Карман полный лжи

Алексей Клёнов
Алексей Клёнов

КАРМАН ПОЛНЫЙ ЛЖИ


Она спорхнула со ступенек легко, как школьница, хотя на вид ей никак не
меньше шестидесяти. Пять минут назад она заняла за мной очередь в пенсионном, откуда я сбежал из-за духоты и давки, едва дождавшись "очередника", вот эту самую бабулю, поразительно похожую на мисс Марпл из известного английского сериала. Сходство подчеркивали модная некогда кокетливая шляпка-колпачок и бежевый плащик нараспашку. На улице почти тридцать по Цельсию. Хватает чудаков на белом свете. На ногах у бабульки почему-то были домашние шлепанцы...

На скамейке я сидел один, с удовольствием затягиваясь сигаретой и вытянув
уставшие от беготни ноги. Напротив стояла еще одна скамья, пустая. Однако
что-то подсказывало, что одиночество мое продлится недолго. Предчувствие
не обмануло. Сойдя с последней ступеньки, бабуля прямиком направилась
к "моей" скамейке, присела рядом, запахнув плащ не лишенным изящества
движением, и с хитрецой покосилась на мою помрачневшую физиономию. Я мысленно чертыхнулся, и щелчком отправил в урну недокуренную сигарету.

Поджав губы, бабулька критически посмотрела на меня, и поинтересовалась:

- Никак пенсию оформляешь, сынок? Вроде молодой еще.

Говорить мне не хотелось, голова от жары гудела, и язык был как деревянный.
И все же, чтобы не показаться невежливым, подавив вздох, попытался отшутиться:
- А я, бабушка, работал много, вот стаж и набежал.

Бабулька на мою откровенную ложь покивала головой, как китайский болванчик, и сделала неожиданный вывод:
- Так ты, поди, военный?

Чтобы не вдаваться в подробности я уклончиво ответил:
- Вроде того.

Бабулька помолчала с минуту, потом горестно вздохнула, и поделилась
своим, наболевшим:
- Вот и я тоже на сыночка, Митю, пенсию оформляю. Тоже военный был. Погиб в Афганистане.

Навеянную жарой сонливость смахнуло как ковшом ледяной воды. На мгновение показалось, что я ослышался. Но ведь четко сказала  "в Афганистане". Это притом, что уж двенадцать лет как наши оттуда ушли. Да и вообще, какая, на фиг, пенсия на сына? Это еще жена его, вернее, вдова, могла бы получать... В общем, странность очевидная.

А бабуля, словно не замечая моего замешательства, печальным уже, а не игривым, как прежде, тоном продолжила:
- Вот хожу, хлопочу. А пенсию-то все никак не дают. А как жить? Митеньку
одна вырастила, без мужа. Самой платят мало, а ведь я сорок с лишним лет
в школе отработала. Да еще сноха, злодейка, заедает, хоть из собственной
квартиры беги. Уж такая тигра лютая. Деньги мои все до копейки отбирает,
пить-есть лучше не проси, облает. Если даст какую корочку хлеба и на том
спасибо. А уж чего больше я и просить боюсь. В тягость я им, без Митеньки.

Я осторожно уточнил:
- "Им" это кому?

Бабуля горестно всплеснула руками, и с жаром ответила:
- А Любке с внуками. Они ведь знаешь что? Они ведь убить меня хотят. Ей-Богу не вру! Люба то, давно замечаю, мне в еду крысиный яд добавляет. По чуть-чуть, по капельке, чтоб, вроде как, своей смертью умерла. Ну, ничего, ничего,- погрозила она вдруг в пустоту кулачком. - Вскрытие покажет.

Здрасьте, приехали! Я уж не стал уточнять в какую там еду злодейка Люба
подсыпает яд, если не кормит ничем кроме хлеба. А несчастная жертва подлой
снохи с жаром продолжила:
- А недавно внук старший зашибить меня хотел. Дверью. Ага. Я по коридорчику шла, а он из ванной выскочил да дверью как шибанет, как шибанет! Я так и полетела как пушинка. Много ли мне, старой, надо? Вот, смотри.

Задрав плащик, она показала бледный синяк на голени. Хотела показать
и бедро, на котором "огромный синячище". Смотреть на бедро я с благодарностью отказался. И жалко ее стало, судя по всему действительно несчастную. Неизвестно как уж там насчет крысиного яда, но синяки-то присутствуют. Видать и впрямь ей несладко живется со снохой и внуками. Обычное дело. Пока сын был жив, была уважаемой свекровью. А погиб, так и обузой стала. Очередная семейная драма на тему "лишние люди"...

А бабка вдруг огорошила меня новой подробностью:
- Квартиру-то мою продали, а денежки прикарманили. Так теперь и живу у
них Христа ради. И пожаловаться никому не смей, поедом съедят.

Только я хотел уточнить насчет квартиры, как она вскочила со скамьи и
заохала:
- А очередь... Очередь то моя не прошла там?

Я осторожно потянул ее за рукав, и успокоил:
- Да не волнуйтесь, не прошла. Вы же за мной заняли, а я здесь. Там человек
тридцать впереди, так что это надолго... Послушайте, а в милицию вы не
обращались? Если уж так над вами издеваются.

Бабуля опустилась на скамью, сложила руки на коленях и в очередной раз тяжело
вздохнула:
- Обращалась. Да что толку? Участковый пришел, с Любой поговорил, а меня
даже слушать не стал. С тем и ушел. А сноха потом на меня волком смотрела.
Я знаешь,- стрельнув глазами по сторонам, словно сноха могла быть рядом, она
наклонилась к моему уху, и жарко прошептала,- неделю потом из комнаты боялась выйти. Даже в туалет. Так в горшок и мочилась. Ужас. К сестре хотела уехать - не пустили. Документы отобрали и деньги, что у соседки заняла. Мне теперь отдавать, а чем? Скоро пенсия, так опять внуки отберут. Им то что жеребцам, на пиво да сигареты, а мне как жить?

И вдруг опять перескочила с пятого на десятое:
- Да ты кури, сынок, кури. Я ж видела, что ты сигаретку из вежливости выбросил, чтоб на меня не дымить. А мне так в удовольствие. Митенька то мой курил, царствие ему небесное. Бывало, по пачке в день выкуривал. Так что не стесняйся.

Задумавшись, я и не заметил, что машинально верчу в руках зажигалку. С
удовольствием закурил. Спросил:
- Бабуля, может я вам смогу чем помочь? Вы мне адресок ваш скажите и
имя-отчество с фамилией. Нельзя же в таких условиях жить.
- Ага, ага.
- Вот я и говорю.
- Ага, ага.
- Да что "ага" то?- слегка опешил я.- Адрес ваш, говорю...

Покосившись на нее, я осекся. Как она резко изменилась за какую-то минуту.
Сгорбилась, глаза стали какие-то пустые, нездешние, словно сама она здесь,
а мыслями очень далеко отсюда. Может быть в тех местах, где погиб неведомый мне Дмитрий. Совсем растерявшись, я не знал, что и сказать. И молча курил, ожидая пока старушка выйдет из состояния прострации. Однако дождался совсем другого.

Я не слышал, чтобы кто-то подходил сзади и потому слегка вздрогнул, услышав за спиной:
- Вот вы где, мама. Ну что же вы так то, а? Ушли, квартира нараспашку.
Ведь только на десять минут в аптеку отлучилась.

Обойдя скамейку вокруг, рослая блондинка втиснулась между мной и бабулькой, шумно вздохнула, засовывая под язык таблетку валидола:
- Уф, аж сердце зашлось. И ушли в одних шлепках? Да в плаще, в такую-то
жарищу. Ну-ка, давайте туфельки наденем. Вот так, вот так. И давайте домой
пойдем, укольчик пора делать. Я вот только отдышусь немного.

Ну, вот и свирепая сноха объявилась, сообразил я. Хотя впечатления злыдни
и не производит. А "злодейка", переобув свекровь, вдруг обратилась ко мне:
- Вы извините, она вам тут, наверное, понарассказывала всяких ужасов. У
нее это бывает. Больна она...

Вот все и разъяснилось. И путаница в рассуждениях, и перепады в настроении.
Чуть подавшись вперед, я бегло посмотрел на свою недавнюю собеседницу.
Глаза у нее стали совсем пустыми, мертвыми какими-то. Теперь и невооруженным взглядом стало видно, что человек не в себе. От прежней бодрости и следа не осталось. Да и вообще она, кажется, утратила возможность ориентироваться в пространстве и, похоже, уже не понимала где находится, и как здесь оказалась. В общем, тоска...

- Да вы не пугайтесь,- улыбнулась Люба, неверно истолковав мой взгляд.-
Она не буйная. Вот только реальность с выдумкой у нее путаются. Бывают
моменты просветления, хочется ей с людьми пообщаться. Вот тогда она из дому и уходит. Раньше на скамейке возле подъезда соседям жаловалась, а теперь скамейки убрали, бабки там больше не собираются. Вот она и идет то сюда, в пенсионный, то на остановку или к магазину. В общем, где людей побольше. Живем то рядом, через два дома отсюда. Началось это у нее, когда похоронку на Дмитрия получила. А как мой умер...

- Постойте, вы разве не Люба, Дмитрия вдова?

- Я то Люба, только Олега вдова, младшего ее сына. Погиб в аварии три года
назад. Вот с тех пор у нее совсем плохи дела стали. Олежек еще при жизни
предлагал мне в дом престарелых ее определить. Тяжело ему это далось,
я то знаю. Из-за меня с детьми решился на такое. Не мог смотреть как мы
маемся. Она ведь бывает такое... Да ладно, чего уж там. Отказалась я тогда.
Олег потом сам себя казнил бы всю жизнь. И теперь ее сбагрить не могу.
Ну, как она там, в казенном доме? За ней уход особый нужен, внимание. Так
вот и живем. Ее двухкомнатную продали, деньги в банк положили, под проценты. На лекарства, на содержание много требуется. А когда, бывает, закапризничает, так я детей к маме отправляю, чтоб отдохнули немного. А сама вроде как и привыкла уже.

- А что же старшая сноха, другие родственники? Брали бы иногда к себе.
- Ай... Марина давно замуж вышла, на что ей? Есть у нее две сестры младшие, так одна наотрез отказалась принимать. А вторая взяла недавно на две недели...
Приехала я навестить, и в три ручья залилась. Вся в синяках, голодная,
грязная. Племянник там ее сильно пьющий. Так со слезами домой привезла,
отмыла, откормила. Никому больше не отдам. Пусть уж со мной, так спокойнее.

Старушка вдруг опомнилась, намертво схватила сноху за руку, и с неподдельной тревогой в голосе спросила:
- Люба, доченька, очередь там... Очередь моя не прошла?

Люба только тяжело вздохнула и, погладив безумную свекровь по плечу,
успокоила:
- Не волнуйтесь мама, я все уже оформила. О, господи! Пятнадцать лет
на сына пенсию оформляет... Пойдемте, мама. Пойдемте домой, укольчик сделаем, супчику горячего покушаем и баиньки ляжем. Вот так, вот так. Потихонечку. Пойдемте...

Ушли... Сухонькая старушка рядом с дородной Любой смотрелась совсем уж
беспомощной и слабой. Но, слава богу, позаботиться о ней все же есть кому.
Зря, пожалуй, в народе говорят про злых свекровей и дурных снох. Далеко не
всегда это правда.

А через полчаса в помещении пенсионного фонда стоял галдеж. Бабулька
моя ушла, очередь поломалась и старики, измотанные ожиданием и духотой,
до слез, до крика выясняли, кто за кем стоит и кому первым просунуться
к заветному окошечку. Но ни раздражения, обычного в таких случаях, ни
досады я уже не испытывал...