Игорь Ильинский

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

24 июля 1901 - 13 января 1987
Народный артист СССР (1949). Лауреат 3 Сталинских (Государственных) премий СССР (1941 - за роль Бывалова в кинокомедии "Волга-Волга", 1942 и 1951 - за театральные работы). Лауреат Ленинской премии (1980 - за работы в театре и кино). Герой Социалистического Труда(1974).

«Эти разные, разные лица»… Лучшая, на мой взгляд, аттестация одного Лица, совпадающая с выдающимся, но мало ныне тиражируемым фильмом. Там один человек волшебным образом создал целый мирок, сыграв все роли, мужские и женские. Этот феерический калейдоскоп можно смело назвать квинтэссенцией юмористики Чехова и лучшей экранизацией каждого из представленных здесь рассказов (у некоторых имелись другие, и весьма яркие, постановки). Такое получилось, потому что весь, как теперь модно говорить, проект одухотворял единый реактивный двигатель – режиссер и исполнитель по имени Игорь Ильинский.
 
Игорь Владимирович Ильинский в «немой» период кино – это… (слово «эпоха» звучит тривиально), это... я даже не рискну назвать отечественным Чарли Чаплиным. Чаплин это «их» выбор, «их» эстетика. Ильинский – другое, но Наше. Ему под силу было почти все. Но упертые блюстители типажа педалировали  сугубо комедийную струнку. Да и в легком жанре кинокомедии ему втюхали почти двадцатилетнюю глушилку – между Бываловым («Волга-Волга») и Огурцовым («Карнавальная ночь»), плюс-минус год не считается. Здорово, видать, уел дураков, прищучил бюрократов, взял за самое яблочко чинуш.

В театре художнику дышалось вольготнее. Наверное, оттуда и редкие прорывы на телеэкран драматического Ильинского, "замахнувшегося на нашего"… Льва Толстого! И все же что такое чуть более дюжины главных киноролей против 63 лет творчества?! Даже, если  там нашлось место фельдмаршалу Кутузову, самой забавной, но и, возможно, наиболее  близкой, понятной массам трактовке образа великого полководца ("Гусарская баллада").

Природная сокровищница Ильинского использована разве что на одну «десятину». Такова плата за отвагу и правдивость в предельно искреннем самовыражении, за неординарность оценок, акцентов, игры и за безусловную харизму, в которой ему официально отказывали, но которая уже с 20-х годов была поистине народной. И это тот случай, когда слово «народный» не просто «по четным» звание, а максимально отражает суть понятия. Куда там самозваным членам «теле-академий»!

Ильинский, очевидно, не столько подражал бюрократам, сколько воленс-ноленс был демиургом, лепившим и кроившим их сборный тип с характерными повадками, манерою себя вести, выражаться и мими-крировать. Тем самым, артист облегчал задачу их саморазоблачения. Это потом реальные прототипы его персонажей стали хитрее, изворотливее, научились лучше гримироваться под идеологическими клише. На новом же витке они в едином порыве, безбоязненно, без стыда и без стеснения рухнули в дремучие низины самых тупых его кино-ипостасей. Нынешние самодовольные и невежественные Бываловы ведут себя смешнее (что и  страшно, ввиду безнаказанности), чем это получалось у Ильинского.

Я отдаю себе отчет в консерватизме и как бы пристрастном – под знаком «плюс» – отношении к старым актерам. Может быть, и так. Только мне кажется, что это как раз «угол» зрения тех, кому просто не посчастливилось увидеть и  непредвзято сравнить Тех старых с Этими новыми. Ибо, убежден, при нормальном сопоставлении многие сомнения и упреки быстро улетучатся.

Вот ради справедливости такие же «ретрограды» и пытаются по мере сил воздать незаслуженно обделенным корифеям толику того, чего они достойны. И если я не прав, то верно очень справедливо отписали 1 голос и 1181-е место И.В. Ильинскому за его  «скромный» вклад в развитие театра!*

Но время лучший судия. И оно уже показало, что за спиной Ильинского, Жарова и Той когорты – шедевры. Отчего же творцы этих шедевров в рейтинге симпатий стоят неизмеримо ниже подельщиков откровенно кустарных однодневок, которые начисто забываешь уже через полгода? Это не честно. Давайте воздавать должное!

* Речь идет о рейтинге на сайте «Кино-театр.ру» от 6 февраля 2008 года, коим числом и датируется этот пост.