История одного материнства. Людмила и Дима

Лариса Вер
- Ромка, а что же со мной будет? Не уходи, Ром… давай попросим, чтобы ты и дальше жил здесь, пока я не дорасту и тоже смогу уйти, - Дима не смотрел брату в глаза, но, шмыгая носом, расковыривал дырку в джинсах. Морозец все крепчал, гнал в тепло с подмерзших ноябрьских качелей….

Брат ничего не ответил, его весной уже ждала свобода, вольная и взрослая жизнь, но и оставлять братишку без попечения тоже не хотелось…. Дима никогда не просился из детского дома в родной – слишком врезались в память развлечения отца, когда ,бахвалясь перед собутыльниками, вывешивал Диму с балкона за ноги… И ужин с помойки, и вечная трясучка от страха прихода родителей «на бровях»… И вдруг все стало рушиться: недавно Дима узнал, что в восемнадцать жизнь в детском доме заканчивается, значит, брату скоро на волю… Холодок возможного одиночества однажды проникнув в жизнь, теперь все время мешал засыпать по ночам. Восьмилетний Дима, обняв подушку, мечтал о том, чтобы случилось чудо…. Каждому человеку нужно родное плечо рядом. Нужно, чтобы кто-то любил тебя всегда и, не взирая ни на что. Очень хотелось тепла семьи, но без побоев и страха.

Но о чудесах люди мечтают на земле, а спускаются они откуда-то с небес…. Вот и Людмила П. мечтала о маленьком кудрявом чуде, которое носило бы платьица и обвивала ручонками шею, произнося такое желанное: «Мама!» Как-то так случилось, что замуж Людмила не вышла, а женское сердце мечтало подарить свое тепло ребеночку… Решение не родить, а удочерить, пришло не сразу. Оно где-то там внутри формировалось, росло, оформлялось. И однажды созрело! Людмила прошла все инстанции по оформлению документов, пообщалась с органами опеки. Некоторые работники были доброжелательны, другие разговаривали сухо и казенно. Документы собраны, отданы… Начался период ожидания… Ожидания чуда…. Но органы опеки не торопились обрадовать приглашением на встречу с ребенком. Людмила все время оказывалась в конце очереди за детской улыбкой. Возможно, что таким образом они пытались отсеять тех, кто не совсем был уверен в своем решении стать родителями. Людмиле на глаза попалось объявление о курсах приемных родителей. Стала ходить на занятия, не раз потом она посылала мысленные благодарности за тот первый опыт и первое осмысление шага, который собиралась сделать, своим учителям на курсах. Но и еще пришло вдруг озарение: пора окреститься! А вот после случилось то, что иначе, как чудом, не назовешь: увидела она во сне мальчонку лет восьми, родного до глубины души, который выходил к ней из дверей школы. «Но ты же хотела девочку?» - спросил во сне голос незнакомый. «Нет, я хочу этого мальчика, только этого!» - прокричала Людмила во сне.

А через пару дней ее пригласили на знакомство с Димой. О том,  какой он, рассказывали и педагог, и психолог, и директор детского дома. Вырисовывался упертый, довольно самолюбивый, трудно выстраивающий взаимоотношения в коллективе детей, мальчишка. Появилась мысль: «А вдруг я его не смогу принять и полюбить?» Тогда еще не осознавалось, что каждый из детей, попавший сюда, выращен на грустной почве беды или родительского алкоголизма. Каждый, прошедший через детскую коммуну, имеет за плечами опыт выживания в стае – без любви, но с конкуренцией, без спокойствия, но с яростным отстаиванием своих интересов. Все первые тревоги растаяли от улыбки Димы, который с радостью согласился погулять вдвоем. Первое время Людмила забирала мальчика домой на выходные… Шло время, и через месяц уже с вещами Димы переехал в квартиру Людмилы. Чтобы быть больше с ребенком, Людмила перекроила свою жизнь по-новому: перешла на другую работу, поневоле перестроила отношения с мамой, ставшей в одночасье бабушкой. Внука та приняла фактически, но старым людям иногда безумно трудно полюбить сходу, и вжиться в резкие перемены. Людмила оказалась между двух огней – мама, желающая столько же внимания, как и раньше, и ребенок, который порой терялся и испуганно вжимался в себя: «что я делаю не так?» Конечно, были курсы, и время все обдумать, но жизнь вносит свои коррективы в планы и чувства. Сначала, естественно, была не всепоглощающая материнская любовь, а желание понять и выстроить тонкий мостик к душе мальчика. «Просто я понимала, что никого другого я уже "смотреть" не хочу, мне нравился Дима. Любовь пришла ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОЗЖЕ. А первые несколько месяцев был период "притирания" друг к другу. Вот как если бы мы оба понимали, что мы просто нуждаемся друг в друге и поэтому нужно как-то приспособиться. Адаптация была у нас обоих…  И я бы себе за свое поведение особенно первые два месяца поставила "кол с большим минусом"…. » Помогала наладить отношения молодая, но неравнодушная психолог из детского дома. К ней можно было прийти и поплакать, и, не стесняясь, рассказать о проблемах, ничего не приукрашивая, но анализируя. После разговоров с ней опять брезжил свет в конце тоннеля, чувствовалось, что все преодолимо. А трудности притирания и вхождения в семью заставали врасплох на каждом шагу. Надо отдать должное Людмиле, она поставила во главу угла не свои интересы, а интересы и ощущения ребенка. «Мне трудно, но ему еще трудней!»  Хотя и друзья, и сослуживцы, и соседи приняли мальчика без излишних расспросов, как должное, Диме все время требовалась подпитка и поддержка, ему необходимо постоянно, каждую минуту чувствовать, что он нужен, любим… Доходило до того, что, нашкодив, он сбегал из дома. Не для того, чтобы убежать совсем, а чтобы… его нашли! Чтобы еще раз удостовериться, что И ТАКОГО его ЛЮБЯТ! А кто-нибудь задумывается обычно, что стоит за каждой выходкой своего малыша? Людмила задумывалась, чтобы не потерять и не порвать ту тоненькую ниточку доверия, что возникла с первой ответной улыбки.
 
Дима в первом классе не блистал знаниями, учительнице тратить время на более трудного ребенка - единственного в классе из детского дома -  не хотелось. Потому он периодически назывался «идиотом»,  «дураком»,  и с ним попросту не работали. Желание учиться, естественно, тоже никак не рождалось… К  моменту переезда в Людмилину жизнь, мальчик заканчивал первый класс, зная не все буквы алфавита. Как же поверить в себя, в свои возможности и способности маленькому мальчику, если взрослые люди с педагогическим образованием внушали почти год, что «дуракам не место среди нормальных детей»? Нужно было не просто влиться в новые условия жизни, в новый школьный коллектив, но, поверив в себя, доказать, что клеймо «дурака» и «идиота» поставлено сгоряча. Все лето Людмила и Дима занимались. Мама Людмила уговаривала: «Мне очень хочется, чтобы все видели, какой ты у меня умничка». «У нас все получится» - летело в ответ на упорное: «Я – дурак. Я не смогу!»  Результат: теперь Людмилу распирает чувство гордости за сына, но очень хочется прийти с кучей грамот и благодарностей к первой учительнице в жизни ребенка и ткнуть их ей. Вдруг той станет стыдно? Любого ребенка надо стимулировать, поощрять, радоваться его успехам и, пусть и крохотным, но победам над собой. Деткам из детского дома это нужно втройне! У них безумно обострены чувства справедливости, самолюбия, они кожей чувствуют, что им навстречу излучают взрослые – тепло, равнодушие или презрение. И отвечают взаимностью…. В новой школе тоже сначала все шло гладко, но на третий год что-то изменилось. Учительница лила мед на детей в присутствии родителей , но закрыв дверь поплотней, позволяла себе грубить, орать на детей, обзывать…. Дети получали «пары» за то, что знали наизусть - от страха, от окриков, от оторопи…  Но все молчали. Почему? Потому что дети уверены: родители всегда встанут на сторону учителя! Но обостренное чувство справедливости заставило Диму раскрыться перед арт-терапевтом: он нарисовал чудище с двумя лицами. Так он видел учительницу…
В ответ на нелюбовь и несправедливость судьбы и людей к себе, Дима «чудил»: мог отказаться отвечать,  нагрубить, броситься с кулаками на обидчика… Однажды нацепил кроссовки одноклассника и целый день доказывал ребятам, что это его вещь, что ему мама купила. После уроков отдал. Стащенные мобильники тоже были…. Несправедливо! У всех есть, а у него – нет. Людмила объясняла, бранила, когда силы кончались. Дима приходил к маме на работу, и они разговаривали о том, как прошел день, почему нужно поступать так, а не иначе…. Иногда нервы не выдерживали перегрузок, тогда Людмила срывалась на нотации, запреты… Результаты тут же вырисовывались: мальчик, замыкаясь в себе, сбегал из дома. Он плохой! Ему не место в семье!... И мостик между мамой и сыном нужно было строить заново, убеждая, что это не он плохой, а поступок его плохой. Это разные вещи. Нужно научиться уважать себя и не опускаться до таких низменных вещей, как воровство. Каждый день в напряжении, каждое утро – в ожидании…

Учительница собрала педсовет по поводу Диминого поведения. Права она или нет, сказать трудно. Мимо воровства и бесконечных «шалостей» учитель не должен проходить равнодушно. Но как заглянуть в детскую душу? Людмила случайно заглянула в глаза своему мальчику после этого собрания, уже открыв рот, чтобы сказать, как ей было стыдно за него…  Но у того в глазах стояла пустота…. Ему было все равно, что будет с ним, что произойдет дальше…. Был только страх, что его вернут в детский дом.  Нет никого, кто бы ни ругал: мама недовольна, бабушка не верит в то, что из него получится обычный домашний, тихий и спокойный внук, учителя хором ругают… Тупик! Вот тогда со слов  Людмилы: «Мы молча вышли за ворота  школы, я его обняла,  объяснила, что мы справимся, вдвоем справимся! Дима прижался ко мне всем телом и тихо так заплакал от радости, что прозвучало «Мы».  Значит, его  не вернут! С этого дня в мозгах началось полное переосмысление и теперь стараюсь мыслить так: "Если ребенок поступает ПЛОХО, значит для этого есть какая-то причина. Значит нужно "докопаться" до этой причины и сделать "работу над ошибками". Ведь проще всего обвинить во всем ребенка:  ленивый, неблагодарный и вообще плохой. А то, что мы, взрослые, тоже далеко не всегда оказываемся " на высоте", это почему-то в счет не идет!» Да, взрослым порой очень трудно встать на одну ступеньку с ребенком, особенно с тем, кто изначально мыслит и чувствует по-другому. Но ради ребенка надо! В итоге, почти все школьные проблемы ушли… Сейчас в доме на почетном месте хранятся и пополняются папки с грамотами и наградами за участие в конкурсе чтецов, театральных постановках, «Зарничке», «Веселых стартах», соревнованиях по армреслингу, в парных танцах и многом другом. И на всех соревнованиях он искал глазами маму, потому что это для любимой мамочки он так старался! А она всегда была «группой поддержки», даже отпрашиваясь с работы. Дневник пестрит отличными оценками, правда для этого пришлось перейти в параллельный класс, чтобы опять начать строить отношение к себе с нуля и доказать! Дима стал более уверен в себе и более коммуникабелен. И еще ему безумно нравится делать «добрые дела». «Сколько радости вызывают у него слова благодарности старушки, когда он сам заметил ее  и помог перейти через скользкое место или сумку поднес. Ему важна похвала. Но, если он где-то поступил плохо, необходимо сказать, что он умничка, но вот почему-то вдруг решил повредничать…. Он ждет слов поддержки. Обзывает себя, а я в ответ настраиваю его на хорошее отношение к себе и к людям. Вообще нужно вагон терпения на то, чтобы ребенок поверил в себя и в ТЕБЯ. Вот когда полностью поверит, только тогда и пойдет результат…»

Вот так в одном небольшом городе нашей большой России творится еще одно маленькое чудо! Каждый день, от восхода до заката маленькими шажками двое - мать и сын – идут по жизни, опираясь друг на друга. Потому что любовь, как маленький слабый росточек, была согрета теплом стремящихся навстречу сердец. Людмила говорит сейчас, что «с каждым днем я люблю его все больше. Жизнь наполнилась смыслом!»  Диме  доставляет огромное удовольствие помогать маме: он, в отличие от многих сверстников, может и ужин приготовить, и стол накрыть. И, когда нужно было возместить за свои вороватые шалости – украденные телефоны - выходил с мамой на подработку. Он встречает маму с работы по собственной инициативе, никогда не даст нести тяжелую сумку.  С бабушкой отношения складываются пока сложно, но все ведь еще впереди. Однажды они найдут друг друга.

На вопросы: «Что же самое неожиданное и трудное оказалось на вашем пути? и В каком случае накрывали минуты отчаяния?», Людмила сразу же ответила: «Очень трудно смириться с двумя вещами: во-первых, трудно принять странную фразу, справедливую по факту, но не сердцу. Приемные дети иногда в определенных ситуациях могут сказать своим приемным родителям о том, что те им НИКТО. Слышать это очень больно, я за ту весну дважды это слышала. Правда, еще больней было услышать это от специалиста детского дома. Я рассказала об этой Диминой фразе в надежде на поддержку в трудную минуту, а в ответ услышала: "Ну ты ведь и ПРАВДА ему НИКТО, так чего обижаться?" – Людмила оформила не усыновление, а патронат. Как будто от формы оформления ребенка в семью меняются отношения в семье? - Это больно! Второе – это отношения с кровными родственниками. Тяжело разгребать последствия общения с теми, кто пытается встретиться с Димой лишь затем, чтобы накапать ему на мозги и внести раздор в детскую душу. Роман, Димин брат, живет в этом же городе. Сынишка ждет его, желая поделиться с ним своими радостями, похвастаться своими победами, а он уклоняется всеми способами. Очень трудно наладить с ним отношения, а Димуле они чрезвычайно нужны. Я чувствую. Но думаю, что хмельной воздух свободы, эйфория никомунеподчинения пройдет со временем, а ревность к тому, что у братишки есть уют домашнего тепла уступит место тем теплым отношениям между братьями, что были раньше…»

По просьбе Людмилы я завершаю рассказ об их маленькой семье словами: «Чтобы у будущих приемных мам и пап не создавалось иллюзий по поводу того, с чем им придется столкнуться, нужно знать заранее - трудности не уйдут даже за год или два, они очень долго будут идти параллельно с радостями. Только с каждым днем трудности будут преодолеваться легче, а радости будут все ярче. У нас с сыном идет четвертый год, но мы оба каждый день чему-то учимся, потому что каждый новый день происходит что-то такое, с чем мы до этого еще не сталкивались и на это надо суметь отреагировать так, чтобы и ребенка от себя не оттолкнуть, и не дать ему совершить какой-то нежелательный поступок. Каждый день как канатоходец над пропастью...Один неверный шаг и...-  доверительные отношения улетят в тар-тарары. Но мы же -  взрослые, значит, нужно найти в себе силы и помочь ребенку! Это мы для него открываем мир, а не он для нашего самоутверждения дан нам судьбой! Все трудности окупятся безответной и преданной любовью вашего ребенка. Со временем! Улыбка и любовь детей – огромная награда за ежедневный кропотливый труд!»