На крыше дома твоего...

Михаил Спивак
(Будни бригады «Хай-Тек»)

Пишу сей труд, дабы осветить тяжелые будни троих представителей интеллигенции, ставших на время кровельщиками крыши.

Течёт, зараза, хоть ты тресни – течёт! Это я про крышу. В иной дождь, хоть на байдарке по комнатам плавай. Можно и на моторке с подводными крыльями, кому грести не с руки. Тут главное, на угол стола не налететь... Оно-то, конечно, забавно, когда в гости приходишь, а хозяину дома не до смеха.

Ну, вы понимаете... с лодками в комнатах, это я вас разыграл, а вот отсыревшие стены с плесенью – удовольствие не ахти какое, сплошные огорчения. Никакой краски и белил не напасешься, когда над головой разверзнутся хляби небесные.

Так уж в нашей компании повелось с давних пор: ремонтные и отделочные работы мы делаем сами – мастера на все руки. Что нам крышу перекрыть? Плёвое дело. По крайней мере, так вначале казалось. Мы же видели, как по соседнему дому прыгали пацаны-кровельщики, будто горные козлы по скалам. Побежали туда-сюда, старую чешую ободрали, новую положили, свои огромные «тыщи» у хозяина получили и счастливые поехали домой.

Конечно, можно было бы позвонить в фирму, нанять специалистов. Но, во-первых, те самые «тыщи» жалко, - что естественно, - а во-вторых и главных, мы не ищем легких путей. Трудный путь – это наш путь! Если какие-то юнцы справились с крышей, то мы-то...

Тут позвольте сделать маленькое отступление и пояснить, кто мы такие. Уверяю, дорогие читатели, второй такой высокотехнологичной бригады вы не сыщите на всем земном свете. У нас на троих – четыре высших образования, и прочих добродетелей не счесть. Поэтому мы и называемся – бригада «Хай-Тек» (от слов High Tech – высокие технологии)

Итак. Наш неутомимый бригадир, вдохновитель и организатор всех мега-проектов Эдик. В прошлом – контролер качества на производстве пластиковых стаканчиков, а ныне – автобусных дел мастер. Всё, что имеет четыре колеса – от газонокосилки до самосвала – разбирает и собирает с закрытыми глазами. Руки у него так и чешутся что-то попилить или просверлить, а гараж его напоминает склад стройматериалов и оборудования для всех видов работ.

Дима – инженер в области компьютерных технологий; во всех смыслах, очень крупный специалист с неограниченно широким кругозором. По непроверенным слухам, он даже во сне повторяет команды Unix (операционная система для особо продвинутых компьютерщиков). Больше всего в жизни любит передвигать тяжести и вкалывать на солнцепёке. Ему Unix-a не надо – работу давай!

И третий апостол этой святой троицы – ваш покорный слуга. Писатель, главный редактор газеты и большой мечтатель. Я каждый раз наивно надеюсь, что именно этот проект станет последним и больше не понадобится пилить и сверлить, потому что вокруг всё будет починено. Пока мои мечты сбываются с точностью до наоборот.

Как видите, кровельщики из нас – высший класс! Я предупреждал, второй такой бригады не найти.

Теперь отправляемся на крышу. Сначала туда надо залезть. Имеется лестница. Встаешь на нее, а она жалобно стонет, как забеременевшая от настоятеля монашка: «Ой-ой, батюшки-светы, мой скорбный час пробил». Только слез с нее, она: «У-уф, полегчало!»

Гадская лестница! Не понимаю, зачем на них клеят унизительные этикетки с ограничением веса? Максимум 250 фунтов (около 113 кг) – это пощечина от производителя ударникам бригады «Хай-Тек». Дело в том, что с весом у нас так же богато, как с дипломами и прочими регалиями. Мы мужчины солидные, упитанные...

Посмотрели мы снизу, повздыхали. Лезть наверх надо. Начальник проекта Эдик созвал экстренное совещание.

- Господа! – молвил он с пафосным трагизмом. – Наши планы требуют корректировки. Совершенно очевиден факт – с лестницей работать мы не можем. Ваши предложения?

Ведущие специалисты задумались.

- Мы пойдем другим путем! – внес я предложение от департамента литературы и творчества.

- Логично, - поддержал меня Дима, руководитель службы компьютерной оптимизации.

Затем мы долго глядели на стену и погнутую лестницу, все больше убеждаясь в правильности выбранной нами стратегии – поэтапной реализации плана по подъему себя и нужных нам инструментов на крышу. Оставалось уточнить детали.

- Хотелось бы понять, в чем конкретно состоит другой путь? – спросил начальник проекта.

Когда я пишу рассказы, то ограничиваюсь: «Оказавшись на крыше, они без устали, не жалея себя работали до поздней ночи, и только обморок от переутомления остановил их трудовой порыв!»

В реальности перескочить какой-то из этапов не получается.

Слово взял компьютерный Дима. К вопросу он подошел с методологией истинного программиста (они приблизительно так разрабатывают свои программы).
 
- Коллеги, дополнительное исследование системного дизайна выявило логические противоречия, заложенные в базовые требования. Модуль ввода-вывода (лестница) работает исключительно в холостом режиме, пока мы ей не пользуемся. Под нагрузкой происходит системный сбой, приводящий к фатальной ошибке и остановке всего цикла работ с аварийным выходом, - это была поистине торжественная речь, мы заслушались, а компьютерный гений продолжал: - Для решения столь непростой задачи необходимо выделить дополнительные ресурсы. Нам следует создать новый модуль ввода-вывода с большей пропускной способностью. Проще говоря, из подручных материалов следует возвести строительные леса.

Начальник придирчиво изучил график работ, в который мы теперь не укладывались, побухтел себе под нос для приличия и дал санкцию на разработку дизайна лесов.

Хочу с гордостью сообщить, в предложениях недостатка не было. Отдел литературы и творчества в моем лице подготовил самый изысканный дизайн, который когда-либо видели строительные леса. Я предложил широкий помост со скрепленными по диагонали опорами, эстетично оформленной лесенкой и изящным парапетом. В архитектуре я предпочитаю стиль барокко,  нашедший отражение в макете лесов. К сожалению, начальник проекта отклонил мой дизайн, сославшись на то, что его реализация обойдется дороже всего строительства. Допустимо ли мелочиться, когда речь идет о высоком искусстве?

Отдел компьютерной оптимизации тоже внес на рассмотрение весьма достойный проект, выдержанный в стиле классицизма. Пожертвовав элегантностью, основной упор был сделан на стабильную функциональность системы, которая достигалась за счет скрепления опор дополнительными переборками под углом в девяносто градусов друг к другу. Проблема заключалась только в невозможности разобрать леса по окончании проекта. Настолько надежно планировали их собрать. Возможно, читатель не знает о том, что в программировании есть негласное понятие – «защита от дурака». Программа пишется таким образом, чтобы даже самый тупой пользователь не мог ее сломать. По той же схеме Дима собирался возводить леса.

Начальник проекта Эдик снова остался недоволен. Приняв волевое решение, он угробил и элегантность, и надежность конструкции. Главным приоритетом он обозначил минимум затрат и скорость постройки. Разумеется, такая бездушная меркантильность оскорбила чувства великих – не побоюсь этого слова – архитекторов.

Когда леса были уже почти готовы, встал вопрос – выдержат ли они нас? По роковой случайности данное требование не было принято к рассмотрению в самом начале строительства. Первые приёмно-сдаточные испытания не увенчались успехом. Опоры ходили ходуном, а мостики опасно прогибались. Снова созвали совещание.

- С этого помоста мы ёкнемся и развалим половину дома. Система не прошла тест на стабильность, - подвел итог наших трудов высокотехнологичный Дима и затянул старую песню об ассигновании дополнительных ресурсов.

Скрепя сердце начальник выделил материалы на перекрытия. Леса стали устойчивее. Тестирование показало пригодность помоста для ходьбы. Он раскачивался и подозрительно кренился, но передвигаться по нему стало возможным. Мы начали было радоваться и хотели, как это принято в хай-теке, закатить банкет, но когда дело дошло до интеграционного тестирования, высветились дополнительные изъяны. Леса оказались слишком высокими; на них невозможно было забраться. Пытались запрыгнуть с крыльца... Появилась вероятность обрушения конструкции. Приделали сбоку лесенку (программисты называют это patch – заплатку поставили). Попробовали залезть с лесов на крышу – снова пришлось прыгать. Компьютерный Дима подсчитал вероятность того, что кто-нибудь свалится или разломает леса вместе со стеной дома, к которой их пришлось прикрутить в ходе отладки системы. Снова думали, снова совещались. Дополнили конструкцию стремянкой. Только после этого первый высокотехнологичный десант оказался на крыше.

(продолжение следует)