Учреждение регентства

Медведев Дмитрий
Семейная жизнь: http://www.proza.ru/2012/07/18/1467


После «Рождения Людовика XIII» Рубенс создает полотно, запечатлевшее следующее важнейшее событие в жизни Марии Медичи: «Учреждение регентства». То есть хронологически эту картину от предыдущей разделяет почти десятилетие. Ну не отображать же праздность и распутство королевы, царившее в это время. Реально, пока Генри поднимал свою страну и опускал чужую*, улаживал внутрирелигиозные конфликты и преодолевал многовековую феодальную раздробленность через объединение в централизованное государство, и т.д, и т.п., Мария лишь развлекалась и транжирила средства казны. Чтобы как-то покрыть запросы дамы сердца, которая уже сидела в печенках, муж брался за любой, кажущийся прибыльным, проект. Думаю, если бы в то время было популярно зарабатывать на хранении ядерных отходов, то Генрюша занялся бы и этим. Вот тогда бы современные коренные французы не только радовались бы во всех смыслах обогащенному прошлому, но и, возможно, были бы более совершенными существами.

Самой Машке было наплевать, откуда черпается капитал. Экономила она только на совести, которой у Медичи было очень мало, а потребностей для непотребностей просто через край. Весь вклад в казну с ее стороны ограничивался серебром, добавляемым к волосам короля, когда тот просматривал счета непредвиденных расходов - то есть расходов, предвиденных женой. Зато есть и что самой вспомнить, и что историкам рассказать. Ведь это только для современного человека мечта прожить жизнь так, чтобы об этом знал Гугл, не знал Ютуб и на социальные сети не хватало времени, а для королевской особы такая судьба - банальная реальность. Все доброе и светлое для Франции Медичи творила незаметно, да так незаметно, что могла бы и не творить.

Собственно, на Париж она уже насмотрелась до тошноты, но, вопреки пословице, умирать все еще не хотела. Ей надоела ревнивая Генриетта с кознями и жалобами, типа, «твой муж нам изменяет». Начал надоедать первый фаворит Кончини, которому она все чаще закатывала истерики и выкручивала его "фаберже" - в моральном плане. Да и в отношении второго любовничка ее настрой был «хрен редьки не слаще»... хотя и длиннее, если рассуждать непосредственно об овощах. Вообще-то Марии и сам супруг был уже в тягость, впрочем, супружеские отношения были взаимны. Король давно уже спал с дамой валетом, потому что ему не хотелось перед ней козырять. Думаю, с появлением новой моды на молитвы старому веселому волшебнику декабрьские запросы Марии стали примерно такого характера:
- Дорогой Пер Ноэль, подари мне на Новый Год нового мужа, а старого забери себе в ишаки, поверь мне - он подойдет.**

Все это Рубенс опускает, отображая самое значимое, и в то же время приличное для Марии достижение. На картине «Учреждение регентства» король передает королеве глобус Франции (державу, за которою даже мне немного обидно), а молодой дофин наблюдает, как символ его власти буквально проносится мимо него. Видимо, няньки Щедрость и Рассудительность, стоящие подле Марии, не позволяют ему возмутиться при таком раскладе. А может, с младенчества принц был приучен к мысли, что сколько ни кричи о своих законных правах, все равно рот закроют какой-нибудь пустышкой.

Запуганный советниками по прошлой картине, на этом полотне Рубенс практически не использует символику, ограничиваясь лишь однозначной трактовкой. Мол, великолепный полководец и стратег идет на очередную войну, а верная красавица жена остается на гос.хозяйстве. Но если в отношении Генриха упомянутые эпитеты звучат без сарказма, то Мария к вышесказанному имела такое же отношение, как морская свинка к морям и свиньям. Более того, автор не рискует добавить привычные детали в виде мифических персонажей или полуобнаженных тел. Как говорится, обжегшийся на молоке, дует и на грудь.

Доведя до приемлемого совершенства последнюю собаку на этом полотне, Рубенс облегченно вздохнул. И вовсе не потому, что песик замечательно писался на фоне платья Марии. Главная причина удовлетворения мастера крылась в том, что половина работ уже была закончена, а половина уплаченной суммы еще не была потрачена. Однако к окончанию работы Можи и Ришелье готовят художнику сюрприз, поменяв первоначальные планы расположения картин. По новой идее*** теперь полотна должны были идти вдоль обоих стен люксембургского дворца, отображая полный сюжет по часовой стрелке (такой же порядок впоследствии был сохранен и в Лувре).

Сделав нехитрый перерасчет, Питер Пауль прикинул, что в последнем зале надлежит повесить всего три картины, и именно это помещение оказалось на редкость огромным. Делать нечего - картины надлежало писать на широкоформатных полотнах, создавая тем самым эдакий крупногабаритный триптих. Еще больше Рубенс «повеселился», когда две из трех повешенных картин заблокировали двери. Скрепя сердцем и ржавыми ножницами, пришлось делать надрезы на полотне, следы от которых видны по сей день.

Смерть Генриха Наваррского: http://www.proza.ru/2012/07/24/922


* Колонизация Бразилии и Канады.
** Пер Ноэль - с начала 17-го века, аналог Деда Мороза во Франции, только на осле и в деревянных башмаках.
*** Первоначально планировалось украсить одну сторону картинами из жизни Марии, а другую - прославляющие ее мужа в той же хронологической последовательности. После, предусматривалось разместить картины из жизни Генриха отдельно в другом крыле. В итоге Рубенс так и не закончил тот цикл.