Мой город-творчества исток. Татьяна Алмазова

Лагун Павел
МОЙ ГОРОД-ТВОРЧЕСТВА ИСТОК
(о поэзии Павла Лагуна)

Очерк Татьяны Алмазовой

 
В этом году, занимаясь подготовкой к IX областной краеведческой конференции, мы задались вопросом, как отражается наш город в творчестве местных авторов и есть ли поэты «в своем Отечестве».
Не секрет, что в представлении большинства людей поэты-это Пушкин, Лермонтов, Есенин, а из современников, наверное, - Евтушенко, Вознесенский, Дементьев. Считается также, что маленький провинциальный городок - не место для «настоящего» поэта. «Настоящие» - это в Москве, а у нас - «доморощенные», вроде как второго сорта. По телевизору о таких не рассказывают, в учебниках их стихов нет, значит и не заслуживает автор никакого внимания. Но чье же творчество сохранит описание жизни маленького города, запечатлеет для потомков его облик и характерные приметы, передаст атмосферу времени? Только те, кто здесь родился, вырос, живет. И находит темы и силы для творчества.
Побывав в городском краеведческом музее, мы обратили внимание на стенд, где представлены произведения литераторов-дончан. Среди представленных книг больше всего сборников Павла Лагуна. Познакомившись с его стихами поближе, мы отметили, что, в отличие от Валентина Матисова, Анатолия Бессонова, Михаила Бубнова, Геннадия Александровского, в его строчках нет прямого указания на Донской. И все-таки город неизменно, пусть часто и невидимо, присутствует в поэзии Лагуна. Вчитываешься повнимательнее и чувствуешь, что исток вдохновения для автора - в родном городе, его несуетной атмосфере. Понимаешь: это могло быть написано только здесь.
Интересно, что все поэтические сборники Лагуна оформлял и иллюстрировал художник Игорь Строков, друг Павла Адамовича и сотрудник ИММК «Бобрики». Добрые отношения связывали поэта с научным сотрудником музея Юрием Задковым. Имено Юрий Николаевич всегда был организатором городских краеведческих конференций. Его трагическая гибель в июле 2007 потрясла многих. Памяти Юрия Задкова Павел Лагун посвятил искренние и горькие строки стихотворения «Ночной велосипедист».
 
Перед глазами темнота
И серый шлейф дороги.
Все суета, все маета,
Лишь жмут педали ноги.
И каждый день круговорот
Музейного бедлама.
И так летит за годом год...
И все стареет мама...
Она ждет сына каждый день,
Лишь заскрипит калитка,
Мелькнет ее в окошке тень
И дверь уже открыта.
Ее единственный сынок-
Ее надежда, гордость.
Вот, подождите, будет срок-
Проявит он ученость.
Он столько книг перечитал
И столько знал событий,
Что исторический журнал
Назвал его «открытьем».
Он написал про город наш
Свою большую книгу.
И был об этом репортаж,
Чтоб заложить интригу.
В музее вся лежит на нем
Научная работа.
Он ищет факты день за днем
И даже по субботам...
Сын и сегодня опоздал,
Вон быстро вечереет.
Опять чего-нибудь искал...
А сердце холодеет.
А сердце чувствует беду.
Вот полночь - нет сыночка.
Уж грела раза три еду.
Ох, темная ты, ночка!
А он все гнал велосипед,
Крутя в ночи дорогу,
И верил: с ним не будет бед
И не молился Богу...
И вдруг-слепая вспышка фар,
Удар, полет мгновенный.
И в голове возник пожар,
Как зарево Вселенной.
А после - Тьма.
А после - Свет.
И чей-то взгляд знакомый:
«Ты прожил Там немного лет,
Теперь ты снова Дома.
Теперь ты Здесь.
Теперь со Мной
До нового Рожденья.
Проходят жизни чередой,
Как тусклые виденья.
Тебе Я Утешенье дам...»
Но шепчет он упрямо
Сквозь утешительный бальзам
Одно лишь слово: «Мама».

В Донском Павла Адамовича Лагуна знают. Он всегда был на виду. И не только как поэт. В юности играл в вокально-инструментальном ансамбле на ударных, вел литературный кружок в Доме детского творчества. Павел Лагун-частый гость и организатор литературных вечеров в городской библиотеке. Он выступает по радио, нередко бывает в школах. Рассказывает о своих книгах и даже вместе с другом- музыкантом представляет сочиненные в творческом союзе песни. Детям адресованы две повести-сказки Павла Лагуна: «Волшебная искорка» и «Волшебная жемчужинка». А несколько лет назад писатель воплотил свой давний замысел: создал продолжение знаменитой повести французского писателя Луи Буссенара «Капитан Сорви-голова». Этой захватвающей историей об англо-бурской войне когда-то зачитывались мальчишки (теперь уже дедушки нынешних ребят). Только книга почему-то казалась всем незаконченной. А многим так хотелось узнать, как же дальше сложилась судьба героев! И вот, наконец, продолжение.
 
Наверное, оно вернуло кого-то в детство и пробудило память о любимой книге. Однако Павлу Лагуну очень хотелось, чтобы повесть заинтересовала и современных подростков, пристрастила кого-то из них к чтению. Писатель сам представлял новую работу школьникам. Говорят, некоторые после таких встреч прямиком отправлялись в библиотеки. Конечно, повесть Луи Буссенара никак не связана с Донским, но позволяет получить представление о читательском выборе наших дедушек и бабушек, их увлечениях и той атмосфере, в которой они росли.
Писать Павел Лагун начал очень рано, хотя в семье никто к литературе отношения не имел. Отец Павла, Адам Никифорович, был инженером- горняком, а мать Зоя Андреевна - известный и уважаемый многими поколениями дончан врач-стоматолог. После школы Павел Лагун окончил историко-филологическое отделение ТГПИ им. Л.Н.Толстого. Немного поработал в школе, но решил полностью посвятить себя литературе. Его стихи печатались в коллективных сборниках, местной газете, периодических изданиях, альманахах «Истоки» и «Ока», «Литературной газете», журналах «Молодая гвардия» и «Смена».
Говорят, в юности каждый сочиняет. Но не каждому дано создать не просто рифмованные строчки, а поэтический образ. И не каждый может разглядеть то, что окружающие порой не замечают.

Бушует тополиная метель,
И теплый снег ложится на ладони.
Он к нам с тобой из детства прилетел,
За старостью отправившись в погоню.
Он сделал остановку на июнь,
Своим теплом нам руки согревая,
Но лишь слегка на пух июньский дунь,
Как заметет поземка снеговая.

Это стихотворение могло быть написано, наверное, только в Донском. . Когда-то наш город славился по области огромным количеством тополей. Летом пух, будто снег, кружил в воздухе, заметая дорожки. Оказывается, это многих раздражало. И не только аллергиков... Деревья начали беспощадно вырубать. И тополиные метели, бушевавшие в городе, остались только в стихах.
 
Много лет уже не ставят и елку на центральной площади Донского. Молодое поколение горожан считает, что ее всегда наряжали возле клуба им.Молодцова. Но приметы прошлого хранят стихи.

На площади убрали елку,
Том стало голо и пустынно.
Как будто кто-то втихомолку
Украл чудесную картину.
И только место, где недавно
Лесной подарок цвел огнями,
Чернеет страшно и безглаво
Пустою траурною рамой.
Ель погрузили на машину,
Сожгли за городом на свалке.
Вот так великие картины
Горят-их никому не жалко.

В этом стихотворении опять нет прямого описания Донского. Но все-таки, пусть незримо, «за кадром», но его приметы угадываются между строк. В маленьких рабочих городках, таких как наш, новогодняя елка- событие. Всю первую декаду января она - настоящий центр города. Когда елка гаснет, кажется, гаснет что-то вокруг.
Как историк и как человек, живущий в этих краях, Павел Лагун не мог не обратиться к теме Куликовской битвы. Жаль, что его стихотворение «Молчание» не цитируют ни на уроках истории, ни на уроках литературы.

Они стоят перед великой сечей.
Две рати, две религии, две речи.
Молчат в невыносимом напряженье,
Предчувствуя кровавое сраженье.
Молчат они. Чертя багровый след,
Над полем поднимается рассвет.
Ордынской рати черные ряды
В желанье яростном достичь воды
Ждут только с Красного холма сигнала,
Чтобы умыться в речке кровью алой.
Но перед ними, преграждая путь,
Стоит, переливается как ртуть,
Река другая в радужных доспехах,
Молчанье отражая звонким эхом.
То войско русское под куликовским небом
Горит к врагу неугасимым гневом,
И каждый воин помнит крики, стоны
Детей убитых, женщин полоненных.
И ветер, что развеял пепелища,
В ушах бойцов напоминаньем свищет.
За ними Дон и русская земля,
Другие реки, новые поля.
Но словно нет широкого приволья
И это-их единственное поле...
Молчат они, но так стучат сердца
В предчувствии молчания конца,
Как будто приближается гроза
Остановить которую нельзя.
Сейчас... сейчас... Вот скачет Челубей
На мохноногой лошади своей.
Все ярче разгорается рассвет.
Навстречу Челубею - Пересвет.

Книги Павла Лагуна с автографом может приобрести любой желающий. В выходные дни автор нередко бывает на городском рынке. Наверное, не в каждом, особенно провинциальном, городе можно увидеть поэта да еще приобрести подписанную им книгу . Но люди проходят мимо, уверенные, что «нет поэта в своем Отечестве».
Павел Лагун-автор не только стихотворных сборников, но и романов. В них, в отличие от стихов, приметы города ясно различимы, хотя порой и представлены в резко карикатурном виде. Во многих героях дончане наверняка узнают кого-то из земляков.
Писатель, правда, предупреждает: «все персонажи повествования вымышлены. Совпадения имен, образов и типажей - совершенно случайны». Но местным жителям отлично известно, где находится Голая гора (Бобрик-Гора), кто такой граф Добринский (Бобринский), почему
недостроенное здание на центральной площади прозвали «дворцом Каллужина» (за использование в качестве общественного туалета). Лагуна часто упрекают за едко сатирическое описание города. Но это только лишний раз подтверждает, что автор близко к сердцу принимает ту неустроенность, среди которой мы живем. В одном из произведений Павла Адамовича есть описание совсем другой, «параллельной» реальности, в которой наш город - райский уголок с красивыми домами, фонтанами, концертными площадками, уютными скверами и приветливыми жителями. Хотя планировка и позволяет различить черты Донского, но ухоженные фасады уютных зданий, отсутствие привычного мусора на улицах вызывают недоумение: что же преобразило город? Оказывается, в «параллельной» реальности не было ни революции, ни войн. Но как бы ни хотелось переселиться в своего двойника и пожить в сказке, Павел Лагун, как историк, отлично знает, что в истории нет сослагательного наклонения. Ни историю, ни Родину не выбирают. И все же от наших усилий, нашего равнодушия или неравнодушия зависит, какими они будут. Читая книги Лагуна, может быть, кто-то улыбнется, вспомнит, что «нечего на зеркало пенять коли рожа крива» и... задумается. Наш город-отражение нас самих, наших мыслей и стремлений. Нужно только одолеть собственное безразличие и полюбить свою малую Родину так, как любит ее, несмотря ни на что, Павел Лагун.
Поэты могут жить и в маленьких провинциальных городах. Работать, преодолевать скептицизм окружающих, не терять веры в себя. Павел Лагун не хочет уезжать из Донского, он никогда не стремился за счастьем и славой в столицу. Он верит, что нужен именно здесь и надеется быть услышанным земляками.