены после традиционной процедуры смотрин невест. В Москву свезли около 2 тысяч  дворянских девушек. Их селили в особом доме со множеством покоев, в каждом из которых стояло по 12 кроватей.
   Каждую девушку царь разглядывал и одаривал расшитым платком. Из 2 тысяч претенденток он выбрал сначала 24, а из них – 12 самых лучших.  Отвергнутые девушки становились желанными женами придворных.
   В последний день этих 12 девушек заставили раздеться догола, после чего царь их осмотрел и сделал окончательный выбор. Кроме этого приглашенный из- за границы доктор должен был осмотреть их мочу в стакане, так как у невесты царя не должно быть ни болезней, ни телесных изъянов.
   Уже после помолвки Марфа Собакина вдруг заболела и стала "сохнуть", как назвали в те времена летописцы состояние невесты царя.
   Брак все же  состоялся , но уже через 15 дней царица Марфа скончалась и, как утверждал царь, скончалась девственницей. Как и в случае с первыми двумя женами Ивана Грозного, ранняя кончина царицы породила подозрения в отравлении и вызвала монарший гнев.
   По одной из версий, Марфу Васильевну отравил кто-то из семьи то ли Романовых, то ли Черкасских - родни первой и второй жен Ивана Грозного. За это поплатился брат Марии Темрюковны- Михаил, его посадили на кол.
   По другой версии - какое-то "зелье" Марфе передала ее мать, заботясь о "чадородии" будущей царицы. Возможно, причиной смерти Марфы стало это зелье  (или другое, если первое подменили), за что мать поплатилась головой,  братьев Марфы постригли в монастырь, а всех родственников лишили наделов и земель. В общей сложности по результатам расследования этого дела было казнено около 20 человек.
   Исследование останков Марфы, проведённое в 1990-е годы, не выявило ядовитых металлов, что, впрочем, не исключает использования растительного яда, не поддающегося химическому анализу. Реконструкция по черепу её лица подтвердили её славу «русской красавицы», которая была у неё при жизни.
 Н.А. Римским-Корсаковым была написана опера "Царская невеста", посвященная Марфе, с которой поступили так жестоко.
   Она фактически так и не стала женой русского царя - об этом существует специальная запись в церковных документах того времени.
   Иван Грозный обратился за разрешением на четвертый брак, он обосновывал свое прошение на новый брак тем, что  из-за болезни Марфы Собакиной он так и не вступил с ней в супружеские отношения - "девства не разрешил". Царь просил персонального разрешения у духовенства дать ему прощение на 4-й брак, объясняя его государственной необходимостью и невозможностью одному воспитывать детей ( как помните, у него было двое детей от первой жены).
   Четвертой женой Ивана Грозного стала 18-летняя Анна Ивановна Колтовская (по некоторым данным, Анна Алексеевна), на которой он женился через несколько месяцев после смерти Марфы и конечно опять же после смотра невест.
   Церковь разрешила Ивану жениться на Анне Колтовской. Чтобы такие греховные браки  не стали соблазном для простого люда, тот же церковный собор вынес постановление, в котором грозил проклятием каждому, кто осмелится вступить в 4-й брак.
   Иван Грозный прожил с Анной  3 года. Анна Ивановна во многом напоминала первую жену Анастасию, но происходила из такого " худородного"рода, что  родне царицы Иван  Грозный даже не смог пожаловать думных чинов. Колтовские так и не прижились во дворе.
   При своем правлении Анна Колтовская поступила неосмотрительно и стала бороться с ближайшими опричниками царя,  многие из них были казнены при ее содействии.
   Опричная верхушка постаралась избавиться от нее и всячески "науськивала" царю на царицу. Этот очередной бездетный брак царя продлился около трех лет, после чего  ее заключили в Тихвинский монастырь. Там царицу насильно постригли в монахини под именем Дария; церемонией пострижения руководил сам  Малюта Скуратов. Ее посадили в подземную келью, где она и пребывала в одиночестве много лет.
   После смерти Ивана ее выпустили из подземелья, но она продолжала оставаться в монастыре и скончалась в августе 1626 года, пережив, таким образом, своего венценосного супруга более чем на сорок лет.
   Пятой женой Ивана Грозного стала Мария Долгорукая. Дряхлеющему жениху приглянулась семнадцатилетняя княжна. Зная, что никакой собор не даст ему разрешения еще раз венчаться в церкви, Иван договорился с настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, протопопом Никитой, раньше служившим в опричниках, чтобы тот тайно обвенчал его с Марией Долгорукой.
   Свадебный пир по поводу этого брака состоялся в ноябре 1573 г. и был очень пышным и веселым. Приехало много именитых гостей, а на улицы Москвы были выставлены столы, заполненные хлебом, мясом и рыбой, а также десятки бочек пива и браги.
   Однако этот пятый по счету союз оказался печальнее всех предыдущих.
   После брачной ночи Иван вышел из опочивальни печальным и даже удрученным. Затем он приказал закладывать санный поезд и ехать в Александровскую слободу. Обитатели Александровской слободы увидели, как из ворот царской усадьбы выехали сани, а в них, опутанная веревками, лежала молодая жена Ивана Грозного. Лошадь подтащила сани к полынье, пробитой в центре замерзшего пруда, и остановилась. Следом из ворот  выехал царь, а с ним рядом шел какой-то начальный человек и, обращаясь к слободчанам, столпившимся на берегу, громко произнес: «Православные! Ныне узрите, как карает великий государь измену. Князья Долгорукие обманным воровским обычаем повенчали государя с девкой, коя до венца слюбилась с неким злодеем и пришла во храм в скверне блудодеяния, о чем государь не ведал. И за то злое, изменное дело повелел великий государь девку Марийку в пруду утопить!» (Цитата из книги  В. Балязина «Занимательная история России").
   Таким образом, пятый брак Ивана Грозного продлился всего один день.
   Шестой женой царя стала Анна Васильчикова.
   Иван Васильевич заинтересовался семнадцатилетней дочерью своего приятеля – князя Петра Васильчикова. Анна Васильчикова славилась своей красотой. Сам же царь на тот момент был уже совершенно лысым, беззубым и морщинистым. Он предложил князю прислать Анну к нему во дворец для любовных утех, но Васильчиков отказался. Но уж больно понравилась царю Анна!
   И тогда Иван Грозный вознамерился жениться на девушке. На этот шестой брак, равно как и на последующие, Иоанн Грозный не испрашивал уже благословения епископов и церковного разрешения.
   Царицей Анну никто из духовенства не признавал- в сохранившихся документах она ни разу не была названа царицей.
   На сей раз свадьбу сыграли в узком кругу, для народа уже не выставляли столов с едой и брагой. Этот брак также продолжался недолго.
   Прожив с Иваном Грозным около трех лет и не родив ему детей, Васильчикова была насильно пострижена  в инокини в Суздальско- Покровский монастырь, где она таинственно умерла от «грудной болезни", видимо, причиной было также отравление.
   Седьмой женой стала  москвичка Василиса Мелентьева.
   Историк Д. С. Горский писал, что как-то однажды заехал царь к своему стремянному, Никите Мелентьеву, и увидел жену его Василису — дородную, статную, большеглазую и веселую. Василиса, хотя и блюла все приличия, но поглядывала на царя так зазывно, что он повеселел и подобрел. Принимая из рук Василисы чарку, он сказал:— Буди здрава и ты, хозяюшка. А тебе, Никита, укор: пошто этакую красу до сего часа от нас скрывал? Приходи, красавица, нынче вечером ко мне во дворец".
   Вечером Василиса в царский дворец не явилась. Не явился на службу и Никита, так как оба понимали, что царь сделает ее своей наложницей.  Иван IV был так поражен ее красотой, что тут же приказал заколоть ее мужа, стремянного Никиту Мелентьева.(по другой версии он был отравлен Малютой Скуратовым).
   Уже через несколько дней вдовая Василиса появилась в царском дворце и заняла в нем главенствующее положение. Она  сумела так  очаровать дряхлеющего государя, что он старался выполнить все ее желания и прихоти. Дети Василисы получили наделы, луга, поля и были щедро одарены царем. Василиса Мелентьева, которая была значительно старше и опытнее предыдущих 17-18 -летних жен, быстро удалила с глаз долой всех женщин, которые могли бы стать ее соперницами. Иван IV очень изменился: почти прекратились казни, царский гарем был разогнан. Поговаривали, что он по-настоящемулюбил Василису Мелентьеву .
   Хотя Василиса Мелентьева и считается седьмой женой Ивана Грозного,  судя по всему, она не была венчана с ним, или он венчался с Василисой тайно, но доподлинно это неизвестно.
   Царь прожил с ней два года в полном согласии. Но судьба и  этой женщины сложилась также трагически.
   Иван Грозный заподозрил (по другим сведениям, уличил) ее в измене с окольничим Иваном Колычевым, которого замучили  до смерти пытками. С женой царь поступил еще более жестоко: по одной версии он насильно постриг ее в монахини в Новгороде. По другой версии ее, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую,  похоронили с убитым Иваном Колычевым. Может быть, это была  народная молва, так как  официально Василиса Мелентьева считается сосланной в монастырь.
   Следующей жертвой стала Наталья Коростова.
   В биографических исследованиях об Иване Грозном встречаются имена женщин, с которыми он хотел, но по разным причинам не смог или не стал заключать брак. Так, в 1575 г. царь в качестве будущей жены рассматривал Наталью Коростову, но встретил неожиданное сопротивление со стороны ее дяди новгородского архиепископа Леонида. В итоге, архиепископ Леонид  был убит (есть несколько версий его смерти, по одной из которых он был зашит в медвежью шкуру и брошен на растерзание псам), а Наталья насильно стала добычей Ивана Грозного, но через несколько месяцев, даже не получив звания царицы, бесследно исчезла. Поэтому мы не будем  рассматривать эту кандидатуру в качестве жены.
   Восьмой и последней женой Ивана Грозного стала 17-18 летняя Мария Нагая. Она была настоящей русской красавицей: большие выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Долго несчастная Мария умоляла своего отца боярина Федора Нагого, чтобы тот не отдавал ее старому лысому 50-летнему царю( для того времени 50-летний человек выглядел настоящим старцем, тем более, что Иван Грозный уже имел кучу болезней, одной из которых было отложение солей в позвоночнике), но Федор Нагой , конечно, не мог ослушаться грозного владыку. Бедная Мария покорилась своей участи и стала женой Ивана Грозного.  Зато царь  был доволен своей новой женой.
   Конечно,  молодая женщина не любила своего старого дряхлого мужа, поэтому часто плакала, а это очень раздражало мужа-тирана, он стал требовать, чтобы Мария стала веселее. Между ней и царем установились холодные отношения, и вскоре Мария стала ненавистна царю, хотя и родила ему сына, впоследствии известного царевича Дмитрия. Мария жила  в постоянном страхе за свою  судьбу и своего ребенка.  Брак с Марией продолжался 4 года.
   Иван Грозный опять завел  гарем и начал  устраивать пьяные оргии. Он не переставал думать о новом браке, поэтому мечтал поскорее избавиться от надоевшей супруги и отправить ее в монастырь.
   В качестве кандидатур рассматривались племянницы английской королевы: вначале 30-летняя Мария Гастингс, а затем молодая вдова Анна Гамильтон, но они отказали Ивану Грозному, боясь, что их постигнет участь предыдущих жен царя.
   Иван Грозный стремительно дряхлел, все время болел, а затем умер.
   После смерти мужа Мария Нагая  вместе с сыном и своими братьями была сослана в Углич, где жила до гибели царевича в 1591 году (предположительно он был зарезан).  Марию Федоровну Нагую и ее родственников обвинили в том, что они не уследили за наследником престола, в результате чего братьев вдовой царицы заточили в темницу, сама же она была пострижена в монастырь на реке Выксе.
   Итак, мы рассмотрели все восемь браков Ивана Грозного. Из них только первые четыре являются «венчанными», то есть законными с точки зрения церковного права ( тем более , что для четвёртого брака, запрещаемого канонами церкви, Иваном было получено соборное решение о его допустимости ввиду того, что третья жена Марфа Собакина так и не стала фактической женой).
   В пользу этой цифры говорит и тот факт, что могилы законных с точки зрения церкви жен Ивана Грозного находятся рядом с могилой самого царя и его матери в Вознесенском монастыре, традиционном месте погребения великих княгинь и русских цариц.
   Мы узнали, что Иван Грозный после четвертого брака перестал спрашивать разрешения у церкви, то есть эти браки не были законными с точки зрения церковного права.
   Невольно возникает вопрос: почему у Ивана Грозного было так много браков?    Возможным объяснением многочисленности браков, не свойственной для того времени, является предположение К.Валишевского, что  Иван Грозный был большим любителем женщин, но он в то же время был и большим педантом в соблюдении религиозных обрядов и стремился обладать женщиной только как законный муж.
   В этом случае Ивана Грозного нельзя сравнивать с английским королем Генрихом VIII, который быстренько отправлял своих жен на эшафот, потому что они ему надоедали в течение года.
   Но по моему мнению, женщин у царя всегда было в избытке, так как он окружал себя гаремами. Все-таки причина многочисленных браков кроется в ином: царь в каждом последующем браке ждал здорового наследника, ведь  во всех  последующих после первого брака  у царя не было детей.
   Старшего сына от первой жены Ивана царь в гневе убил. Второй сын от первого брака был "слаб головой", сын от второй жены Марии Темрюковны умер в младенчестве. Наследника Русской империи не было!
   Обратите внимание на такую деталь: браки длились около 3-х лет, но за это время долгожданные наследники так и не появлялись, а ведь Иван Грозный очень тщательно отбирал жен, их осматривали доктора, да и возраст у них был совсем молодой- 17-18 лет. Несмотря на это почему-то наследники так и не появлялись. И как итог- бездетную жену отправляли в монастырь!
   Обвинить Ивана Грозного в том, что это он не мог иметь  детей, мы не можем, ведь родился же царевич Дмитрий от самой последней жены Марии Нагой, а царю в то время было уже 50 лет, да и был он уже немощным стариком, страдающим различными заболеваниями.
   Вот и стремился царь  передать наследнику свою империю, но не смог этого сделать, потому что наследников не осталось. На Иване Грозном династия Рюриковичей закончила свое существование. 
   Итак, вернемся к причинам, по которым церковный брак не может быть заключен:
-  если жених и невеста находятся в близком родстве ( вопросы близкородственных браков мы уже рассматривали);
-  если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием;
   В этом случае тоже бывают "послабления". Например, в 20 годах ХVIII столетия шведские специалисты, взятые  в плен русской армией во время Северной войны и затем поселившиеся в России, захотели «жениться на русских девках без переменения веры». Чтобы избежать безбрачных союзов или так называемого блуда, Петр I в 1721 году   разрешил браки православных российских подданных с иноверцами: католиками, протестантами и армянами, но дети, родившиеся в этих браках, должны быть крещены и воспитаны в православии.
-  если между женихом и невестой есть кровное родство, а также родство , обретенное через крещение, то есть духовное родство.
Поясним эти понятия.
   Кровное родство существует между лицами, имеющими общего предка: между родителями и детьми, дедом и внучкой, между двоюродными и троюродными братьями и сестрами, дядями и племянницами (двоюродными и троюродными) т.д.
   "Свойство" существует между лицами, не имеющими общего предка, а породнившимися через брак. В свойстве находятся родственники мужа с родственниками жены.
   Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями крещенного( кумовьями);
-  если хотя бы один их супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм);
-  если кто-либо из вступающих в брак объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим на венчание лишь по настоянию одного их супругов или родителей;
   И тем не менее в священном писании сказано, что "неверующий муж освящается верующею женою. И наоборот».
-  если один их будущих супругов  состоит в гражданском или церковном браке с другим лицом . В этом случае гражданский брак должен быть расторгнут, если же предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый;
-  если кто-то  связан  монашеским обетом безбрачия.
   В 1998 г. было заседание Священного Синода, на котором зафиксировали, что к людям, прожившим долгое время в законном  браке, но невенчанным, церковь относится с уважением и допускает церковный брак между ними.
   Если  люди живут в так называемом гражданском союзе, то церковью такое сожительство признается блудом! Если они хотят сочетаться церковным браком, то  они должны вначале зарегистрировать свой брак официально. Без свидетельства о заключении официального брака людей не обвенчают.
Теперь немного информации о современных церковных браках.
   После страшной автомобильной аварии знаменитый актер Николай Караченцов и его супруга  актриса Людмила Поргина обвенчались в церкви Симеона Столпника на Новом Арбате.
   После 30 лет законного брака также обвенчались актеры Михаил Державин и Роксана Бабаян.
   В церковном браке состоят такие известные актеры театра и кино, как Сергей Маковецкий, Виктор Раков,  Светлана Светличная и ее покойный муж Владимир Ивашов тоже венчались в церкви.
   Недавно Николай Фоменко снова женился на Наталии Кутобаевой, бывшем пресс-секретаре Валентины Матвиенко. Она стала его законной супругой не только перед людьми, но и перед Богом - брак был скреплен таинством венчания.
   В церковном браке сегодня состоит и известный актер Никита Джигурда. Он тоже пошел на это по настоянию супруги Марины Анисиной и ее родителей. По его словам, о содеянном он  нисколько не жалеет.
   И тем не менее, проходит время, и люди, состоящие в церковном браке хотят развестись. А из-за незнания сути таинства венчания впоследствие возникали проблемы с развенчиванием. Церквный  брак расторгается с разрешения епископа только при достаточных основаниях;
-психическое заболевание одного из супругов;
-заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства;
-хронический алкоголизм или наркомания;
-отпадение одного из супругов от православия;
-противоестественные пороки;
-импотенция, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного членовредительства;
-заболевание сифилисом или проказой;
-заболевание ВИЧ/СПИДом;
-длительная пропажа без вести;
-попытки нанесения вреда здоровью детей либо супруги или угроза для их жизни;
-злонамеренное оставление семьи;
-совершение аборта при несогласии супруга.
Приведен весь список без комментариев.
   Правда, в случае измены священнослужители не станут сразу разводить семью, а постараются сохранить брак. «Даже если состоялся акт прелюбодеяния, такую семью еще можно сохранить, — уверяет священник Андрей Пономаренко. — Если другой человек может терпеть — потерпеть стоит! Есть надежда на то, что его оступившаяся половинка исправится".
   Если же супруги настаивают на разводе по причине "несхожести характеров", церковь считает, что это несущественная причина.  Это значит, что кто-то очень упрямый. А упрямство — грех. Поэтому стоит набраться терпения и научиться понимать  свою половинку.
   На самом деле с точки зрения церковных канонов развода или, как говорят в народе, развенчания не существует. «Развод — тяжкий грех, ведь что создал Бог, то человек да не разлучает".
    В основах социальной концепции Русской православной церкви сказано: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака".
   Ярким примером является церковный брак Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, которые обвенчались в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме 15 мая 1994 года. Этот храм принадлежит Московской патриархии, обряд совершил священник отец Марк. С точки зрения церкви, даже после официального расторжения брака Алла и Филипп по-прежнему остаются супругами перед Богом. Однако «аннулировать» венчание, совершенное в Иерусалиме,  крайне сложно.   
   Николай Басков также подал прошение митрополиту Владимиру  в Киевско-Печерскую Лавру, чтобы окончательно освободиться от семейных уз со Светланой Шпигель.
   Развод осуждается церковью как грех, ибо он приносит тяжкие страдания и супругам, по меньшей мере, одному из них, и особенно детям. Чина развенчания в церкви не существует.
Только в исключительных случаях  церковью допускается 3 венчания.
   Поэтому не спешите венчаться, чтобы потом не "развенчиваться".
Венчание- это не красивый модный ритуал . Хотелось бы подчеркнуть: святыми вещами нельзя пренебрегать! Идти под венец нужно с пониманием смысла этого таинства и верой в Бога .
   Брак это тяжелый труд. Счастливыми становятся те молодожены, которые преодолевают искушения и трудности, лень и гордыню.