Митрофановна

Александр Стрельцов
               

               
               

     Сия история выдумана, и автор приносит глубочайшие  извинения всем,  за случайное сходство имен, обстоятельств, названий и пр., пр. ...

     Работать в море люди идут по разным причинам. Одни мечтают и грезят морем с детства. Сдают экзамены в мореходку,  в сессию, ночами зубрят множество навигацких наук.  В кои, наряду с высшей  математикой, физикой, химией и прочая, зачем то входили-история партии, научный коммунизм и Марксиско-Ленинская философия!
    
Затем, с окончанием первого курса, вступает в силу закон дедушки Дарвина. То бишь – естественный отбор…

Урааа! Практика! Можно подзаработать немного денег, если заранее не полениться обзавестисьудостоверением матроса без класса, а лучше матроса 2-го класса. Но большая часть кадетов направляется на суда – практикантами… Человек по пять, а то больше на одно судно…
    
Веселуха! Работа всего четыре часа в сутки, зато количество приемов пищи на судне так же – четыре.

На этом, как правило, для круглых отличников из степей Казахстана и прочих других - маменькиных сыночков, приехавших поступать в мореходку, и видевших море только с пляжа города Сочи или на конфетном фантике, ВЕСЕЛУХА и заканчивается…
    
Наблевавшись вволю, не дожидаясь окончания практики, с серыми от морской болезни лицами и впавшими глазами, они, при первой возможности, сбегают с судна, забирают свои документы и растворяются, как миражи…
    
Приведу пример (Не выдумано и подтверждено цепкой памятью моего однокашника - Вакорина Александра Михайловича):

Количество поступивших на первый курс  факультета"Судовождение на морских путях»  125 человек. Плюс академщики с прошлого года – 20 человек. Итого – 145 курсантов.
Количество получивших диплом , НЕ ПОВЕРИТЕ  - 40 человек.

И конечно не только подверженность морской болезни косила стройные ряды курсантов. Эти ушли после первого курса. Многие не выдерживали самой системы: подъем и отбой по расписанию, строевые занятия смотры, наряды, уборка гальюнов,  беспрекословное  подчинение командиру роты и старшинам, редкие увольнения в город и, конечно, - учеба…
      
Но Елена Митрофановна, в быту просто – Митрофановна высших морских учебных заведений не заканчивала.… Сдается мне, не заканчивала она и курсы поваров и не имела никаких корочек,подтверждающих  поварскую квалификацию. Но Повар, она, была, как говорят – от Бога! И, что немаловажно, она  не страдала от морской болезни…
   
Имея двух дочерей подростков и мужа, неспособного обеспечить семью, она, в середине девяностых устроилась на небольшой транспортный рефрижератор.

Платили немного по нынешним меркам, но исправно. И рейсы короткие. Можно хоть как то контролировать подрастающих девчонок. Опять же, деликатесы рыбные можно в экспедиции выменять!  На водку…

Экипаж Митрофановну уважал. Не каждый судовой кок может приготовить вкусно, когда море – шесть баллов и выше, котел пытается перепрыгнуть с плиты на палубу, а наглухо задраенный иллюминатор на камбузе уходит под воду при крене судна.  В общем, Митрофановна продукты зря – не переводила!
    
Но после одного случая, экипаж  стал относиться к ней, как к героине…
    
Случилось это на переходе из порта Пусан в Охото-морскую промысловую экспедицию.

Вторые или третьи сутки судно шло в зоне штормовой погоды. Не так, что бы очень сильно качало, но душу выматывало. Крен десять – двенадцать градусов на оба борта, изредка удары волн в борт. После чего, все судно трясется мелкой дрожью, как руки алкаша, еще минуту – две…
    
К вечеру третьих суток стало понемногу стихать.  Капитан, измученный недосыпанием за последние трое суток, убедившись, что вахта на мостике несется исправно, лег отдыхать пораньше.
    
Его разбудил звонок телефона… -Странно, темно еще - подумал капитан, нащупывая трубку телефона в изголовье.
   
- Александр Михайлович! Повар пропала! - услышал он голос старпома.
   
- Как? Куда пропала? Сейчас поднимусь на мостик! -

У дверей каюты его ждали старпом и перепуганная, с трясущимися губами буфетчица.
   
- Стоп! По очереди! - перебил их капитан. - Давай, ты – старпом! - капитан посмотрел на часы-06.40 утра. Значит, старпом уже сменился два с половиной часа назад…-
   
- Лучше я расскажу - оттеснила старпома буфетчица.
   
- Митрофановна не ложилась с вечера, постель не разобрана и на камбузе ее нет, конфорки не включены, бульон на первое не поставлен! Обычно, она в шесть уже на камбузе!  - выпалила она скороговоркой.
   
- Если с вечера упала за борт, - прошло не менее семи часов, температура воды градусов десять!  - с ужасом подумал капитан.
   
- Чиф! Бегом на мостик! Ложись на обратный курс и объявляй общесудовую тревогу! Осмотреть все помещения, все очкуры!-
      
Через пять секунд, по всему судну, гремели звонки громкого боя.  Капитан ногами почувствовал, как судно накренилось на один борт, затем,  на другой… Старпом выполнял маневр разворота на обратный курс.
   
- Пойдем в столовую. Экипаж сейчас туда сбежится - подтолкнул капитан буфетчицу…
      
С перепуганными лицами, многие в спасательных жилетах, экипаж быстро собрался в столовой …
   
- Жилеты можно снять! Всем разбиться на тройки, как при досмотре перед  таможней!
Осматриваем все жилые и служебные помещения! Ищем повара – Митрофановну!  - распорядился капитан.
   
- Может, кто ее видел вечером или ночью?-
   
- У меня, во время вахты, в ЦПУ, где то, часа в двадцать три, сигнализация с артелки глючить стала - дрожащим голосом произнес  четвертый механик…
    
Еще не закончили звучать его последние слова, а в сторону помещений артелки,  уже неслись наперегонки стармех и буфетчица.… Все ринулись за ними…. К двери мясной кладовой старший механик и буфетчица прибежали одновременно.
    
Каково было их удивление, когда открыв массивную дверь кладовой, они увидели Митрофановну в легком, домашнем халатике поверх ночной рубашки и в тапочках на босую ногу. В руках она держала картонный ящик с мясом – нетто 16 кг.
   
- Что, вы, так долго? В туалет хочется…. Чуть не описсалась тут! - сказала обыденно Митрофановна, и, сунув ящик с мясом в руки стармеху, ринулась на выход….

Буфетчица, не скрывая радости, прыгала вокруг поварихи, которая была выше ее на  голову, непрерывно трещала: - Я, так испугалась! Я, так испугалась! -
    
Со стармехом и подоспевшими членами экипажа – сделалась немая сцена из «Ревизора»!
     Уважаемому читателю, я полагаю, необходимо пояснить – что представляла собой эта холодная кладовая….

 Помещение, примерно, три на два метра, обшитое пищевой нержавейкой. Вдоль одной из стен – стеллажи для хранения замороженных продуктов. Ближе к подволоку (потолку) зарешеченное отверстие, откуда дует ветер от вентилятора,  температурой минус 20 градусов по Цельсию. На стене возле выхода – кнопочка и инструкция, что делать, если вас, вдруг, закроет в кладовой…

После нажатия этой кнопочки, в Центральном Посту Управления, в машинном отделении,  должна загореться красная лампочка и надпись «Человек в мороз. кладовой» и зазвучать принеприятнейшим тоном - зуммер.

Для отключения этого зуммера и лампочки (сигнализации) достаточно нажать кнопочку рядом.

Ручка,  для открывания двери кладовой,  предусмотрена только снаружи. Схема – классическая! Как в холодильнике ЗИЛ старого образца! Для предотвращения самопроизвольного, при качке, захлопывания двери, снаружи,  есть фиксатор, на который и забыла поставить дверь повариха, когда зашла в кладовую за мясом….
    
Вот этот зуммер и лампочку, четвертый механик с  упорством достойным лучшего применения, и квитировал (подтверждал, что сигнал им  принят, и он спешит на помощь).

Так продолжалось не менее  часа. Митрофановна, каждые несколько минут нажимала кнопочку в морозилке, четвертый механик, нажимал кнопочку в ЦПУ.

Ему, специалисту с высшим образованием, и в голову не приходило сходить,  проверить и убедиться, что в морозильной камере нет человека!
    
Наконец, победу одержала Митрофановна! Нервы у четвертого механика не выдержали и на исходе вахты, около 24 часов пополуночи, он обломком спички зафиксировал свою кнопку в нажатом положении…. Надоедливые сигналы – прекратились! И он, с чистой совестью, сдал вахту второму механику.

Вот, в этом жутко холодном помещении и провела восемь часов, одетая, как в первую брачную ночь – Митрофановна.
   
- Петрович!» - процедил капитан сквозь зубы, обращаясь к старшему механику.
 
- Это только в дебильных фильмах про пиратов двадцатого века, механики мир спасают, а у нас…

Дальше последовали несколько неудобоваримых для изложения на бумаге фраз….
   
- Всех механиков и мотористов – СЮДА! Через десять минут вернусь! Тех. занятие со своими орлами проведешь, при мне!-
    
Когда капитан с едва початой бутылкой водки в одной руке,  тюбиком «Финалгона» в другой и с мыслями, где взять пенициллин, если, не дай бог заболеет воспалением легких, появился в каюте поварихи, та лежа под тремя одеялами, весело рассказывала буфетчице, как она всю ночь, что бы согреться перекладывала с места на место ящики с мясом и сливочным маслом.…  И как сильно, от холода, хотелось в туалет….
    
К всеобщей радости экипажа, уже через два часа, распространяя амбре от Финалгона, Митрофановна появилась на камбузе….  Живая и здоровая!
    
В этот день был потрясающий борщ!


                Июль 20012 г.