Поликарп Печерский

Константин Рыжов
Инок Киево-Печерского монастыря Поликарп - один из двух главных авторов "Киево-Печерского патерика", выдающегося памятника древнерусской литературы. История создания патерика была следующей. Основанием послужили два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путём повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано самим Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках.
Поликарп пишет, что игумен «некогда» просил его рассказать о прежде живших печерских иноках, но Поликарп в беседе смог сообщить лишь «мало нечто», поэтому он решил записать известные ему от свт. Симона «дивных и блаженых муж житиа, и деяниа, и знамениа». Во вступлении к повести о прп. Марке Печернике Поликарп говорит, что подражает составителям древних патериков.

В отличие от свт. Симона Поликарп адресует свой труд в первую очередь монахам («да и сущии по нас черноризци уведят благодать Божию, бывшую в святем сем мести») и значительное внимание уделяет правильному выбору пути монашеского делания. Многие написанные Поликарпом повести посвящены опасностям подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем монастырском житии. Поликарп рассказал о тяжких искушениях, которым подверглись самовольно ушедшие в затвор.

В ряде повестей Поликарп обличает недостойные действия одержимых наживой или жестоких князей, которые преследуют духовных лиц и подвергают их насилию. Бог карает князей за их действия и прощает тех, кто покаялся.

                СВ. ПРОХОР ЛЕБЕДНИК

Прохор Лебедник (ум. в 1107 г.). При князе Святополке Изяславиче в Русской земле творилось много насилий и беззаконий. Князь был человек жадный и сребролюбивый. У многих богатых людей он отнял имения, а простой народ довел до разорения своими поборами. Вместе с тем, на его княжение пришлось много войн с половцами, княжеских междоусобиц и голодных лет. Так что была скудость великая по всей земле.

    В те дни пришел один человек в Печерский монастырь и постригся в монахи. При пострижении ему дали имя Прохор. Едва став монахом, Прохор наложил на себя такое безмерное воздержание, что даже хлеба не ел. Он собирал лебеду, растирал ее своими руками в муку и пек из нее хлебы. Этими лепешками он и питался всю жизнь – летом заготовлял себе лебеду, а потом ел ее до самой весны.

    Однажды настал великий голод, и многие люди умирали от недоедания. Тогда Прохор взял на себя новый труд, еще больший, чем прежде: он собирал зелье, растирал его, пек хлебы, а потом раздавал их неимущим, изнемогавшим от голода. Множество страждущих ежедневно приходили к нему, и он всех оделял. И был его хлеб для людей сладок как мед.

    Монахи тоже страдали от голода и недоумевали: откуда Прохор берет столько хлеба, чтобы питать им так много людей. Один молодой монах, мучимый голодом, пробрался потихоньку в келию Прохора и взял один из хлебов, приготовленных им. Он думал подкрепить им свои силы, но не смог съесть ни одного куска, ибо хлеб был горек как полынь. Пораженный этим открытием, монах стал наблюдать за Прохором и вскоре понял, что светлым, чистым и сладким был лишь тот хлеб, который Прохор благословил своей рукой. Если же хлеб брали без позволения, то он оставался таким, каким был, то есть горьким и несъедобным.  Когда монах рассказал об этом всей братии, те пришли в изумление, и с тех пор Прохор приобрел большую известность как чудотворец.

    И другой случай был с Прохором. Из-за княжеских междоусобиц нельзя было провести соль в Киев, и люди изнемогали, мучаясь без соли. Тогда Прохор собрал в свою келию пепел из всех монастырских печей и стал раздавать его  приходящим к нему, обращая его молитвами в соль. И чем больше он раздавал, тем больше у него оставалось. Никаких денег он не брал, и каждый уносил столько соли, сколько ему было надо. Этим он многим спас жизнь, так как у киевлян не было денег, чтобы покупать у купцов дорогую соль. В конце концов купцы стали злобиться на Прохора. Они пришли к князю Святополку и пожаловались на монаха, говоря: «Прохор из Печерского монастыря разорил нас. Он раздает соль бесплатно всем, кто приходит к нему, а мы от того в убытке».

      Жадный князь тотчас решил отнять соль у Прохора и нажиться, продавая ее по высокой цене. Слуги князя вломились в келию Прохора, выгребли всю соль и принесли ее князю. Святополк развязал мешки и увидел, что там лежит пепел. Подождав некоторое время и поняв, что от этого пепла ему не будет никакого проку, князь повелел высыпать его на улицу. В тот же миг пепел обратился в соль, и киевляне, сбежавшись со всех сторон, собрали ее всю до последней крупинки.

    От такого дивного чуда князь пришел в ужас и проникся к Прохору глубоким почтением, а через него и ко всей Печерской обители. Он часто стал ходить в келию святого и слушал его поучения. Пишут, что эти беседы были для него благотворны, и он даже отчасти излечился от своей жадности.

*****

                СВ. ГРИГОРИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ ПЕЧЕРСКИЙ

(Ум. в 1093 г.). Во второй половине XI века в Печерском монастыре жил старец по имени Григорий, прославившийся своими чудесами. Раздавая бедным все свое достояние, он сохранил при пострижении в монахи только свои книги, ибо любил мудрость и душеспасительное чтение.  Прослышав об этом, к его келье однажды пришли воры и стали поджидать удобного момента, чтобы ограбить его. Григорий заметил их, прячущихся, и, догадавшись о их намерениях, помолился Богу: «Господи! Пошли сон на этих рабов твоих: истомились они, служа сатане, пусть теперь отдохнут». Тут снизошел на воров сон и они спали пять дней и пять ночей, пока Григорий, призвав братию, не разбудил их. Он сказал: «Долго ли вы будете стеречь напрасно, в надежде обокрасть меня? Идите-ка по своим домам». Они встали, но не могли идти, так как изнемогли от голода. Григорий дал им поесть и отпустил.

   Вскоре князь Всеволод Ярославич узнал об этом происшествии, приказал схватить воров и мучить их в назидание другим. Григорий пошел к князю, отдал ему свои книги, а воров попросил отпустить, так как они уже были достаточно наказаны за свои грехи. И в самом деле, – никто из них больше не вернулся к своим преступным занятиям, и все занялись честным трудом.

    По прошествии некоторого времени, явил Григорий еще одно чудо. Был у него небольшой огород, где росли посаженные им овощи и плодовые деревья. И пришли другие воры, чтобы ограбить этот огород. Нагрузив мешки овощами, они хотели идти, но тут Григорий наложил на них заклятие, так что они не могли сойти с места и стояли два дня неподвижно, изнемогая под тяжестью своей ноши. Наконец они начали кричать: «Григорий, пусти нас! Мы не будем больше делать так и покаемся в своих грехах». Услышав их голоса, монахи пришли и схватили их, но не могли свести с места не смотря на все старания. Тогда позвали Григория, чтоб он снял заклятие с этих людей, но тот отвечал ворам сурово: «Всю жизнь вы бездельничали и жили за счет труда других. Стойте здесь и дальше без дела до конца своей жизни». Воры со слезами стали молить старца: «Господом Богом клянемся тебе, что никогда в жизни больше не вернемся  к своему проклятому ремеслу, и будем трудом зарабатывать на жизнь». Тогда Григорий смягчился и сказал: «Благословен Господь! Отныне будете работать на святую братию». И отпустил их. Воры в самом деле остались в Печерском монастыре и до конца дней работали на монастырском огороде.

    В другой раз пришли к Григорию трое гулящих людей. Искали они денег, но не знали где их найти и вот что придумали. Вызвав Григория, они стали говорить ему: «Видишь нашего друга? Он осужден на смерть. Молим тебя: дай ему сколько имеешь денег, чтоб он мог откупиться от смерти!» Григорий спросил: «На какую смерть он осужден?» Они отвечали: «Хотят его повесить». Григорий покачал головой и сказал: «Быть по сему». Затем он спустился в пещеру, взял все, что имел – оставшиеся книги, серебро – и отдал тем людям.

    Они же, смеясь, вышли из монастыря  и сказали друг другу: «Хороший сад у этого монаха! Сегодня ночью придем и оберем его». Когда наступила ночь, они опять пришли в сад к Григорию. Тот, о котором говорили, что его повесят, взобрался на дерево, принялся обрывать яблоки и бросать их вниз. Вдруг под ним обломилась ветка, и он, падая, зацепился за сук ожерельем и повис на нем. Товарищи его, испугавшись, что шум разбудит монахов, убежали. А тот, вися на ожерелье, удавился. Так свершился над ним его собственный приговор.

    Вскоре после этого происшествия Григорию случилось оказаться на берегу Днепра. В то же время проезжал здесь князь Ростислав Всеволодович, направлявшийся в Печерский монастырь для молитвы и благословения, так как собирался вместе со своим братом Владимиром Монахом идти в поход против половцев. Увидев монаха, княжеские слуги стали смеяться над ним. Григорий же, взглянув на них, сказал: «О дети мои, Не смейтесь, а плачьте над своей погибелью, ибо она близка. Суд Господень уже свершен над вами и всем вам суждено вместе с князем умереть в воде».

   Князь Ростислав рассердился и сказал: «Мне ли предсказываешь смерть от воды, когда я плавать умею!» Он повелел связать старику руки и ноги, повесить камень на шею и бросить в воду. Так утопили Григория. Братья два дня искали его и не могли найти. На третий день монахи пришли в его келью, чтобы взять оставшееся после него имущество и нашли Григория на постели, связанного, с камнем на шее. Помолившись о его душе, братья погребли его в пещере.

    Ростислав же, убив Григория, не поехал в монастырь. «Не захотел он благословения, - пишет автор жития, - и оно удалилось от него». Когда русские князья встретились с половцами, те вскоре одолели их и обратили в бегство. Бегущим пришлось переправляться через полноводную Стугну. Владимир Мономах благополучно переплыл на другой берег, а Ростислав утонул вместе со всей своей дружиной.

*****
                СВ.ИСАКИЙ ПЕЧЕРНИК

При святых Антонии и Феодосии в Печерской обители совершал свои подвиги черноризец по имени Исакий. В миру он был богатым купцом, но, задумав всецело посвятить себя Богу, раздал все имущество нищим и пришел в пещеру к Антонию. Антоний облачил его в монашеское одеяние и дал имя Исакий (прежде же его звали Чернь). Постригшись, Исакий начал строгую и воздержанную жизнь. Он облекся во власяницу, велел купить себе козла, ободрал его мех и надел на власяницу. Сырая кожа потом так и обсохла на нем, плотно обхватив тело, так что каждое движение причиняло ему боль и мучение. Не удовлетворившись этим, Исакий решился на другой подвиг: он затворился в крохотной пещерке, где едва можно было сидеть от тесноты, и все дни проводил в молитвах. Пищу он вкушал один раз в два дня. Ел лишь хлеб, запивая его со слезами водой, но и ту брал в меру. Пищу ему приносил Антоний и подавал через оконце – такое маленькое, что только руку в него и можно было просунуть.

   Так прожил Исакий семь лет, не выходя на свет, и не ложась, но только сидя спал немного. Бесы, видя эти святые подвиги, задумали смутить Исакия и пустились для этого на следующую дьявольскую хитрость. Однажды с наступлением вечера Исакий по обычаю стал класть поклоны и молиться, и так бодрствовал до полуночи. Утомившись, он присел отдохнуть и погасил свечу. И тут вдруг внезапно келия его озарилась ярким светом и в нее вошли двое прекрасных юношей. Лица их блистали как солнце. Они воскликнули: «Исакий! Мы - ангелы, а вслед за нами идет к тебе Сам Христос. Поклонись ему до земли!» Исакий встал и поклонился им точно Христу. В ту же секунду юноши обратились в бесов и закричали: «Наш ты Исакий, ибо поклонился ты нечистой силе!»

    Исакий пришел в ужас. Он понял, что гордыня погубила его. Бесы между тем наполнили келью. Один из них сказал: «Возьмите гусли, бубны и играйте, а Исакий спляшет нам!» Они грянули в гусли, бубны и стали забавляться. Исакий плясал для них всю ночь, а наутро упал на землю едва живой. Тогда только бесы оставили его и исчезли.

      Вскоре как обычно подошел к оконцу Антоний и сказал: «Благослови тебя Бог, отец Исакий». Но не услышал ответа. Антоний подумал: «Вот, умер брат Исакий, не вынеся тягости своей жизни». Он послал за другими братьями, чтобы откопали оно то место, где была насыпана земля. Пришедшие монахи вынесли Исакия на улицу и тут только увидели, что он жив. Тогда положили его на постель в келии Феодосия, и Феодосий стал ходить за ним, так как Исакий был расслаблен телом и не мог сам ни повернуться, ни встать, ни сесть, ни говорить.

    Так пролежал он неподвижно в келии Феодосия два года, а тот ночь и день молил за него Господа. Только на третий год к Исакию стали возвращаться силы, и он, как младенец, стал учиться ходить и говорить. Братья водили его в церковь и в трапезную. В трапезной клали перед Исакием хлеб, однако прошла неделя, прежде, чем он сам научился откусывать от него и научился есть. Но, по прошествии какого-то времени, он совершенно оправился от болезни  и вновь возложил на себя обет сурового воздержания. Когда умер Феодосий, Исакий сказал: «Ты уже было прельстил меня, Сатана, когда я сидел на одном месте, теперь я уже не затворюсь в пещере, но одержу над тобой победу, ходя по монастырю». И вновь он надел на себя власяницу  и стал работать, помогая поварам готовить еду для братии. На службу он приходил раньше всех и стоял твердо, не шевелясь, так что ноги его зимой примерзали к каменному полу. После полудня он шел на кухню и до прихода прочих поваров приготовлял  огонь, воду и дрова. Когда братия стала не в меру почитать его за святую жизнь, Исакий, не желая человеческой славы, начал юродствовать и вредить то игумену, то братии, за что часто подвергался ругани и даже побоям. Однако все: наготу, холод, побои, службу днем и ночью он переносил с величайшим терпением.

    По смерти Антония Исакий попросил позволения поселиться в его пещере за стенами монастыря. Бесы вскоре опять начали искушать его, так как им обидно было, что Исакий вышел из-под их власти. Однажды они приблизились к нему в виде людей, говорящих: «Исакий! Беги! Множества народа с мотыгами идет сюда, чтобы засыпать тебя в пещере!» Но он осенил их крестом, и они исчезли. В другой раз бесы подступили к Исакию в виде зверей, но он опять прогнал их. Много раз они меняли обличие, но каждый раз были побеждаемы. И вел Исакий войну с нечистыми три года, пока не взял над ними такую власть, что те боялись даже приблизиться к нему. Утвердившись опять в святой жизни и вымолив у Бога прощение, Исакий разболелся и, немного погодя, умер. (Случилось это ок. 1090 г.)

Средневековье http://proza.ru/2023/01/17/232