Теодор Рошак. Киномания

Оксана Аболина
Если бы Умберто Эко имел подмастерьев, которые развивали бы отдельные темы для его фантасмагорических романов, Теодор Рошак вполне мог бы подвизаться на сей ниве. Его «Киномания» характерное произведение в стиле школы Эко. Однако, в отличие от некоторых бездарных поделок, имеющих в своей основе теорию заговора и использующих околорелигиозную и оккультную тематику, книга Рошака талантлива. Она написана живым, богатым метафорами языком, грамотно построена композиционно и перенасыщена информационно. Главный её недостаток – вторичность. Впрочем, в данном случае вторичность можно воспринимать не как недостаток, а как достоинство. Если принять произведения Эко как некую культурную нишу, то «Киномания» Рошака целиком и полностью вписывается в эту нишу и развивает её в определённом направлении. По названию романа понятно, что это направление – тема кинематографа.

«Кинофильм — это размазанный по ломкой ленте жидкий бульон иллюзии».

Некий студент, а впоследствии киновед Джон Гейтс рассказывает читателю о том, как он пришёл в кино, как развивался его вкус под руководством опытной любовницы подруги - директрисы кинотеатра, как он увлёкся забытым немецким режиссёром Максом Каслом, бесследно исчезнувшим в 1941-ом году. Макс Касл снимал малобюджетные, на первый взгляд низкопробные ужастики, наполняющие зрителя ужасом и ощущением нечистоты. Изучая творчество Касла, Гейтс узнаёт об оптических иллюзиях, которые использовал режиссёр при съёмках и монтаже плёнок. Клубок расследования катится всё дальше и дальше, пока не приводит к рассказу о всемирном заговоре и готовящемся армагеддоне…

Рошак рассматривает кинематограф не только с искусствоведческих (а он и их глубоко и скрупулёзно копает), но и с мировоззренческих позиций. Для его героя, кино – источник, вернее, проводник зла. И хотя присутствует момент, когда речь заходит о том, что любое зло, даже войну, можно превратить в искусство, а значит, и в кино ориентироваться прежде всего на дуалистическую противоположность зла - добро («Все это искупается в руках Чарли Чаплина, Орсона Уэллса, Жана Ренуара. Потому что у них золотые сердца.»), но в целом роман о том зле, которое скрыто в потенциальных возможностях кинематографа.

Забудьте про 25-ый кадр. Вообразите, что режиссёр обладает доселе неведомыми, скрытыми оптическими средствами воздействия на сознание зрителя, эти способы фантастичны, но при определённой технике и желании вполне реализуемы, и Рошак их много и подробно описывает. Следующий шаг – понимание того, что если оптическая иллюзия может влиять на мысли, чувства и поведение людей, значит, вполне возможно, есть те, кто заинтересован в использовании этого способа манипулирования людьми. А если есть те, кто заинтересован в том, чтобы манипулировать людьми с помощью кино, значит, вполне вероятно, существует целая система, направленная на это. Эта идея лежит в основе сюжета романа.

Если охарактеризовать «Киноманию» совсем кратко, можно сказать, что это один из лучших интеллектуально-фантастических детективов нашего времени.

Несколько отрывков:

«Я была готова поверить, что в фильмах есть что-то сверхъестественное — обаяние, магия, нечто демоническое. Они так завладевают твоим вниманием — они сжирают тебя живьем. Кино — это не только кино. И тут появляется этот сумасшедший старый идиот… может, для того, чтобы увидеть демоническое, и нужен сумасшедший, а может, он на этом и свихнулся — прозрев страшную истину. Как бы там ни было, но он говорил… Что он говорил? Он говорил, что в этом искусстве есть отзвук какого-то космического противостояния. Между чем и чем — одному богу известно. Для меня не имело значения, какими словами ты пользуешься — Добро и Зло, Жизнь и Небытие, Эббот и Костелло. Главная мысль засела мне в голову, она просто… засела там. Не то чтобы я хотела в это верить. Но я знала, что чувствую его — оно проникало в меня из промежутков между кадрами. Я никогда не пыталась облечь это в слова, никогда не хотела говорить об этом. Но я знала.»

«На их языке это называется voluntas et potestas. Воля и власть. То, что вам известно сегодня, относится к одному фронту — к борьбе за распространение voluntas, воли к самоуничтожению. Они избрали для этого кино. Наилучший способ просочиться в умы людей, заполнить их нигилистическими образами, ослабить их желание жить… Но как этого добиться? Как уничтожить физическую основу жизни — цитадель Бога Тьмы? Конечно, отцы-основатели в Героне не имели об этом четкого представления. Они знали, что на это потребуется не один век.»

«У нас началась Эпоха вседозволенности. Границы вкуса и разума рушились повсюду. Так почему же я должен был сомневаться в том, что если будет изобретено средство, позволяющее принести порно и кровь рекой в каждый дом, то это не будет сделано? Возможно, изобретатели из числа сирот уже вовсю работают над этим проектом. А когда придут новые Темные века и уляжется пыль, поднятая их наступлением, то все увидят маленького, белого, как снег, и с розовыми, как у кролика, глазами Антихриста, Саймона Темного, который протягивает всем жетончики с кошмарами, рожденными его больным воображением. До сего дня только я один из неверных, не принадлежащих к узкому кругу избранных катаров, знал об этом пришествии новых времен. И что же ты собираешься с этим делать, профессор Гейтс, ты, единственный, кто может рассказать всю историю кино — от Люмьера к Данклу, от света к тьме? Или тебе уже все равно?»