Метрополия. 15. Невcкий проспект

Кирилл Кособрюхин
 Станция «Невский проспект», была значительно больше других, которые я видел, имела три платформы с  двумя железными лестницами под потолком для перехода.
 По оформлению, она мало отличалась от других, разве, что на стенах было много рекламы, висело несколько огромных экрана, по которых крутили, какие то, короткие ролики и новости.
 Перед лестницей к экскаватору, висели указатели с переводом на английский язык; «к Центральной линии», «к Надводной линии», «к Удельной линии», «к Царскосельской линии».
 
- А что, это за линия «Надводная»?

- Это знаменитая первая линия метро, построенная в 1921-ом году, она проходит по виадуку над Фонтанкой и Обводным каналом. Очень интересна для туристов,  так как, ты  проеззжаешь, любуясь из окна, до уникальности красивыми видами, по обе стороны Фонтанки. Возникает иллюзия, что ты, как бы пролетаешь над городом, на высоте 3 этажа. Мы сегодня  можем покататься. Раньше она была частью «удельной линии», пока не построили подземное метро, по которому мы сюда ехали.

- Не понял.

- Раньше эта линия шла дальше над Фонтанкой, потом над Невой через «Троицкий мост» и дальше, как трамвай по Каменноостровскому проспекту, через «Приморский вокзал»,  до конечной станции «Удельная». Отсюда и название «Удельная линия».
   
 Мы стали подыматься, по эскалатору, на выходе мне пришлось снова опустить в автомат турникета билет, а Нина приложила к нему пластиковую карточку, как делало большинство пассажиров.
 
 На выходе, вестибюль станция был небольшим, в точности, как у привычного для меня «Невского проспекта». Но, к моему удивлению, мы вышли не на «Канал Грибоедова», а в совсем другом месте.
 
 Перед моими глазами, возникла река Фонтанка, а слева, метров в двухстах, Аничков мост. Справа, вдоль берега,  над поверхностью реки, возвышался виадук с узкой платформой, вдоль которой стоял поезд метро, состоящий всего из двух  вагонов, связанных между собой сцепкой-гармошкой, как у трамвая или автобуса.

  К платформе, можно было подняться по железной лестнице, или на лифте, который шёл, с подземной станции метро. Всё было огорожено ажурной, старинной решёткой, сверху висели старые фонари-светильники.

 Это  сооружение, вызывало двоякое чувство. Оно было похоже на длинный мост,развёрнутый как бы наоборот, вдоль реки. Но это не губило пейзаж, вписываясь в него благодаря ажурным решёткам, как на мостах, с украшениями в виде венков, вокруг двухглавых, позолоченных орлов.

 Габариты сооружения не ощущались, оно казалось визуально «воздушным», при взгляде была иллюзия, что его можно легко демонтировать и убрать. Также было очень интересно смотреть на него.
 
 С другой стороны, Фонтанка выглядела по-другому, не такой широкой, как раньше, трудно было представить на ней корабли, из-за опор в воде. Панорама имела индустриальный акцент, не очень гармонирующий с классическими фасадами домов. Поезд, был также красив, как старый трамвай, отъезжавший свой срок. Я подумал, что я никогда не привыкну жить с этим виадуком здесь.

 Выйдя на набережную Фонтанки, которая была пешеходной, мы повернули в сторону Невского, где я увидел ещё более удивительную картинку.
 
 Невский проспект, начиная от Аничкого моста, был пешеходной зоной. Посередине проспекта, были проложены трамвайные рельсы, и стояли как взятые, со старых открыток столбы, державшие контактные провода над обоими путями.
 
 Издали, тротуарный бордюр  лишь символически ограничивал трамвайные пути от пешеходов, вместо асфаотовой проезжей части и плиточных тротуаров была великолепная, старинная, булыжная мостовая.

 По ней шёл довольно редкий поток людей, в модных, ярких, цветных одеждах. Мне неожиданно вспомнились чёрно-белые открытки столетней давности, где большинство былл преимущественно в угрюмых, военных френчах или почти одинаковых чёрных пальто с котелками на головах. 

 Без автомобилей, Невский был, странно тихим и немного пустынным. Я услышал, похожий на звон колокольчика звонок.

- Лёш, посмотри, какие у нас трамваи ходят!

 Я обернулся назад и увидел небыстро едущий, старый вагон, 50х или может быть более ранних годов, с открытой задней площадкой, на которой, уцепившись, как обезьяна за поручень, свисал кондуктор в фуражке и мешковатой синей форменной тужурке.
 
 Это было похоже на декорации для съёмок исторического фильма. Осталось только, запустить стажёров в одежде начала века и извозчиков.

 Идя по мостовой, я заметил, что тротуарная зона была выложена из более светлого булыжника, а из тёмного, была вымощена проезжая часть, шириной в одну полосу, по которой вероятно, в случае необходимости, допускалась возможность проезда транспорта.

 Поребрик вдоль трамвайных путей, которые лежали на сантиметров пять ниже мостовой, был окрашен в белый цвет и имел через каждый метр, жёлтые светоотражатели, которые,  ярко светились от трамвайных фар.

 На изящных, старинных трамвайных столбах, вытянутой вверх, крестообразной формы, с литыми завитушками на оконечностях, висели таблички «проход по путям запрещён» на русском и английском языках. Перед ехавшим трамваем, метров за 50 впереди, загоралось ещё и электронное табло «внимание трамвай», которое сопровождалось звуковым сигналом, напоминавший часто звенящий колокольчик.

 Крадучись, непосредственно за трамваем, проехал «Мерседес» Е-класса, с шашечками такси.
 
- А таксист, что правила нарушает?

- Автобусы и такси могут ездить по трамвайным путям,- это тоже их полоса, притом такси может даже заехать на пешеходную зону для высадки пассажиров. Вон там, у них стоянка.

 Прямо перед нами, на части мостовой, из тёмного булыжника, я увидел жёлтый столбик в синюю шашечку, со светящейся буквой «Т» и телефоном под стеклянным колпаком.

 Через несколько секунд, снова зазвонил колокольчик, на этот раз проехал более современный вагон, с широкими, нормальными дверями вместо открытой задней площадки.
 
- У вас не только старые трамваи ходят?

- Раньше старых много ходило, поскольку в центре может ходить только один вагончик, так как длинные трамваи сильно выносит на поворотах. Потом, с 2000х годов, их не могли больше ремонтировать и стали постепенно заменять на современные, заодно упразднив работу кондуктора. Последние  пять лет,  старые трамваи стали редкостью, а они очень удобны,
 во-первых, в них можно было входить и выходить через открытую площадку, на любой остановке, на светофоре, сзади раньше были места для курящих. Мы можем потом проехать на таком вагончике остановку. Я помню, раньше в детстве, ещё ездили двухэтажные вагончики, мы дети, обожали ездить впереди, на втором этаже. Но, двухэтажные трамваи почему то, вскоре убрали с линий, в начале восьмидесятых. Говорили, что у пассажиров было много травм, из-за падений с лестницы.
 
  Все здания вокруг, были мне до боли знакомы как частичка прошлой жизни. Рекламные вывески, были частыми, сравнительно небольшого размера и помещалась между окнами этажей,  в соновном, на них фигурировали названия фирм и магазинов, располагавшихся в здании.
  А с крыш,  на меня надменно смотрели, крупные логотипы, знакомых международных концернов. На первых этажах, почти в каждом здании, либо было кафе или ресторан, часто широкий вход в магазин с выставленными на улице лотками с товаром.

  Такое впечатление, что внутри торговых зданий не было перегородок, через окна вторых и третьих этажей хорошо были видны светлые и просторные залы уставленные вешалками с дорогой одеждой.
 
 Я думаю, что в домах не было квартир, или их было очень мало, где-нибудь на последних этажах, так как в зданиях, если там не было большого магазина на пару этажей, то находилось множество офисов, судя по изобилию маленьких, золотистых табличек или современных красочных указателей с названиями фирм.
  В основном это были маленькие банки, адвокатские и страховые конторы, какие-то всевозможные агентства.
 
- Перед Рождеством, тут очень красиво, посмотри, как украшены витрины,- Нина рукой показала мне на бутик рядом.
 
 Изучая таблички на дверях, я такой красоты не заметил даже. Витрина, на которой была выставлена женская обувь, действительно была очень со вкусом украшена ёлочными игрушками, ленточками, мишурой, всё были одного, серебристого цвета с фиолетовым и синим оттенком. Помимо этого, были развешаны сапоги и туфельки из разных народных сказок.

 Вообще здесь любая витрина была оформлена оригинально, в концепции, библейских мотивов или сказочного леса Деда Мороза.
 
- Самые красивые витрины в Пассаже и в Гостином Дворе, куда мы сейчас идём. Там мы можем попить кофе.

 Чем дальше мы шли в сторону Гостиного Двора, тем больше народа, двигалось по Невскому. Большей частью это были неторопливые группы туристов с фотоаппаратами, которых можно было легко отличить по нелепым, мохнатым казачьим папахам, или по разноцветным шапкам-ушанкам, которые покупались явно в спешке, не для красоты и не под одежду, а от необходимости прикрыть чем-то голову от холода.

  На улице постепенно становилось пасмурно, пошёл снег, который ложился и тут же таял под ногами прохожих. Вдруг со стороны проезжей части мостовой, послышалось басовитое урчание мотора. Я оглянулся и увидел огромный «Rolls Royce» старинный, как из музея, благородного белого цвета.
 
 Он ехал с черепашьей скоростью, водитель в фуражке, приветственно махал расступающимся перед ним прохожим, сопровождающими автомобиль вспышками фотоаппаратов. Того, кто сидел в машине, не было видно, - задние окна были прикрыты шторками.

 Нина, как и я, повернулась в сторону машины, видимо такие, ездят здесь не очень часто.
 
- Это такси для нас? - шутя, спросил её.

- Нет, это скромный местный житель, у кого есть специальный пропуск для проезда к своему дому.

- Но я больше машин здесь не видел. На Невском что, никто не живёт?

- Почему, живут. Только тут они не ездят, а машины ставят на  задних улицах, или в паркингах. Для проезда по Невскому, надо купить очень дорогой пропуск и жить в доме с парадной. Хозяин «Роллера» видимо, всё это имеет.
 
- А что, разве здесь не могут проживать простые люди?

- Тут скромная, однокомнатная квартира под крышей стоит полмиллиона.

- А бывшие хозяева дворцов тут живут?

- Как это бывший хозяин может жить в бывшем доме?
 
- Ну, кого выгнали после революции.

- Из России никого не выгоняли, лишь немногие уехали, но через год-два вернулись. Сложнее было императорской семье, Николая II  cобирались судить, но так далеко дело не дошло, его выслали в Англию, где в  1939 году он умер. Его дочери Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, жили ещё долго в Лондоне, а Анастасия Николаевна, после окончания диктатуры Корнилова, приехала обратно в Петроград, вернула всю собственность семьи, создала монархическую партию, которая, правда видимых побед на выборах не одерживала, но имела достаточно много сторонников. Анастасия Николаевна, Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна были очень богатыми женщинами, - им досталась огромная собственность царя Николая II.

- А  кем стали их потомки?
 
- Стараются,  как бы жить обычной жизнью,  но они конечно известные публичные фигуры и им приходиться всю жизнь быть  под прицелом пера и камер журналистов. У семьи огромные богатства, в их собственности алтайские земли,  рудники, сибирские нефтяные вышки, предприятия, недвижимость. Они много занимаются благотворительностью,  через свои знаменитые „Русские императорские фонды“  поддерживают культуру, науку, спорт. Может ты слышал ?

- Нет, то есть да.

- Семья играет большую роль в жизни современной России.
   
- Типа как королева в Англии?
 
- Нет, конечно, у нас не монархия. Там королева символ государства, - у нас разумеется, - нет ! До этого всё-таки не дошло. Хотя когда в стране ничего не происходит, и особых новостей в мире нет, наши журналисты, так же как в Англии, любят писать о  личной жизни членов императорской семьи. А так, они для нас богатейшие люди в стране и мире, носящие  фамилию Романов, - до сих пор самая знаменитая фамилия в России.