Секрет гипнотического письма

Елена Гвозденко
Почему некоторые тексты мы читаем не отрываясь? В чем секрет завораживающей магии такого произведения? Что заставляет нас, позабыв о собственных проблемах, переноситься в мир, выдуманный для нас чародеем-автором? Почему мы часто не можем ответить на вопрос, чем привлекает нас подобное перемещение? Когда я слышу рассуждения об ауре литературного произведения, то я понимаю, что речь идет о неких трудноопределимых приемах, которые создают почти физическое ощущение мира авторской фантазии, а главное, резонирования с ним читателя.  Можно, конечно, ссылаться на лексическое богатство, красочность языка, особый ритм текста и т.д. Но я решила искать ответы в другой плоскости. 
Лет десять назад, читая детективы тогда еще начинающей писательницы Дарьи Донцовой, я не могла понять, какая гипнотическая сила заставляет меня покупать и тратить свое время на прочтение безумных сюжетов, написанных  довольно незамысловатым языком? Что привлекает меня, перечитавшую огромное количество книг, в этих байках-сплетнях? Какие особые литературные приемы сделали огромное количество читателей заложниками ее творчества? В этом желании открыть томик с нелепым названием было что-то болезненное, что-то, что заставляло меня делать это раз за разом. Некий вопрос, на который я не могла найти ответ.  Пробовала переключиться на других авторов, пишущих в этом жанре, но их шедевры не могла осилить уже на первой странице. Хотя и язык, и стиль были очень похожи. 
Если рассматривать «магию» подобных текстов, то первое, что приходит в голову – продуманный маркетинговый подход к их написанию. Автор четко знает или чувствует свою целевую аудиторию, их психологические проблемы и всевозможные комплексы. Читательница, отождествляя себя с главной героиней, на некоторое время становится свободной от каких-то давно надоевших обязательств, собственных проблем. Она больше не Марья Ивановна, уставшая от хронического безденежья, от пьющего мужа, от бесконечных кастрюль и тяжелой работы. На некоторое время наша Марья Ивановна превращается в креативную Вилку, сообразительную, независимую и любимую или Дашу Васильеву, даму приятную во всех отношениях, порхающую между элитным поселком и Парижем, не считающая денег и мужей. Думаю, что феномен Дарьи Донцовой мог бы стать достойным объектом для изучения профессиональных психологов. Но вернемся к пресловутому маркетинговому подходу. Итак, писатель хорошо знает свой потребительский сегмент, знает их проблемы и потребности. Этот литературный продукт выполняет свою главную функцию, на какое-то время, удовлетворяя потребности клиента в самореализации, статусности и т.д.  Но почему книги других, весьма похожих авторов, не столь популярны?
  У рекламщиков есть термин – имажитивная реклама, то есть реклама, в которой воздействуют на эмоциональную сферу потребителя. Вспомните рекламные ролики косметических средств. Обычно этот способ рекламы используют в случаях, когда невозможно или довольно сложно высветить УТП (уникальное торговое предложение). Проще говоря, когда трудно убедить клиента в разумности предстоящей покупки, обратиться к его логике. Книги Донцовой, на мой взгляд, некий продленный рекламный имажитивный ролик. Мне показались интересными приемы, которые удерживают внимание читателя на протяжении огромного количества страниц. Главный способ – эмоциональные «качели». Читатель, вместе с главной героиней, вынужден выпутываться из довольно сложных ситуаций, бороться за справедливость. Множество вспомогательных линий сюжета «работают» на эту же задачу. Написанные языком женских сплетен, они ненавязчиво вводят читательниц в излюбленный диалог о добре и зле, справедливости и возмездии. Интересно, что в книгах Донцовой практически нет выписанных отрицательных героев – все они довольно неоднозначны. Подобный прием очень часто используется и кинематографе. Он позволяет «приковать» внимание зрителя к подобному персонажу на длительное время, заставляя его с интересом наблюдать, как (хорошо или плохо) будет действовать герой в разных ситуациях. Этот прием делает отрицательного героя «живым», достойным сочувствия.

В одном из интервью Дарья Донцова заявила, что ее детективы – это «таблетка от депрессии».  Возможно, в ее книгах есть скрытые механизмы, стимулирующие выброс серотонина?  Джо Витале  в своей книге «Гипнотические рекламные тексты: Как искушать и убеждать клиентов одними словами» раскрывает секреты «гипнотического письма». Он утверждает, что многие писатели владели искусством написания гипнотических текстов: «Вспомните, когда вы последний раз были совершенно поглощены чтением письма или книги. Вы утратили чувство времени? Вы не слышали призывов того, кто вас звал? Вы так углубились в чтение, что ничто уже не имело значения?
Признайтесь: вы были загипнотизированы».

Джо Витале утверждает, что некоторые писатели способны вызвать зависимость от своих произведений. В качестве примера он рассказывает о документальном фильме, выпущенном в 2005 году, где рассказывается о гипнозе Агаты Кристи.
«Ученые из трех ведущих университетов изучили 80 самых известных детективов писательницы и обнаружили, что она использовала слова, которые вызывали химические реакции в мозге читателя.
Исследование, известное под названием проект «Агата Кристи», подразумевало загрузку детективов Кристи в компьютер и анализ слов, фраз и предложений. Ученые пришли к выводу, что употребляемые ею фразы вызывают положительные эмоции. Это мотивирует людей читать ее книги снова и снова, практически они впадают в зависимость.
Согласно исследованию, Агата Кристи использовала литературные техники, которые очень похожи на те, что применяют гипнотизеры и психологи, и оказывают сильное воздействие на читателей. Это убедительное доказательство того, что принципы, с которыми вам предстоит познакомиться, действительно работают.
В ходе исследования было обнаружено, что фразы, которые обычно использовала Агата Кристи, вызывают выброс в мозг серотонина и эндорфина – химических посланцев, которые вызывают удовольствие», пишет Витале.  По его словам, существуют определенные слова и выражения, которые воздействуют на подсознание человека, вызывая у него удовольствие. По его словам, очень важно забыть о своем, писательском эго и обратиться к эго читателя. Так что же такое гипнотический стиль? «Вся ваша деятельность, заставляющая читателей реагировать на МЕНТАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ, которые вы внедряете в их сознание, есть ГИПНОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ!», - заявляет Витале. Гипнотический стиль относят к состоянию мнимого гипноза или повышенной концентрации внимания. В это состояние вводят с помощью специальных слов для создания ментальных образов. Первым шагом автор считает создание доверительной коммуникации с читателем. Автор обязательно должен быть искренним, а это значит – быть самим собой. «Гипнотический стиль рождается от свободы. Свободы не редактировать себя при написании текстов. Он рождается от доверия к себе и умения самовыражаться». «Первый шаг в создании гипнотических текстов – понять склад ума читателя. Сознание читателя не сфокусировано на ваших текстах. Оно занято своими собственными заботами. Чтобы установить контакт, вам нужно достучаться до сознания, чем бы оно ни было занято в тот момент». Древние ораторы использовали определенную формулу, побуждающую к действию (а процесс чтения – тоже действие). Ее авторство приписывают Аристотелю. Вот она:
«1. Exordium (вступление). Сделайте шокирующее заявление или расскажите историю, чтобы привлечь внимание.
2. Narratio (изложение). Озвучьте проблему, которая имеется у читателя/слушателя.
3. Confirmatio(утверждение). Предложите решение проблемы.
4. Peroratio(заключение). Назовите преимущества, которые получит человек, воспользовавшийся вашим предложением». Этот алгоритм, ориентирован на читателя, потребителя, на решение его проблем.

Конечно же, это – сугубо маркетинговый подход к литературному тексту. Единственное утверждение, которое кажется мне бесспорным – право каждого автора быть самим собой!