1982 г 10 января. В Англии была большая чистка

Вячеслав Вячеславов
       10 января. После нового года значительно похолодало, самочувствие ухудшилось и пропало желание бегать. Сильный ветер убивают желание появляться на улице.

Картошка по семь рублей за маленькое ведро.  В холодильнике пустота, ничего нет, кроме яиц и мяса.  Где то разнообразие,  которое было десять лет назад? В чем причина плохого снабжения?  В газетах пишут, мол, товары есть, но продавцы прячут для своих. Почему же не принимают меры против таких продавцов? И другое, значит, товаров хватает только для своих? Если бы всего было в достатке, то не пришлось и припрятывать.

Нет в продаже чая, какао. Сахар только по килограмму на человека. Нет плавленых сырков, не говоря, о других видах сыра. Нет творога, сметаны, молоко хватает только на два часа торговли.  И в это же время любое начальство ни в чем не нуждается, у них все есть.

Два дня назад Римма Лукьянова пришла в слезах. Оказалось, прокурор, проверяя документацию о наказаниях за брак,  решил, что ее наказали слишком мягко: выговор и 50%  лишения премии за трудоемкость, 100% премии за качество, и направил дело в суд, где её ещё накажут.

Уже никто не говорит, что нельзя два раза наказывать за один и тот же проступок. Своя рука: как хочу, так и ворочу.

Всё это звенья одной цепи. В конце года оштрафовали многих заводских руководителей за перерасход зарплаты. И, чтобы вернуть затраченные деньги, решили содрать с рабочих, которые уже были наказаны за брак или другие проступки.  Наказали бригадира Ярушина на 38 рублей за то, что Ховрин отрезал себе палец в результате своей неосторожности.

Римма рассказала женщинам, что Твердохлебов подал на нее в суд за брак. Женщины оскорбились, никогда такого не было, чтобы начальник на работницу в суд подавал. Римма попросила меня написать заявление. После обеда подошли к Ане, нашему депутату, и та повела их к парторгу, там был и Егорычев, у которого такой вид, что он уже "принял" для настроения. Он немного успокоил женщин.

Ольга сказала от имени всех, что не будут работать, мол, станки плохие, нельзя выпускать качественные детали.  Я тоже успокаивал, сказал, чтобы она взяла в суд Твердохлебова для защиты.

Лектор во время обеденного перерыва в просторном конференц-зале упомянул, что в Румынии введена смертная казнь для должностных лиц, которые занимаются приписками. Рабочие одобрительно загудели, мол, и нам нужен такой закон. Недавно на проходной задержали вора. Похитил 32 автомобиля! Где-то достал документы,  на товарном автомобиле пробивал номер и спокойно въезжал через проходную.

Нам работать приходится голыми руками при норме в 3250 деталей. Детали шершавые, стирают  кожу на подушечках пальцев до мяса. Некоторые, с заниженным отверстием, не садятся на “палец”. Надо прикладывать усилие. От таких деталей много царапин и порезов на кистях рук. На этой шлифовке буду до конца января.

15 января несколько раз пытался поставить приспособления на шлифовальный стол, и каждый раз детали шли с неперпендикулярностью выше допуска в три сотых миллиметра.  Через два часа у меня лопнуло терпение, и я сказал об этом Реуцкому.  Он посоветовал ещё раз промыть приспособления. Это лишь немного помогло, — на шести приспособлениях шел брак.

На помощь пришел Ярушин.  Он зачистил наждачным камнем стол, снизил скорость,  отбросил два приспособления, и только тогда детали пошли нормальные. Было уже 19 часов, и с такой подачей я мог простоять до конца смены и не сделать норму. Увеличил скорость, качество ухудшилось на сотку, до предела. Лишь к концу смены сделал норму.

Утром ходил в киоск покупать газету и зашел в торговый центр, увидел, что люди выносят пачки маргарина. Возле пяти касс большущие очереди за маргарином, который редко появляется. С чем это связано? В 1964 году Хрущеву специально подстроили нехватку хлеба, чтобы вызвать недовольство у народа, и, когда его убрали, народ был доволен и надеялся на лучшее.

 Может быть,  и сейчас делают так же? Трудно представить, что во всем Союзе стало так плохо с продуктами. Все страны умудряются кормить не только себя, но и других, а мы, с такими богатыми возможностями, живем нищими.  Выходит, что революция делалась для того, чтобы процветали взяточники, спекулянты, а от народа по-прежнему требуют подтянуть пояса и экономить на производстве каждую копейку. Думается, что нынешняя система очень неустойчива, все завоевания социализма ничего не стоят, если попираются руководящими органами.
Через сто лет отчетливо будет видно, что во всех революциях власть захватывал не народ, а кучка деятелей, повернувших бунтовщиков  в нужную им сторону.

В романе Ч. Сноу "Лакировка" — в Англии была большая чистка полицейского аппарата, оставили 40%  прежнего состава, уволили взяточников и других, злоупотребляющих своим положением. Одни герой сказал, что не знает ни одно государство, которое решилось бы на такую чистку. И я поразился, капиталисты пошли на такое! Во имя чего? А мы всё делаем вид, что наша милиция вне подозрений, как жена Цезаря. Не слишком ли мы самонадеянны, уверовав, что наша система самая лучшая?

Министр МВД Щелоков заявил в интервью, что капиталисты смогут покончить с преступностью только тогда, когда сделают такую же революцию, как и мы,  наш милиционер по всем статьям лучше полицейского, потому что он обогащен мощным идеологическим оружием, чего у капиталистов нет.

21 Января. Валя уже не встречает радостной улыбкой, от которой в ответ довольно расплываешься. Да, нелегкое дело быть руководителем, каждого надо заметить и сказать доброе слово. Стоит не выполнить такой ритуал и человек начинает думать, почему к нему так переменились, охладели?

Валя начала рассказывать о Николае Рубцове 1936 г рождения, росшего в детдоме, четыре года служил в Морфлоте, первая любовь несчастлива, не дождалась со службы, женился на женщине с ребенком, не любя её. Разошелся. В 26 лет поступил в Литинститут, много пропускал, трудно было учиться, так как за среднюю школу сдавал экстерно. Перевелся на заочное обучение,  женился на поэтессе, которой обещал помочь выпустить книжку ее стихов, редактировал её
рукопись, пока не сказал, раздосадованный:

— Никакая ты не поэтесса.

Ночью она задушила поэта, который мог бы стать в одном ряду с Есениным, проживи ещё лет десять.

Стремяков рассказал, что Шостко видел его вконец опустившимся алкоголиком, нарисовал живописную картину, как он стоял на пороге, не в силах произнести ни одного внятного слова. Ему налили стакан водки, и он обеими, дрожащими руками, поднял и жадно выпил. Встретить его можно было только среди пьющих. Свои стихи не ценил, часто произносил экспромтом, если никто не записывал, они терялись безвозвратно, или подбирались другими.

Костя Рассадин прочитал замудренное стихотворение, где он стоит на обочине судьбы.
Аршинов возразил, что нельзя стоять на обочине судьбы, так как это уже твоя судьба. Костя начтал спорить. Я вдруг вспомнил, что уже читал критику на начинающего поэта, который употребил такое красивое выражение. Вероятно, он был наверху блаженства когда придумал, если не украл у кого-то.

Костя, как-то, без стеснения сказал, что когда ничего не может придумать, то перечитывает стихи других поэтов, и всегда находит, что можно содрать. Я поразился его словам, но промолчал, понимая, что  мои нотации не нужны, до таких морализации не доходят, они уже всё знают и понимают, и убеждены в своей правоте. Это не начинающий юноша, который нуждается в советах и наставлениях.

Все принялись доказывать, что нельзя так говорить,  но он ни с кем не согласился. Любовь Бессонова бесстрастно спросила:

— Что такое судьба в твоем стихотворении?
— Дорога.
— А ты стоишь на обочине своей судьбы. Всё ясно.

Она иронически улыбнулась, мол, что и требовалось доказать.

«Генетический код всего живого на Земле в принципе построен одинаково. Если бы при наличии на Марсе жизни удалось выявить её генетический код и сравнить с земным, в основном была бы решена задача о происхождении жизни на Земле.  Окажутся коды разными - подтвердится гипотеза о самозарождении жизни. Будут они одинаковы - торжество окажется за гипотезой "посева". Возможность решения этой краеугольной задачи оправдала бы те огромные затраты, которые   действительно необходимы для организации марсианской экспедиции. Стоимость одного из таких проектов оценивалась в 42,5 миллиарда долларов, причем предполагалось, что корабль с экипажем в шесть человек будет собран на околоземной орбите из шести блоков с ядерным двигателем, работающим на водороде. Феоктистов считает, что проблема энергетики для марсианской экспедиции разрешима,  но не с ядерным, и, тем более не с обычными ракетами, а с электрическим и двигателями».

Позже учёные установили, что в космосе оплодотворённая клетка погибает. Это означает невозможность  преемственности поколений в сверхдальнем полёте. И даже человек не способен годами жить в космосе.

4 февраля Комаров сказал, что нужно собрать совет бригады по качеству, так как  много возврата деталей почти по всем параметрам. При норме 15 кассет, я в этот день сделал 25 кассет, и закончил за 20 минут до конца смены. Попросил Сашу Игонина убрать за мной фасочный станок, и поспешил на собрание.

Бараненков сказал, что каждую неделю нужно делать выписку совета бригады на стол Кагановича, который сейчас у нас за начальник цеха, а Букина временно поставили начальником участка клапанов, так как положение серьёзное. Основной брак идет с токарных станков,  но на мое предложение — усилить контроль,  все промолчали. Вернее, возмутился один Жегалин, который стал наладчиком, сказал, что ему хватает своей работы, и он не собирается следить за токарями.

Остальные промолчали, и я понял, что всё собрание для галочки, мер принимать никто не хочет. Встал Кумпяк, и, сильно заикаясь от волнения, выговорил Комарову, что ему никто не позволит оставлять бригаду без качества из-за равнодушия. Кажется, Кумпяк настроен воинственно против Комарова и готов придираться к нему по пустякам. Комаров ничего не сказал. Он умеет себя сдерживать. Потом Юра сказал, что на зуборезках стало очень плохо с тех пор, как Вячеславов ушел оттуда, надо его вернуть постоянным оператором. Тут Комаров не выдержал:

— А за что ему платят профмастерство? А если его не будет, другого не поставишь, не умеет.
— Восемь лет так работали, и ничего.

Я подумал, что если мне предложат вернуться, откажусь, так как  мне уже не страшно работать на других станках, даже на токарных. Но, все равно, приятно, когда понимают, что твоя работа лучше других.

Освоил и вторую шлифовку, на ней легче. Но иногда срывает детали и она с сильным стуком ударяется об металлическую обшивку станка. Есть опасение, что может и голову проломить.

На первую операцию поставили Алексея Лукьянова. Он, возможно, нарочно работает медленно, чтобы мастер понял, что он не справляется с такой работой, и отправил его на прежнюю. Он задерживает и меня. Так я до конца смены не сделаю норму. Не выдержал, отстранил его, и за час сделал его половину нормы, потом принялся за свою шлифовку. Он принял мою помощь как должную, даже спасибо не сказал.

В бригаде работает ещё одна супружеская чета, Исаевых. Анна работает на шлифовке привода, и я с ней почти не сталкиваюсь, не «достает». Как и муж любит выпить. На год раньше меня получили двухкомнатную квартиру, потому что у них один сын. В какой-то праздник они пригласили к себе мужчин нашей бригады. Миша быстро упился, а Анна с Колей Горябиным, который лет на 15 моложе её, уединились в ванной малосемейки, как сказал мне потом Иван Мальков.

Скоро Коля ушел из нашей бригады в 38-ой цех. Долговязый, обаятельный. Встречая меня, всегда здоровался, останавливался, чтобы обменяться фразами. Работой доволен, не бей лежачего, много свободного времени. Никто не стоит над душой, как прежде в бригаде у нас. Ну, что ж, я рад за тебя. Такое впечатление, что все, кто уходит от нас, довольны переменой.

Вечером пришел в лито. Валя снова в новом наряде: красивая блузка с разноцветными геометрическими фигурами и синяя кофта. Умеет красиво одеваться, да и сама прелестна. Сказала, что к юбилею города будут готовить сборник, нужно через три недели принести материал. А у меня, как назло, ничего подходящего.

18 февраля. Читаю много, во всяком случае, имею представление о чем пишут газеты и журналы, нашел упоминание, что мы свою нефть продаем за границу на 1/3 дешевле, чем остальные страны, и это не от того, что наша нефть плохого качества, наоборот, высшего. Получается, что мы разбазариваем свою страну, подлизываемся, делаем подачки, лишь для того, чтобы с нами знались. Выручка от нефти 50% валютных поступлений. СССР должен западным странам 16 млрд. долларов. Из банков снимается 50% вкладов. Если в прошлом году мы купили 30 миллионов тонн  зерна, то в этом году 40 млн. т.

Два дня назад подошел к экрану соц. соревнования записать проценты сделанной продукции. За столом рядом сидели женщины,  и я спросил, почему они не проставляют проценты?

— Не умеем, — сказала Давыдова.

Я объяснил, что при норме в 3200 штук на 1% приходится 32 детали. Ничего сложного.

— Мы выбрали Совет бригады, пусть они и пишут, — заявила Кашина.
— Никто не хочет писать, легче, когда каждый будет писать.
Но они не слушали.
— Для чего тогда Совет бригады? Деньги делить вы умеете. Соберетесь, пошушукаетесь, никто ничего и не знает, — сказала Давыдова.

Именно в этот день мы делили 59 рублей за третье место.  Позже я подумал, что надо отказаться от звания Председателя Совета бригады, именно на этом основании, что Давыдова оскорбила меня подозрением, словно я забираю деньги себе, или даю своим любимчикам. Интересно, кто же это такие?

Надоело, два раза в неделю заседать, и вечная нервотрепка. Зачем мне это нужно? 0дни подозрения. И нужно сейчас отказаться, так как до сентября долго ждать. По моему предложение с женщин не собирали по три рубля на подарки для мужчин, а деньги по соц. соревнованию отдать на покупку подарков.  Я ещё отдал 25 рублей из своих денег, с тем, чтобы они потом мне вернули.

Комаров подошел и сказал, что у него предложение, все эти деньги отдать на подарки, то есть 30 рублей мне, и 29 на подарки. Сразу я не сообразил, что он убивает двух зайцев, и согласился. То ему нужно было мне выписывать из фонда мастеров, а он отделался этими деньгами. Если бы это собрание было на днях, я бы так и сделал, но надо ждать 10 марта. А до того времени у меня настроение переменится.

Почему-то вспомнился эпизод с отправкой писем друзьям до армии, и после армии. Лень было идти специально к почтовому ящику, а тут мать шла куда-то, и согласилась по пути бросить письмо. Позднее из ее записей я узнал, что все эти годы она вскрывала мои письма, перечитывала, и, в зависимости от моих намерений, диктовались ее поступки, она решала за меня, что для меня лучше, а что хуже. Она, как бы читала мои мысли, так как с друзьями я был откровеннее, чем с нею, что естественно.  Она же хотела знать обо мне всё. С такой же целью перечитывала мои дневники, и позже, в 1969 г. украла одну тетрадь для каких-то своих целей.

Как я рад, что далек от всего, что было в Батуми. Все трагедии у нас происходят оттого, что у нас не хватает мужества уйти от источника неприятностей. Жена убивает мужа, который её терроризировал. В итоге жене, как самый малый срок, пять лет. А выход был. Вплоть до того, чтобы взять свои документы, чемодан, детей и уехать в другой город. Мир не без добрых людей, помогли бы стать на ноги. Зато и совесть осталась бы чистой и руки не замарались в крови.

Шведка Грета Гарбо (псевдоним) в зените славы, в 36 лет сошла со сцены, то ли после неудачной роли в последнем фильме, то ли по другой причине, и уже сорок лет живет уединенно, не показываясь на людях. Сыграла в 30 фильмах – «Дама с камелиями».  Везде играла себя. Помню этот фильм, и эту некрасивую артистку, поражался завышенной оценке фильма, мне он был неинтересен. Любому мальчику этот фильм не понравится.


27 февраля. Прошло время, и обида затихла, раздумал выступать на собрании! Ничего с меня не станется, побуду председателем до сентября, и уж тогда, ни за какие коврижки, не соглашусь снова.

5 марта. За февраль много переработок, на 78 рублей, да плюс 30, которые мне должны. Твердохлебов сказал:

— Как, по-твоему, сколько ты заработал? Давай подсчитаем.
— Два воскресенья, плюс три нормы, вчерашняя переработка, и за воскресенье на приводе.
— Но ты же в воскресенье не работал 8,6, а меньше.

— Тогда сам и работай в воскресенье, а я не буду. Зачем крохоборничаете? За восемь лет никогда я столько не разговаривал о деньгах, сколько с тобой.
На следующий день я проходил мимо, он приостановил меня и сказал:

— Мы выписали тебе на два рубля больше.
— Как понять? Я должен эти два рубля вернуть?

Он добродушно засмеялся и махнул рукой. Я тоже ничего не сказал и ушел. До этого упрекнул Комарова:

— Что ж это получается? На работу ты посылаешь, а платит Твердохлебов?
Комарову нечего ответить. Сегодня он предложил выйти работать в воскресенье,  и я сказал:
— А потом Твердохлебов опять будет нервы трепать?
— А ты говори, что ничего не помнишь, мол, Комаров ведет запись, у него и спрашивайте.

Утром,  когда Комаров подошел забирать пропуска, Лукьянов начал возмущаться:

— Что ж это делается, в начале смены выключаете освещение и приходиться наощупь менять инструменты. Днем свет вовсю горит, никто не экономит, а стоит стемнеть, как начинают выключать.
— Зеленая волна, ничего не поделаешь, — ответил Комаров.

Перед обедом с диспетчерской открыли фрамуги, подуло холодным воздухом. Лукьянов был без рубашки,  в одной спецовке, и опять начал возмущаться, что какой-то дуролом, сидя в кабинете,  нажимает на кнопки.

— Всё для людей, всё против людей. Слава, ты бы написал фельетон про это безобразие.
— Про свет можно. А это к нашей пользе, воздух чище. Ты Шептухину подскажи, он по любому поводу пишет. Инструмента нет — пишет.
— Этот,  с усиками?

Вчера был скользящий выходной, с утра поехал к открытию в Старый город в мебельный магазин. В прошлый раз постигла неудача, на кровати записываются в очередь по субботам. На этот раз мне повезло, поступила большая партия полутораспальных кроватей, и я взял четыре кровати, и письменный стол для своей машинки, теперь  могу уединиться, и никто не будет  мешать. Комнаты сразу приобрели жилой вид.

Кровати продержались 29 лет, и две на даче стоят до сих пор. Свою функцию выполняют.

К нам пришла новая контролер — женщина лет 35, полноватая, лицо круглое, невзрачное, большой накрашенный рот. Видно, с характером.

Через неделю, сидя в курилке, она сказала, что Житков, наш генеральный, находится под следствием, так как в каком-то городе имел личный магазин "Автолюбитель", в который поставлял части.

Когда я начал расспрашивать других, то сказали, что про Житкова не слышали, но знают, что арестовали зам. начальника по снабжению. Сегодня спросил контролера, как ее звать? Галя.

Снова повторила, что знает из достоверных вышестоящих источников, что Житков под следствием, хотя от работы и не отстранен. Прошлый раз она вспомнила Правосуда, которого в 75-ом году пытались судить вместе с другими, но отпустили и сейчас он работает в Москве большим начальником.

Месяц назад охрана задержала Макарова начальника отдела кадров, с дипломатом, в котором лежали крестовины. Обычная охрана не имеет права задерживать таких начальников, и при задержании Макаров кричал о незаконности действий охраны.  Рабочие, видевшие задержание на следующий день пошли к руководителям и потребовали суда.

На суде Макаров объяснил наличие крестовин тем, что должен был ехать в командировку за набором рабочих, и, чтобы приманить — каждому давал по крестовине. Считая такое объяснение вполне достаточным, просил оставить в партии. Наши уважаемые судьи сочли, что в его действиях не было состава преступления, но для острастки, и чтобы других успокоить, лишили его партбилета и направили начальником в АИОПРО. Для начальников одни законы, для рабочих — другие, всё как на Западе. Недалеко ушли. 

Декабрь и январь проработал на обеих «Джустинах», полностью освоился, норму выполняю за пять-шесть часов. Сейчас на токарных станках. Здесь посложнее и погрязнее. За один день спецовка принимает такой вид, что впору снова сдавать в стирку, но в стирку принимают один раз в две недели, а рабочих дней минимум 13.

13 Марта. -5. В раздевалке встретился с Шептухиным. На мое приветствие он обычно говорит:

— Здоров были.

Это нелепое "были" раздражает, но не подаю вида. Спросил:

— Что читаешь?
— Журнал Социалистическая законность". Чтобы знать законы и не быть дураком, когда тебя обманывают.
— По-моему, гораздо приятнее, когда не знаешь, что тебя обманывают. Обиднее,  когда знаешь, что обманывают.

Я поразился его пристрастиям, у него это пунктик. Недавно он написал в «Сов. Россию» с предложением напечатать его письмо для дискуссии. Тема: «Плохое воспитание детей школой и родителями», предлагает ввести в школу ответственное лицо, отвечающее только за воспитание.

— Один человек на две тысячи учеников? — спросил я. – Пользы больше было бы,  если бы предложил одного учителя на десять учеников.
— На 20.
— Согласен. Можно на 20.

Он любит, когда ответственные товарищи приходят к нему по поводу писем и уважительно разговаривают. А иногда в центральной газете даже перепечатывает его фамилию, читал в "Труде": «семья Шептухина сообщает о подобном». 

Недавно из шкафа в раздевалке пропал пиджак. Он тут же написал куда-то  о плохой охране. Пришел по письму командир ОКО. Его больше интересовало, не знает ли Шептухин, кто ворует детали?

Недавно передали интересную гипотезу о Юпитере, который через три миллиарда лет станет звездой, и у нас будет система двойной звезды. Возможно, к тому времени и человечества не будет. За это время цивилизация может возникнуть несколько раз и столько же раз погибнуть. На фоне таких событий собственная жизнь выглядит ничтожной.

Вчера Игонин пришел на работу пьяным. Комаров долго с ним разговаривал, потом позвал меня:

— Надо акт подписать.
Я прочитал акт и спросил:
— Он что, пьяным пришел?
— Да.

Я помолчал секунд 15:
— Хорошо, давайте, я подпишу.

Комаров подписал: «Председатель Совета бригады». Видимо, был не уверен, что я подпишу. Подошел Новиков, прочитал акт и сказал:

— Надо было написать, указать приметы опьянения — покраснение лица, вялая речь, а у тебя просто — в нетрезвом состоянии.
— А в санчасть его не надо отвести, чтобы составить акт? — спросил я.

— Если бы я его отвел в санчасть, то мне не пришлось бы писать акт, его и так бы наказали на всю катушку, вплоть до увольнения. А так мы соберемся в понедельник и обсудим, как его наказать, может быть,  порвем этот акт. Парень молодой, жаль портить жизнь.

Теперь я понял, что они хотят просто попугать его. Позже ребята с иронией заговорили об Иваненкове, который год назад хвалился избавиться от третьей смены и навести порядок в бригаде, а сейчас переводится куда-то, а на его место вернется Госсман.

16 март. -3. Солнечно, бегал 35 мин. Лифт опять не работает. За полгода, что мы здесь живем,  он не проработал и 30 дней. Все что-то ломается, то мотор сгорит, то двери не закрываются.

Вчера сам менял резцы на токарных станках. Никто ничего не объяснял, как бог на душу положит. Поставил неправильно — поломал. Только тогда Мальков объяснил, что нужно ставить под углом в 45 градусов. Провозился с одним станком до обеда, да и потом все время останавливался, толкатели не выталкивают заготовки, «концевик» не срабатывает, а чтобы найти наладчика, нужно полчаса угрохать, время идет, а деталей нет.


20 Марта. Эту ночь спал как убитый, хотя я и Вика ходили на родительское собрание.  Я к Ладе, а Вика к Власте. Валентина Алексеевна нажаловалась, что Власта плохо себя ведет, высокомерна, убегает с уроков, плохо учит уроки, не моет полы. Вика домой пришла в гневе. И после этого дня вообще перестала ходить на собрания.

Валя рассказала, что им удалось договориться с Евтушенко, который согласился встретиться после концерта. Их пришло пятеро: Бессонова, Рассадин, Валя.

— Евтушенко был очень мил, разговаривал наравне, не строя мэтра, мол, Аршинов больше воображает. Было интересно разговаривать, и ему было интересно с нами. Бессонова заспорила с ним о его протеже, Кудимовой, что у нее книга уже вышла, а он говорил, что книги нет, она бы ему обязательно показала.

Был Иван Руднев, который не появлялся целый год. Увидев меня, сказал:

— Седеешь.
— Прозаики седеют,  поэты лысеют, — ответил я. Много позже прочитаю, что седина - это признак здоровья.

Бессонова заговорила о Стремякове,   который помолвился с какой-то девицей 24 лет, поэтессой с высшим образованием, уже бывшей замужем, имеет  ребенка трех лет. Прошла  Крым и медные трубы, но умная.

На свой день рождения иду работать в воскресенье, в этом месяце уже третье воскресенье. Если не работать по выходным, то получать нечего, лето на носу, девочкам обувь надо, стиральную машину купить.  Наша проработала два года, и сгорел мотор. Отдали на перемотку за шесть рублей, он неправильно сделал выводы, и мотор снова сгорел. И мы решили купить новую, чтобы не тратиться на ремонт старой.

24 марта. Ночью -15. Один токарный станок ремонтируют слесаря, не спеша, с частыми перекурами. Неопытные, часто ходят к соседнему станку смотреть, что и куда идет при сборке. Среди них пожилой мужчина лет 50, худой, несмотря на то, что жена работает поваром и носит домой продукты.

— Сейчас переключилась на картошку, — сказал он.

Есть и помоложе, одному 35, лицо и тело упитанное, ещё немного и превратится в толстого. При разговоре посматривает на меня,  обращался с вопросом.  Они заговорили о нехватке продуктов.

— Не верю, чтобы вдруг всё исчезло.
— Но ты же не голодаешь, — сказал я.
— Не голодаю,  но всё же.

Меня задела эта оговорка. С таким лицом говорить о нехватке продуктов! Это слишком. Я сказал, что в 60-м всё было в магазинах, однако не все могли покупать.

Он начал рассказывать, как из города приезжали к ним в деревню и покупали барашка.

— Это значит, если в семье отец погиб, работала одна мать, и она поедет барашка покупать? Заливаешь!

Я употребил другое слово, хуже, и в раздражении встал и ушел. Через день они собрали станок, но он так и не работал. Мне сразу стало неловко, что я так грубо его одернул. Может быть, я, в самом деле, стал грубым и не замечаю этого?

Гена два раза обиделся на меня. Первый раз я обозвал его дураком, за то, что он при нас начал устраивать сцену ревности Нине. 

Целый месяц мы не встречались, и я не хотел туда ходить, так как считал себя виновным — в конце вечера, пересилив себя, попросил простить меня, хотя и не считал себя таковым, и он сказал:

— Я тебе этого никогда не прощу. Нет у меня брата.

Но постепенно отношения стали прежними.

Восьмого марта мы у них были в гостях, и я спросил, что у него нового? Он принялся рассказывать своё наболевшее, что испытателей хотят перевести с трека в боксы, и всё это с подробностями,  кто что сказал и ответил.

Всё это уже слышал от него два дня назад,  и сейчас слушал скучающе, вполуха. Нина заговорила со мной, и я ответил ей. Гене не понравилось, что я отвлёкся.

— Ты меня перебил. Грубо оборвал. Так резко. — Сказал он так обиженно, что казалось, сейчас заплачет.

Я опешил его обиде. Промелькнула мысль: встать и уйти, но Вика с детьми останутся, и решил не показывать свой характер. Гена больше со мной не разговаривал. Выпил две рюмки и ушел.

— Спит, — сказала Нина.

Но он не спал, как позже сказала Вика. Обиженный, сидел в комнате.

К чаю вышел. Мы не стали долго засиживаться и засветло ушли, Я подал руку, он пожал, но провожать не пошел.

Дома Вике сказал, что не надо отмечать мой день рождения, а-то ненароком ещё раз могу обидеть Гену, а в третий раз — и похлеще. Я обидчивый, но он меня перещеголял. Почему-то приходит мысль, что его обидчивость не случайна: мы ему до смерти надоели своими визитами, и он ищет причину, чтобы придраться. Может быть, всё не так. Но как бы то ни было, я рад, что так получилось, мне надоели обжираловки и выпивки.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/07/24/984