Как чудь крестили

Милла Синиярви
Начало:
http://proza.ru/2012/07/23/873




Сампо не мог уснуть. Непонятно, как все в тупе* дрыхнут, ведь с рассветом семья выходит в море. Море, «мери», это большая вода, край света. Ахти, хозяин, что-нибудь да подаст. А потом, если улов будет, надо угостить и Ахти. Бросать с каждого улова хоть несколько окуньков в воду, для Ахти, бабушка научила.

Солнце блеснуло в слюдяное окошко. А народ еще не вышел: надо сети проверить при нормальном свете, пришить верхнюю доску к лодке, швы смазать дегтем, костяные крючки отполировать шкуркой так, чтобы блестели, как новенькие, ну и одежду залатать. Наверное, в тысячный раз мальчик провел лезвием ножа по точильному камню. Нож должен быть очень острым, ведь случиться может что угодно: волки и медведи так и рыщут по лесам и берегу.

Ну вот наконец и в путь-дорожку, идти до моря лесом. Сампо шел позади взрослых с другом Осмо. Сейчас Сампо готов простить ему все, даже то, что Осмо лучше выслеживает зайцев.
 
Уже два раза солнце взошло и закатилось, а лесной бог никого, кроме рысей и лисиц не послал охотникам. Они шли, вооруженные копьями и луками, неся лодку на плечах. И вдург показалась синяя полоса, вот оно, море! Как будто два неба сошлись. После края нет ничего, там, наверное, та самая Вайнаяла, о которой рассказывала бабушка. Когда воины умирают, их отвозят туда, за край моря. А когда солнце заходит и освещает все вокруг красным заревом, витязи продолжают свою кровавую битву.

В море показалось что-то, похожее издалека на птицу. Она движется и приближается к берегу. Если это викинги, надо прятаться, потому что с запада приходят грабители. Но взрослые стали повторять новое для Сампо слово «Новгород». Значит, на этой ладье гребут купцы из Новгорода, богатого и мирного города. Из Новгорода слюда для окошка, инструмент для дома и охоты, да много ли чего!

На берегу работы хватает. До наступления темноты надо успеть подготовиться к выходу в море. Мальчики пошли в лес собирать шишки и ветки для костра. Осмо потерялся, и Сампо стал искать его, заглядывая за валуны. Ой, чьи это волосы, как большой одуванчик, выглядывают из-за камня? Да это девчонка! Одна посреди дюн. Девочка тоже уставилась на него и вдруг сказала что-то на непонятном языке: «Vad gаr du hоr?» В руках у нее деревяшка и ножик. Сампо не понял ничего, поэтому засомневался: может, это пейкко, лесной чертик? Лучше застыть на месте. Вдруг кто-то закричал: «Birgitta, kom!» Девочка бросила деревяшку в Сампо, опять что-то пролопотала и побежала к берегу. Там, далеко, видны были женщины, полоскающие белье в воде, дым от костров и лодки.

Лов был удачным. Рыбы наловили столько, что тут же, на берегу, ее закоптили, посолили, повесили сушить. Сампо показал другу деревяшку и рассказал о девочке. Взрослые, услышав эту новость, насторожились. От чужаков добра не жди!
Утром все собрались домой. Мальчик почувствовал, что внезапный уход связан с той девочкой, похожей на одуванчик.

Два дня и одну ночь добирались до деревни. Там их встретила перепуганная тетушка Сампо: «К нам пожаловали непрошеные гости с мечами и крестами, говорили на чужом языке!»

На следующий день на другом берегу реки послышались устрашающие крики облаченных в кольчугу воинов и ржание лошадей.

Вся деревня сдалась без сопротивления чужеземцам, потому что были они вооружены страшными копьями, мечами и топорами. Еще страшнее было то, что чужаки силком тащили жителей в воду, раздевали и обрезали перепуганным людям волосы. Странно одетый старик с огромным крестом голосил на своем языке, как это делают женщины на похоронах, отпевая покойника.

Уезжая, нагрузили чужаки телеги мешками с зерном, собранным родственниками Сампо, шкурами белок, лисиц и рысей, мясом коров и быков, маслом и куриными яйцами.

... Прошло много лет. После насильственного крещения в деревнях племени «ямь», которое славяне и саамы называли «чудью», стали процветать голод, болезни и ненависть ко всем чужестранцам. Втайне от шпионов крестоносцев люди продолжали поклоняться своим богам, но в случае доноса наказывались жестоко. Крестьяне не хотели отдавать еду и шкуры церкви, прятали запасы в ущельях. Для этого приходилось уходить все дальше от берега, в дремучие леса.

Однажды в деревню опять нагрянули крестоносцы. Сампо уже подрос и смог различать, что говорят воины по-шведски. Он перевел всей деревне содержимое указа, написанного на королевском свитке. В нем говорилось: «Все мужчины, у которых нет детей и жен, обязаны уйти на берег и начать строить замок».

Так был построен каменный замок на берегу залива.


*тупа – изба у финнов, карел. У саамов чум, «кота».


На фото реклама селедки, бренд "Ахти" от имени языческого божества финнов. Вот ведь ирония судьбы: сначала богу поклонялись, сейчас товару. Кстати, название финской страховой компании "Сампо" также имеет мифологические корни. В калевальском эпосе слово обозначает волшебную мельницу, в более широком толковании – волшебный предмет, приносящий счастье. Поскольку это не имя бога, его давали людям так же, как, например, Лемпи – что означает «любовь».