Правовой мистицизм

Евгений Габелев
В ЧЕМ ПРАВО?


«Вся власть в республике принадлежит народу. Любое лицо, попытавшееся узурпировать власть, должно быть убито вооруженным народом»

Из конституции республиканской Франции, 1793 год


Вот так, со всей прямотой революционной правды. Власть наша, а всяк посягнувший жулик и вор будет убит. На совершенно законных основаниях. А потом родные узурпатора могут жаловаться куда угодно. Вернее, не могут. Потому что все по закону.


Завидуя достойным уложениям далекой Франции, и не имея в собственной отчизне вооруженных граждан, зададимся мыслью о сути права. В чем сила, и где правда? Каково предназначение закона? И что делать человеку, когда что-то не так?


Тем более, коллизии отечественной жизни с настойчивостью, заслуживающей лучшего применения, ставят нас перед дилеммой: поступать по совести, или по закону. И пример революционных граждан Франции убеждает пока далеко не всех.


ПРАВОВОЙ МИСТИЦИЗМ


«Закон есть свободное и торжественное выражение общей воли; он один и тот же для всех как в том случае, когда оказывает покровительство, так и в том случае, когда карает; он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу, и может воспрещать лишь то, что приносит обществу вред»

Из конституции республиканской Франции, 1793 год


Обернув взор с далеких краев на родную землю, найдем в умах соотечественников странного кентавра. Верхняя его часть являет собой вопиющий правовой нигилизм, сиречь непоколебимую уверенность в необязательности любого закона.


Основанием же нашей химеры окажется столь же иррациональный правовой мистицизм. То есть истовая убежденность в некой магической силе, изначально присущей закону. В силу которой он всегда прав, а исполнение его непреложно.


Да, он плох, а иной раз и совершенно дик, а результаты его того хуже, говорят они. Но это Закон. И от слов тех опускаются стыдливо глаза, и предательски дрожат руки, минуту назад грозно сжатые в кулаки. Они верят, что закон это бог.


ПРАВОВОЙ РЕАЛИЗМ


«Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Эти права суть: равенство, свобода, безопасность, собственность»

Из конституции республиканской Франции, 1793 год


Однако, рассмотрев объект нашего исследования со всем вниманием, и изучив его корни, а так же распутав весь исторический путь, обнаружим нечто удивительное. И тогда нашему пытливому взору откроется, что закон это не бог, но бес.


И орудия его власти над нами суть насилие, ложь и соблазн. От века право вырастает из силы, и решимости применять ее по своему усмотрению. И не имеет иной основы. Впоследствии насилие заменяется более тонкими рычагами, не меняя сути.


Из чего совершенно не следует, что все законы должны быть попраны сапогом восставшей черни, и сама память о них истреблена из памяти. Это досадная иллюзия, принесшая немало бед. Не надо гнать беса. Надобно научиться ездить на нем верхом.


ПРЕСТУПНЫЕ ЗАКОНЫ


«Невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительств»

Декларация прав человека и гражданина. Франция 1791 год


В странах с сильной правовой культурой, искусных наездников, выучившихся усмирять бушующий закон, называют адвокатами. Подобно древним ковбоям, оседлавшим быка, эти парни ловко направляют архаичную силу права в нужную им сторону.


Их искусство и власть над обычными людьми столь велики, что последние считают их за слуг дьявола, о чем имеют обычай снимать приключенческие фильмы. Однако, в краях, от тех стран далеких, все иначе. И их гражданам не до шуток.


Потому что сами законы там вполне могут оказаться преступны. Хотя и не все. Но наряду с вполне дельными уложениями кодексов, регулирующих гражданские и имущественные отношения, среди них присутствуют и другие. И задача у них иная.


ЗАКОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ


«Граждане, против естественных и гражданских прав и свобод которых направлены действия тиранической власти, имеют право сопротивляться ей вооруженной силой»

Из конституции республиканской Франции, 1793 год


Тираническая власть, опирающаяся на собственную волю править, и не имеющая иных оснований правления, часто стремится их создать. Связано это с важностью соблюдать приличия, и не дразнить людей, коим и без того не сладко.


Тогда власть принимает законы, согласно которым ее власть, и все законы ее, являются законными. А любой протест и возражения суть нарушения закона, подлежащие законной каре. То есть закон становится орудием преступления.


И это значит, что преступление становится законным. Теперь, с этого мига, сам гражданин решает, что есть закон, и на что он отныне имеет право. Потому что тираническое государство ставит себя вне закона. И поступать с ним можно по своему усмотрению. По возможности, не забывая при этом о разуме.


…………………………………………


ПРИМЕЧАНИЯ И СООБРАЖЕНИЯ


«Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, либо к отказу от них»

Конституция Российской Федерации, ст.29


Данный текст является вольным исследованием отдельных положений первой конституции Французской Республики, и лежащих в их основе идей. Соотнесения с российскими реалиями не предусмотрены автором, и находятся на усмотрении читателя.


Текст является социально-психологическим анализом, и не содержит призывов к неисполнению действующих законов, свержению законно избранной власти, либо насильственным действиям в отношении ее представителей.


Вместе с тем автор с уважением относится к мыслям и чувствам читателя, равно как и к его частным решениям, и предпринятым по собственной инициативе поступкам, сколь бы экстравагантными они ему ни показались при иных обстоятельствах.