1981 год. 22 мая. Иные времена, иные песни

Вячеслав Вячеславов
       Температура снизилась до +20,  два дня обтирался холодной водой, решил закаляться, но на третий день настиг страшный приступ невралгии. Всю субботу пролежал в расслабленном состоянии. В воскресенье встал здоровым, и, чтобы не потерять форму бегал 40 минут. Норма. Правда,  после вчерашнего, ноги были не в форме. Ничего, завтра наверстаю. Но с утра начался насморк, ломота на всю неделю.

Вчера вдруг решил взять справку для получения путевки в профилакторий. То никак не мог заставить себя встать утром, а  сейчас решился. Обычно с талонами к врачу проблемы не было,  на этот раз записался седьмым, и, когда подошла моя очередь, то оказалось, что талонов нет, кончились. От неожиданности я разозлился, стоило вставать такую рань, чтобы уйти несолоно хлебавши?!

Передо мной пожилому мужчине не досталось талона к дерматологу, и он с необычной легкостью нахамил медсестре, из-за того, что она невежливо ответила:

— Нахалка!

Она промолчала.  Я тоже раздраженным тоном стал выговаривать, что в шесть часов занял очередь.

— Что, на вас в Москву надо жаловаться?
— Обращайтесь в 338 кабинет к заведующей, — бросила она сердито, но не грубо. 

Я обрадовался. Это был выход. Я совсем забыл про заведующую невралгическим
отделением. У занявшего за мной узнал, что ее звать Лидия Ивановна Щукина.
Ровно в восемь зашел к ней и возбужденно изложил суть дела. Она спокойно ответила, что невропатолог всего один, естественно, — талонов не хватает. На мои запальчивые обвинения её медсестра сказала веско,  что не они виноваты в создавшейся ситуации,  что все врачи летом уходят в отпуск,  обращайтесь в горздрав.

—  Хорошо, я напишу в Москву, и пусть выясняют,  почему у вас нет врачей?
— Хорошо, я вас приму, — сказала вдруг заведующая. — Вы в какую смену работаете? Сможете прождать два часа?

Я согласился. Через полтора часа подошел к кабинету, а там уже очередь из больных. В основном радикулитчики. Жалко смотреть на них. Подумалось, что я, по-сравнению с ними, здоров, и зря отнимаю время. Очередь продвигалась медленно.  Через 45 мин я попал в кабинет и напомнил о себе. Она написала записку в регистратуру, чтобы прислали мою карточку. С этой запиской я пошел в регистратуру. Медсестре моя фамилия показалась знакомой, думала, что я записывался предварительно. Я напомнил, что мне не досталось талона. Через  минуту мою карточку принесли в кабинет и позвали.

— На что жалуетесь?
— Шейный остеохондроз и невралгия.
— Это я вам должна сказать диагноз,  а вы — что вас беспокоит.
— Мне уже пять диагнозов устанавливали.
— Разумеется,  сколько врачей, столько, и диагнозов.

Пока она листала мою историю болезни, я заметил на столе отпечатанное письмо: кому-то не было назначено лечение. Очередная "телега" на врачей. Вполне понятно решение заведующей не связываться со мной, когда я пригрозил. Хотя на самом деле, я бы этого не сделал, потому что понимаю, не врачи виноваты, а наша система.

Узнал, что каждую среду в 12 часов в регистратуре производится предварительная запись к невропатологу, то есть я не имел права жаловаться, так как  попасть врачу всё же можно. Но всего этого мне никто не сказал, и нигде об этом не написано, и я бы не вставал чуть свет.  Я сказал заведующей, что мне нужно только направление в профилакторий,  а от лечения толку мало. Она всё же выписала мне успокаивающие средства,  пустырник, валерьянку, элениум и ещё какую-то гадость,  мол,  пить перед работой и сном, так как  я перевозбужден и завожусь с пол-оборота.

Я усмехнулся. Если бы она знала, что окружающие считают меня самым уравновешенным человеком, и очень удивляются, когда я изредка все же взрываюсь. Я умею сдерживаться, и лишь, когда вижу, что нет необходимости в сдержанности, даю себе волю.

Почему надо было пройти полтора года, чтобы я написал письмо Коле и Яше? Раньше не мог. Несколько раз  примеривался, сочинял письмо в уме,  но не хватало какого-то толчка, и вдруг что-то произошло, сел и написал письма.

Сколько  раз я думал, что человек — это марионетка в чьих-то руках. Не обязательно божьих. Я и не верю в него. Разве что предположить некий космический Разум, действительно,  Творец нашей Вселенной. Но уж ему не нужны наши поклоны, молитвы, крещения, обряды, церкви. Это всё наша дурь. Он смотрит, что из нас получится? Погубим ли себя атомной войной? И не огорчится нашей гибели, начнет новый эксперимент, для которого вся наша миллионная история всего лишь двухчасовой объемный фильм. Ещё Брюсов писал про Вселенную, скрытую в атоме. В нашей Вселенной всё возможно, любые отклонения и завихрения, потому что бесконечна и бесконечно число вариантов «жизни и разума».

Когда видишь фильмы, которые выпускают по второй программе, то невольно удивляешься убогости человеческой мысли. Написаны гениальные романы, есть с чего брать пример, но нет, сценарист и режиссер предлагают убожество, наподобие "К черному морю" с Изольдой Извицкой в гл. роли. Фильму 24 года. Может быть, время так исказило? Нет, ведь и тогда были хорошие фильмы. Кто-то решил, что и такое сойдет. Кто-то кому-то сват, кум,  шурин, дал-взял,  и фильм на экране. Если книга плохая,  ее не читают, а по телевидению ждешь, не веришь, что такую муть тебе предлагают, и надеешься, что вот-вот покажут то, из-за чего и сделан фильм. Но фильм кончился и остается только досадовать на себя, что без толку провел время.

2 июня. Это не удивительно, что я заболел. Но, почему-то в это время болели почти все мужчины нашей бригады.  В эти дни газеты пишут об эпидемии легочных заболеваний в Испании, вызванной утечкой из бактериологического центра американской военной базы. Вирусы приготовлены для будущей бактериологической войны. Может,  быть, эти вирусы в ослабленном виде дошли до нас? Болею десятый день. Ломота прошла.

10 июня. Вчера бегал 49 минут.
Распределили квартиру по вызову. Дали всего девять квартир и все трехкомнатные,  из них только две по общей очереди, остальные по вызову. И что более радостно — в 11-м квартале, где я и хотел получить. За год весь квартал застроился, и эти дома последние.

На следующий день к концу рабочего дня позвонил Сирота, исполняющий обязанности и.о. цеха, а я уже был в раздевалке. Он разозлился и сказал:

— Мы тут рассматриваем, какую квартиру ему дать, а он раньше времени с работы уходит. Я тебя накажу. В каком году ты получил значок победителя соц. соревнования?

Я страшно расстроился из-за этого разговора, настроение упало. Недавно Гена говорил, что по гравийной дороге добежал до Старого города. И сегодня почувствовал, что злость поможет пробежать этот путь. Гена добежал до тупика и повернул обратно, а я решил посмотреть, в какой район Старого города выбежал?

Оказалось, в конец ул. Мира у троллейбусного кольца, недалеко автостанция. Бежал в своем темпе, не очень быстро, было жарко. Полтора часа. Поставил личный рекорд, за три года никогда так долго не бегал. Принял душ и решил пойти к Сироте, который жил в соседнем подъезде рядом с Геной, узнать, что там случилось, что они пересматривают очередь. Как я и думал, та женщина, которой досталась 38 кв. метров, пошла к Пересыпкинскому и сказала:

— Что, я хуже всех?

Она вторая в очереди по вызову, и только ей дали 38 кв. метров, остальным по 42 метра. После разговора с ним немного успокоился, но, всё равно, уснуть не мог. Пришлось принять димедрол. На следующий день был вареным, и в подавленном настроении. Ноги заметно побаливали после вчерашнего.

В воскресенье вместе с Властой поехали к Ладе в "Алые паруса". Это лучший п/лагерь,  но и там видна бесхозяйственность. Перила лестницы никогда не красились, штукатурка оббита. Ладе понравилось там,  все же она уже старше,  не то, что первый раз, когда обе плакали так горько, что пришлось забрать домой.

Мне уже давно хотелось купить радиоприемник, чтобы слушать вражеские голоса, но не получалось без ущерба для семьи, слишком много дыр. Но сейчас почувствовал, что можем позволить такое удовольствие, и Вика была не против.

Обошел все магазины Автограда. Выставлена на продажу только стереомагнитола «Вега» за 450 рублей. Дорогое удовольствие, чтобы просто слушать «голоса». В Старом городе та же самая картина. Словно все заводы Союза закрылись, и ни один не выпускает нужный мне приемник.

Лишь на Комсомольской улице возле рынка в деревенском магазинчике увидел радиолу «Урал» за 145 рублей. Цены не изменились за 22 года. Проверил работу. Чтобы единственный моторчик не ржавел, купил одну пластинку, что невольно привело к необратимым последствиям. Я не хотел снова начинать собирать коллекцию пластинок.

Но с этих пор, стоило мне зайти в магазин, как  отправлялся в отдел пластинок, и смотрел, нет ли там, что-либо интересного для меня? Мечталось купить Сен Санса. Но удалось купить Ольгу Басистюк, от которой давно был в восторге. Не пропускал пластинок Жанны Бичевской. Турчанка Нелифюр стала любимой певицей. Не пропускал классику, даже Чайковского, хотя его и прослушал только один раз. Нравилось обладание, возможность в любой момент прослушать. Это состояние известно каждому коллекционеру.

На день рождения Сергея Хлебникова купили ему компакт-кассету «Soni» за 10 рублей – это дневной заработок рабочего.
(После развала Союза цена такой кассеты снизилась до тысячной доли дневного заработка).

Мать прислала письмо, что ее хотят убить. Она понимает, что так насолила людям, что они готовы её убить. Но не понимает, что никто не захочет с ней связываться, себе дороже.

20 июня бегал 82 минуты по грунтовой дороге, параллельно той, которая идет к Старому городу, но до конца добежать не смог. Назад бежал с трудом,  заметно устал, два раза на подъеме переходил на шаг.  На следующий день не стал бегать и проспал до десяти часов, когда на улице уже было пекло. Температура +35. Ночью упала до +25. Ни ветерка. Из газеты "Труд" пришел уничтожающий ответ, что мои рассказы мелки по теме.

24 июня бегал 59 минут. Решил, пока не переедем в новую квартиру, бегать только в сторону медгородка, так как  потом уже в эту сторону не придется бегать,  буду осваивать новый район.

26 июня. Туда 27 мин, назад 24-51.
Сухарников спросил меня:

— В каком доме хочешь получить, в девятиэтажке или 16-ти?

Я вспомнил, что Вика говорила, что в 12-м квартале очень плохие девятиэтажки, старой планировки, кухня маленькая и лучше в 16-тиэтажке, чем такую,  поэтому я, думая, что дом дадут в 12-м квартале, сказал:

— В 16-этажке.

Сухарников немного удивился, но, улыбаясь, сказал:
— Постараемся твою просьбу удовлетворить.

Дома я рассказал Вике о своем выборе и получил нахлобучку, тем более узнали, что квартиры будут в 11-м квартале. Пришлось идти к Сухарникову и расписывать негодование жены, что она не хочет 16-тиэтажку. Он ничего не сказал.

Страшно раздражает, когда задерживают на проходной для проверки. Иногда не выдерживаю и начинаю выговаривать. Зря. Надо молчать. Трудно сдержаться, когда видишь нахальных охранников.

3 июля, второй месяц стоит жарища без дождей. Вчера вечером пять минут блистали молнии, грохотал гром, и, как из детской лейки, полил дождь, чуть прибил пыль и смочил верхний слой земли. Температура упала на десять градусов до +25, но в комнате так же душно.

Каждое утро обтираюсь холодней водой, и прислушивался к невралгии. Вчера решился, и переключил на холодную воду. Сегодня ухудшение состояния, не очень сильное, но слабость, сонливость и раздражимость. Видимо, хватит экспериментировать. Не получается у меня с закалкой организма.

Вчера пробегал 59 минут. На 13-й минуте привыкание к бегу, на 35-ой начинается усталость. Чувствую, что пока больше часа не смогу бегать. Нет легкости, может быть, потому что жара?

Месяца три назад изредка позволял выкуривать в день сигарету, и уже на следующий день чувствовал желание снова втянуться. Два последних месяца не курил ни одной сигареты.

22 июня на ДНД попросил у Шарохина сигарету "Родопи". Было очень жарко. Докурил без особого удовольствия, как было раньше, и вдруг почувствовал, что  весь мокрый, всё тело, руки, со лба течет. Догадался, что это реакция на никотин. До этого чувствовал себя нормально, и вдруг такое, удар по организму. Наглядный урок. Не нужно снова начинать курить.

Анатолий Костин месяц работал в третью смену, и, когда  вышел в нашу смену, стало особенно заметно, как он сильно поправился, заметен животик. А он спортсмен, играет в футбол.

Прочитал воспоминания Крылова, талантливый человек. Без осуждения говорит о взятках, мол, за особую плату человек делает тебе одолжение. За что же его ругать? Пожалеешь 500 рублей, потеряешь 5 миллионов.  А у нас сейчас сплошь и рядом теряется миллионы, так как  никто не заинтересован, полнейшее равнодушие. Особенно интересно читать про порядки в царское время. Он приводит в пример офицера, которому присудили шесть лет каторги, и лишь благодаря заступничеству Крылова и других чиновников, Николай II сменил приговор и велел освободить.

Этот офицер хранил революционную литературу. Много примеров, как жулики облапошивали государственных чиновников и те выплачивали им большие суммы на бесперспективные изобретения. В такой обстановке настоящему изобретателю трудно пробиться. Крылов называет Ньютона величайшим математиком всех времен и народов. Восхищается Наполеоном и его деятельностью до того времени, как он стал императором, деспотом.  О себе написал скупо, почти ничего.

За июль я почти ничего не написал, даже не притрагивался к рукописям. Надеюсь, в квартире будет лучше. О квартире думается как-то отрешенно и равнодушно. Хороша ложка к обеду. Радость была бы два года назад, а сейчас уже всё перегорело. Уходя на работу, попросил Владу закрыть за мной дверь. Она недовольно что-то проговорила.

— Неужели тебе трудно закрыть дверь? — возмутился я.

Она молчала и спокойно смотрела на меня. И не поймешь, что из них выйдет, если сейчас так себя ведут? Власта первый день как дома, и уже у них ссоры, споры, драчки.  Друг на друга сваливают незначительные обязанности. Устаю с ними спорить и заставлять, легче самому сделать. Ни о чем не задумываются. Всё время надо говорить, что нужно сделать:  почистить зубы, навести порядок после игры.  А я им нужен только тогда, когда им что-то нужно. Эгоизм. Вечная проблема отцов и детей.

Моя мать обиделась, когда они не вышли из комнаты в прихожую, чтобы проститься, потому что у них в это время была подружка, и они увлеклись игрой. Сколько раз такое же равнодушие наблюдал и к себе, но не обижался, понимая их состояние.  Невольно на ум приходила история с Дэзи. Какой она была беспечной, безалаберной, шаловливой, и как сильно изменилась после того, как ее оставили в Старом городе.  Две разные собаки.

Эта узнала, что такое потерять хозяев,  настрадалась за сутки, и после этого стала бояться далеко отходить от нас. Может быть, подобная метаморфоза произойдет и с ними,  но для этого нужна встряска. Без нее они так и останутся замороженными.  Зачем к чему-то стремиться, прилагать усилия,  когда и так всё есть,  и больше ничего не надо. Вернее, хочется, но колется.  А если колется, то можно и без него обойтись.

5 июля бегал 59 мин. Думал: пока я бегаю, я здоров. Перестану бегать, лишь, когда заболею.


13 июля проснулся в семь. Температура +23. В восемь выбежал. Пока добежал до леса, вспотел. В лесу прохладно, и все время бега по лесу ощущал холод. 55 мин.

Через три часа начало клонить в сон, равнодушие, лень. На следующий день понял — приступ невралгии. Долго не мог проснуться, лень вставать, тем более бегать. Через три часа после небольшой прогулки за хлебом, обессилел и лег подремать. Сегодня боль чуть утихла, и я бегал 46 минут в надежде, что завтра наверстаю. После завтрака приложил к шее перцовый пластырь.

18 июля. Долго примеривался к новой трассе, чтобы по новому пути добежать до Старого города, и только сегодня почувствовал, что смогу добежать. Туда за 41 мин и назад столько же. Температура +30, но в лесу прохладно. Чтобы не замерзать, надел майку с рукавом. Проснулся в семь утра, купил три литра молока, и в восемь выбежал. До часу смотрел телевидение, потом пошел развешивать объявления о продаже пишмашинки, решил избавиться, не печатает много знаков. Порочная конструкция, или кривые руки делали ее.

Правильно писали в газете, что "Москва" самая плохая машинка. Нужно поднакопить и купить хорошую машинку. Развесил 12 объявлений. Купил пластинку, пришлось отнести домой и отсюда поехать в Старый город. Узнал, что компрессоры для аквариумов будут в начале августа.  Зашел в магазин "Мелодия". Свободно продавались цветные телевизоры "Лазурь". Обидно стало, что у нас ещё нет. Красота. Купил две бутылки растворителя, накладной замок и глазок.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/02/02/1577