Спохватился

Григорий Пономарчук
    Автобиографический очерк

    Как вы думаете, сколько лет можно учиться в институте на заочном отделении? Шесть, семь? А может быть десять? Мне известен случай – человек пятнадцать лет вымучивал свой диплом. Закон этому не препятствует сегодня, и в далеком прошлом тоже не возражал. А быстрее, чем положено, можно? Ну, за год, за два, например? Экстерном – трудно, но можно.  Если уж ты - «вундеркинд». Именно, поэтому и трудно: «А мы, по-твоему, что тут: все дураки сидим?». Или сразу в двух  вузах -  можно? Оказывается, это даже преступно. Много лет  назад так и было. Вот, в какую историю попал я на затянувшейся заре своей зрелости.
 
    Тянул, тянул я резину в одном неплохом институте. То на вечернем отделении, то на заочное перевёлся. Куда торопиться? Правила совмещения учебы и работы позволяют. Вот люди и пользовались (и я в их числе). Смотришь, какой-нибудь начальник так долго учится, что уже на пенсию ему, а в кадровой графе «образование» запись: «неоконченное высшее, учится в N-ском институте».

    В один замечательный день я встрепенулся: ещё чуть-чуть, и «пиши пропала» моя карьера. По крайней мере, в профессии, любовь к которой, вдруг, открылась во мне. Такое, оказывается, бывает – долго человек зреет. А что? На работе хвалят, премии дают… Но, что-то такое однажды  щёлкает в голове: не расту, ведь, застрял. И задачи на производстве интересные, и результаты есть, но, как-то по кругу всё…

    Хороший приятель у меня на заводе был, Лев Иванович – руководитель проектного бюро по товарам народного потребления.
    -  Слушай, тебе надо дизайном заняться. Переходи ко мне в бюро.
    Это из престижного отдела новой техники? Но, с другой стороны, я уже на себя все одеяла стягиваю: к проекту оснастки тяну автоматику, к ним - технологические предложения, экономику, эстетику производства, рекламные  акции…
    - Лёва, а что я у тебя без образования делать буду?
    - А что ты сейчас без него делаешь? – наступил он мне на больную мозоль. Восьмой год делаю вид, что учусь на «техмаше».
    - Ну, достал. Что ты предлагаешь?
И Лёва предложил мне радикальный путь. Я никогда всерьёз не рисовал. Ничего, кроме стенгазетных шаржей. И так, иногда – наброски для друзей.
    - Приходи в дом пионеров, я там студию веду детскую…

    Прихожу. Это надо видеть. Вся студия – «десятилеточки», а тебе под тридцать. Ничего, сгруппировался. Всё внимание на воронье чучело. «Поопекав» меня немного, Лёва кивнул: пойдет, дерзай. Все пацаны в перерыве бросились смотреть: что там этот дядька намалевал? У меня даже спина зачесалась под пиджаком: «Растут, наверное, родимые, скоро полечу…».

    Началась полоса везения. Это всегда так случается, когда явно обозначается «направление главного удара». Открылась и всего один сезон работала студия живописи для взрослых любителей. Целый сезон! С осени до лета…
    - Так, а ты куда собрался? – вопрос понятен. Дашинима Дугарович Дугаров – Народный художник, председатель республиканского отделения Союза художников. Он устроил грандиозный просмотр работ всех студийцев. Мастер цепко охватывает взглядом работы, задает каждому этот «сакраментальный» вопрос."Молодец, поступишь" - подбадривает. Или: " Нет, рано ещё, поработать надо»,  и т. д.   
    - В Свердловский архитектурный, на дизайн –  отвечаю.
    - Дизайнлером? Это интересно. А что такой большой? Спохватился? Смеётся в усы.
    Везёт, так везёт. Через пару недель уже в своём кабинете выдал он мне «охранные грамоты»: «направления» на учёбу от Cоюза художников, от министерства культуры и личное рекомендательное письмо к своему другу, профессору А.Ф.Бураку - зав. кафедрой рисунка в САИ. Что тебе ещё надо? Поезжай, учись, и радуйся. Не так всё просто…

    Пропустим хлопоты по «догонянию» застрявшей в печенках заочной программы - по ликвидации вчерашних и позавчерашних хвостов…, вымаливанию  в деканате направлений с использованием мелких, нечистоплотных приемчиков (коньячок, шоколад и пр. – да, такие вот безобидные по сегодняшним меркам вещи…). Все мои старания имели единственную цель: максимально приблизиться к диплому инженера-механика. Нет, не получить его, а только приблизиться. Конечно, сегодня за коньячок и на недельку не продвинешься… И тем не менее…  Пять курсов за восемь лет – не самый рекордный срок. Осталась осенняя, одна осенняя сессия и… на диплом!..

    А пока - решить вопрос поступления в заветный архитектурный институт. Совсем недавно и мечтать не мог. Обучение только очное…  Диплома вузовского у меня нет ещё, значит поступать придётся на общих основаниях. А где взять "Аттестат"? В деканате. Опять «шоколадка» (нет, не декану, секретарю). "На время" взять (без объяснения истинных причин). Ну!.. Теперь все!

    Опять: такой «большой» - и с малышами… Пятнадцать лет разницы – почти папа свеженьким «выпускникам – абитуриентам». Можно пропустить сложности вступительных экзаменов, хотя  и тут есть своя специфика в методике подготовки и сдачи. Но, коньяк здесь уже ни причем. Только внутренний ресурс. Не могу определённо сказать, как повлиял мой «приличный» (или неприличный?) возраст на успешную сдачу экзаменов. Я, и вправду, постарался – отнёсся к делу «по-взрослому».

    Чудеса и неприятности «в одном флаконе» ожидали меня позднее.

    Архитектурный - не педагогический (да простят меня мои друзья - учителя) - не забалуешь. Пятьдесят процентов отчислений по итогам первого семестра, ещё тридцать – за первый курс, остальное – за второй. Результат: из тридцати пяти поступивших защищаются шестнадцать – восемнадцать. Надо продержаться. И не умничать на первых порах. Не выпадать из роли «припозднившегося десятиклассника».

    И всё же бес меня дернул. Люди иногда пытаются сдать сессию пораньше – можно их понять, соскучились юноши по дому. И я туда же. Нашёл с чем экспериментировать. Замдекана, мать родная всем студентам, уважая мои «седины», деликатно предупреждала: «Зряшное дело затеял, история партии - это тебе не «начерталка»  какая-нибудь…». Ну, я отличаюсь неосмотрительностью с детства: мол, везёт же пока. Этот «преждевременный» экзамен был очень похож на сегодняшние заказные суды: да, хоть что вы ни говорите, да, пусть у вас хоть три алиби, а все равно вы виновны… И никакие присяжные вас не спасут. Заказали: «Сидеть!» - будете сидеть. Вот и я: ответил на все вопросы билета и на все двенадцать дополнительных… А над тринадцатым (!) задумался. А?!.. Идите, голубчик, готовьтесь, в сессию придете. Как положено…
   
    …Всё! Наконец-то, эта жуткая «первая сессия» позади, и я - на крыльях – в любимый город Улан-Удэ!

    Вовек не искупить долги, что огромным комом, горою выросли у меня перед моими друзьями-коллегами. Это была спецоперация по мощнее «берлинской». Месяца не прошло, и неприступный бастион из контрольных работ, курсовых проектов, зачетов и экзаменов за последний семестр «политеха»  успешно преодолен. Ура! И слава, вечная слава  Большой Дружбе Больших Друзей!

    Надо выходить на дипломное проектирование. И тут соломка лежит. Одно к другому. Прекрасный, уникальный «Проект... полуавтомата для ... обработки давлением заготовок обруча катания стальных бочек…» у меня уже готов! И даже отмечен премией НТО им. А.Н.Крылова. Только оформи его, как требуется. Стальные бочки тогда были в ходу. Их же порожними по тундре не собирали – не бутылки, чай… А сбрасывали с вертолетов полными – потому и жёсткость требовалась... и обручи   соответствующие... Тему мне утвердили "на раз".

    На том и закончилось моё везение. Как ни быстро я действовал, а недельки на три с каникул-то подзадержался. Времени приготовить приказ об отчислении декану хватило. Я, как человек идеалистического склада, наивно верил в торжество "светлых целей", в их приоритет по отношению к "средствам". Мол, признаю, виноват, так не для себя стараюсь – для Родины. Ей ведь нужны специалисты с комбинированным образованием? Вот я и подсуетился.   
    Смешно. Вернее, не смешно. Вы бы посмотрели на выражение лица уважаемого профессора архитектуры, чемпиона области по лыжным гонкам, лауреата премии Совета министров…
    - Нет, я по-человечески тебя понимаю…  Но, не положено. По закону – не положено.      
    - Я же, как лучше…
    - И я – как лучше… Лучше тебя отчислить сейчас, а потом снова принять, так годика через два, чтоб всё по закону. Где это видано: в двух институтах одновременно! Многостаночник. Это тебе не на заводе, понимаешь…

    Спасибо замечательному человеку, тогдашнему проректору по учебной части А.Э.Коротковскому. Именно, этому человеку я обязан самим фактом обретения желанной профессии. Вряд ли мне достало б воли на «дубль – два». И, если уж говорить о маяках, по которым нам приходится «сверять жизненный курс», то во всей этой истории меня «окружили заботой и теплом» огромное количество людей. И преподаватели, и мои друзья-студенты, и просто случайно встреченные люди…  Сколько эпизодов, сколько примеров взаимовыручки, альтруистических отношений, простой мужской дружбы, творческой щедрости… Никто никому не завидовал, все были рады успехам ближнего и переживали чужие неудачи больнее, чем свои.

    Но, ради исторической правды, замечу: чиновники и в те, относительно вегетарианские времена отличались агрессивной позой: или, молча и высокомерно отказывали, или подобострастно и сиюминутно угождали, очень тонко чувствуя «зов времени» и мнение начальства.

    Не буду утомлять читателя подробностями  моей "двухстаночной" учёбы. Всё получилось. Я в один год успешно завершил первый курс архитектурного института и защитил диплом инженера-механика. Но, есть один нюанс,  который, по моему убеждению, заслуживает "показательного"  раскрытия.
 
    Как это нередко случается, на одной из кафедр образовалось "противостояние" между двумя преподавателями. Обычное дело: новаторство против "здорового консерватизма". На чьей стороне студенты, понятно. Кого поедают, тоже понятно. Я тоже не в стороне. Единственный, по-видимому, способ защиты в те времена – коллективное письмо – в профком, партком, ректорат... Хотя, практика "всех времен" показала: это все равно, что коллективная жалоба овечьего стада на противозаконные действия наглого волка, притесняющего ягненка, поданная тому же волку. Ну,  так все было устроено. А сейчас? Очень похоже? Только вместо парткомов суды, прокуратура, полиция, а результат тот же. Но, мы сейчас не об этом. Мы о том, каким боком вышло мне это «проявление солидарности», которое, как и водится, ничем нашему «подзащитному» не помогло – в результате череды манипуляций его, непокорного новатора, все-таки, уволили...

     Так, пришло мне время (уже вот-вот тридцать пять) готовиться в аспирантуру. И кафедра – «за», и проректор – пожалуйста. Я уже и с английским договорился, руки потираю. И тема поспела, и руководитель - пожалуйста… А начинается все там же, где легко может и закончиться… Как с историей партии. Кого бы вы думали, вычеркнул из списка на кандидатский минимум секретарь парткома? Правильно, того, кто был «против соответствующей линии». Как раз я там один такой и оказался. Заведующий выпускающей кафедрой, прекрасный человек, очень меня  понимал и поддерживал. Он  пожал плечами: прости мол, но,  куда  «рулевой», туда и команда…

       Вот и вся история... с "профессиональной реинкарнацией". «Спохватился» я «почти во время". И результат – по ситуации, тоже - «почти» отличный.

       Очевидно, что хороших людей в мире гораздо больше половины, но, эта «меньшая» половина как-то умудряется занять «господствующие высоты» и всё лучшее, задуманное прогрессивным и вполне порядочным большинством, обязательно испортить. Такой вот коллективный «плохиш».

       Лето, 2012