Магия места или национальный зверь

Милла Синиярви
Древние поселения манят нас до сих пор. Сохранились устные предания, при желании можно откопать в библиотеках и старинные хроники. Современные кладоискатели, вооружившись специальными приборами, отправляются в путешествия. Нынче модно стало искать сокровища и заниматься всякими реконструкциями. Невзирая на тренды как коммерческого, так и романтического характера, остается магия места. Это своеобразная аура, которую чувствуют многие, оказавшись на руинах капища, деревни или большого города. В таких «намоленных» местах сгущаются верования коренных народов в своих духов, которые по представлению наших предков не исчезли, а, например, окаменели. Окаменевшие «нойды» северных народов продолжают взирать на нас, туристов, карабкающихся на скалу, которой поклонялись. К ее подножию складывали жертвоприношения, в ее сторону бросали обмазанные свежей кровью животных и людей камни. Города, ушедшие под воду, сохранились в легендах. Наверное, став местами поклонения, эти города как будто аккумулировали светлую энергию, излучающую добро и радость. Такие города можно назвать Радужными. Городов, исчезнувших по какой-либо причине, великое множество. Мы же остановим внимание на одном из них, потому что он располагался в регионе столкновения древнейших культур. Этот город, построенный на развалинах другого, сохранил богатство, которое трудно оценить.

С помощью археологии стало известно, что город строили, как это было принято в старину, используя крепостные стены более раннего поселения. Возможно, высота древних стен укреплений достигала несколько сот метров. Остатки древнего порта постепенно обнажают сокровища, находятся обломки старинных лодок и кораблей, а прибрежные воды выбрасывают украшения и утварь из янтаря. Кладоискатели обнаруживают серебряные и золотые монеты, предметы быта и одежду горожан. Отсюда уходили в далекие плавания торговые и военные корабли, а в гавань прибывали заморские гости. Кузнечных дел мастера оставили ключи и замки, оружие и посуду, которые были изготовлены здесь несколько сот лет назад.

Название города в древности варьировалось в зависимости от языка племени, а так как в этом месте проживали различные племена, от древних финно-угорских и балтийских до славянских, назовем его Радуга.

Жители Радуги облюбовали берег Ботнического залива, где в наше время наблюдается подъем суши и постоянно образуются новые шхеры. Ученые считают, что через 2000 лет залив превратится в озеро. Уже сейчас на севере преобладает пресная вода и водятся пресноводные рыбы. Когда-то, примерно десять тысяч лет назад, сюда пришли финские племена. Возможно, древние люди приплыли на лодках и на берегу, в одной из шхер, основали поселение. На востоке и севере раскинулись сопки, поросшие хвойным лесом. Река протекала с севера на юг, сейчас она обмелела, но далеко на севере, ближе к равнине Финмаркен, дала жизнь большой реке, разделяющей современные нам Швецию и Финляндию. С запада город имел выход к морю. Из-за лесистых сопок, окружающих город с севера и востока, климат был скорее континентальный, чем морской. Укрытие от ветров способствовало формированию особого микроклимата, характерного для долин. Теплое течение Гольфстрим доносило свое дыхание и до этих мест, бывало, что гавань не замерзала зимой, и корабли могли сновать по заливу почти круглогодично, достигая Атлантики, а оттуда отправляться в далекие моря.

Неподалеку от города располагался замок, жил в нем племенной вождь со своей дружиной. Горожане обращались к вождю в случае опасности, так как имел он власть, богатства и честную репутацию. Была у него прекрасная дочь – Лемпи. В те времена по всей Балтии говорили о чудесном богатыре, рожденном от медведицы. Обладал человек недюжинной силой и сверхестественными способностями. Звали его в разных местах по-разному.

Донеслись слухи о герое и до Радуги. Вот приехал на ладье богатырь к горожанам с дарами и захотел увидеть прекрасную Лемпи. Дочь вождя слышала, что говорят люди о заморском госте и испугалась. Придворный мудрец и колдун отвел Лемпи к скале, на которой остались от далеких предков изображения лодки и диких зверей, среди которых был и медведь. Сказал прорицатель, что давным давно здесь жили саамы, поклонявшиеся медведю. И если правда, что говорят люди про богатыря, Лемпи будет счастлива именно с ним, потому что он вернулся на свою родину, сделает Лемпи женой, и заживут они на благо всем. В подтверждение слов рассказал колдун легенду, которую слышал от своих отцов, а они от своих дедов, а деды от своих прадедов.
 
Один старик в деревне всегда исчезал каждую зиму и возвращался весной. Жена его сына заинтересовалась, почему это тесть всегда исчезает. Однажды осенью решила она выяснить это. Подглядела за стариком и узнала, что происходит в лесу. Вместо родича обнаружила старое дерево, а под ним медведя, который готовится к зимнему сну. Любопытная невестка тоже залезла под корни дерева и превратилась в медведицу. Тогда старый медведь рассказал ей, что он всегда превращается в медведя на зиму, чтобы залечь в спячку. Так ведь очень выгодно жить, и это неудивительно было слышать для невестки, знавшей о скупости тестя. Совсем растерялась женщина, как же ей опять принять человеческий облик? Медведь предложил и ей залечь в спячку, ведь тогда семья вдвойне сэкономит на харчах. Делать нечего, пришлось и невестке устроиться на всю зиму поудобнее в берлоге. В середине зимы, когда как медведи еще спали, парни из деревни пошли на охоту. И случайно наткнулись именно на ту берлогу, где залегли их родственники. Старик проснулся и понял, что беда пришла, надо что-то предпринимать срочно. Разбудил невестку и сказал, что сам уже стар и настало время умирать, а вот у нее дети, придется принять человеческий облик. Старик решил выскочить из берлоги, чтобы его застрелили. Так он невестку спасет, отвлекая внимание на себя. Когда охотники уйдут, она должна последовать за ними. Охотники снимут со старика медвежью шкуру и броcят ее перед чумом. Если невестка перепрыгнет через нее, то снова превратится в человека. Конечно, послушная невестка все так и сделала. Она последовала за охотниками, перепрыгнула через шкуру, но, прыгая, задела ее только левой ногой. Так стала невестка человеком снова, а вот левая нога осталась с медвежьими когтями.
 
Поэтому неудивительно, что у заморского гостя, сватающегося к Лемпи, облик в целом человеческий, а вот уши медвежьи!

Продолжение:
http://proza.ru/2012/07/24/17