Поле битвы - наши души

Борис Виленский
                ПОЛЕ  БИТВЫ  -  НАШИ  ДУШИ



     Совсем недавно познакомился с прозой Валерия Хатюшина. До сей поры я знал его как поэта, чьи стихи всегда вызывали отклик в душе, потому что это была хорошая лирика, а не пустое самокопание. И гражданское звучание его стихов твёрдое и весомое. Часто поэты не афишируют своё занятие прозой. Может потому я поздно познакомился с прозой В. Хатюшина. Его роман «Поле битвы» как-то сразу захватил меня. Я погрузился в знакомую до боли атмосферу, которая давно будоражит всех, кто не согласен с нынешней системой развала, коррупции и духовного обнищания русского народа. Я говорю о русских потому, что остальное меньшинство хорошо пристроилось в органах власти, в бизнесе, в СМИ, в медицине и в юриспруденции. А это как раз все ключевые позиции в государстве.
Герои романа простые русские люди, которые не смирились с существующей системой. Царящее вокруг равнодушие идёт от неверия народа в то, что власть как-то может изменить их жизнь к лучшему и что «народные» избранники выполнят свои предвыборные обещания. Это неверие граничит с унынием. Если вспомнить героев русско-славянского эпоса, то они всегда одерживали победу в открытом бою, на поле битвы, но очень часто становились жертвами обмана и предательства. Русскому характеру присущи открытость и доверие.

   Главные герои романа Николай Иванов, Евгений Никодимов и Александр Погудин принадлежат разным поколениям, но их объединяет одна любовь к Родине, одна беда и одна идея. Николай Иванов – строитель и начинающий литератор. В его судьбе много реалий не только из жизни людей моего поколения, но и самого автора. Это поколение ещё верило в коммунистические идеалы, и власть использовала их. Эти парни работали на комсомольских стройках, верили, что их труд необходим Родине. Они мирились с бытовыми неудобствами, а часто вообще с отсутствием каких-либо удобств, помня о том, что Павке Корчагину было ещё трудней. Также трудились наши отцы и деды. Ныне плоды их труда присвоили проходимцы, ворьё и предатели. Николай Иванов – собирательный образ поколения 70-80-х. Другой герой романа, Евгений Никодимов, физик, доктор наук, участник Великой Отечественной войны. Он тоже «лишний» человек для власти, потому что его наука не приносит быстрой выгоды. А выгода поставлена сейчас выше долга, чести, совести. Да и к ветеранам отношение как к досадному балласту. Ведь их понятия несовместимы с духом наживы. Третий герой – писатель, поэт, Александр Погудин. Он тоже неудобный для власти человек, поскольку своим пером возбуждает «чернь», как издавна принято считать народ теми, кто присвоил себе право распоряжаться чужими жизнями, общественным достоянием. А Слова власть боится, как чёрт ладана. Поэтому не удивительно, а скорее логично, что Погудина убивают в конце романа. Ведь убили же С. Есенина, П. Васильева, Б. Корнилова, А. Ганина, Н. Гумилёва. Дальше нет смысла продолжать скорбный список. А сколько судеб было изломано, растоптано, исковеркано.

   У читателя может сложиться впечатление, что автор романа против власти, а его герои какие-то анархисты-черносотенцы. Но всё дело в том, что автор не против власти вообще, а против власти антинародной, антирусской. От такой власти страдают не только русские, но и другие народы России, в том числе честные евреи, не исповедующие культ золотого тельца, разврата и духовного падения. Они сами заложники Сиона. Разве не сионистская верхушка сдала Гитлеру сотни тысяч своих собратьев на заклание, чтобы подвигнуть остальных к созданию государства Израиль. Евреи, к сожалению, плохо это знают или не знают вовсе. Они всё время талдычат о холокосте, но никогда не говорят о десятках миллионов погибших русских людей, сербов, армян, китайцев и других народов. Вот что пытается донести автор до своего читателя. Разумеется, он не может равнодушно взирать на духовную деградацию русского народа – народа, который дал миру столько гениев как никакой другой. Он не может пройти мимо ужасающего социального расслоения общества, мимо спивающихся деревень и люмпенизации рабочего класса. Он говорит о разрухе в промышленности и в армии, которая должна быть опорой и защитой Русского государства.
Прочитав роман, у меня возникло чувство его незавершённости. Но это скорее моё желание, чтоб его герои одолели бесовскую силу, чтоб зажили по-людски, чтоб задышали полной грудью, чтоб человек мог гордиться не только своим прошлым. Если нет настоящего, то будущее видится в густом ядовитом тумане. Этого ли мы хотим своим детям и внукам? Именно за будущее наши деды и отцы сломали хребет фашизму, именно за будущее они рвали жилы на заводах и стройках. Книга прозы В. Хатюшина называется «Не изменяй себе» и это его девиз. Не изменяя себе, автор служит своему народу. В своей публицистике автор довольно жёстко расставляет оценки нынешней власти. Но власть сама вызывает ненависть народа своими действиями и несправедливостью, забывая о том, что терпение этого самого народа когда-то закончится. «Не буди лихо, пока оно тихо» гласит народная поговорка. Очень часто Запад обвиняет нас то в антисемитизме, то в русском фашизме, то в национализме. Пусть чаще глядят в зеркало. И если им достанет немного ума, то, может, что-то и увидят. Любой представитель своего народа в какой-то степени националист. Ну не хочет он быть американцем, не хочет! Вот и русские хотят, чтобы русская история не переписывалась в угоду чужому дяде, чтобы Русские Святыни не трогали грязными руками, чтобы наши дети говорили на языке Пушкина, Гоголя, Есенина, а не на интернетовском сленге. И так из паспортов убрали графу «национальность», осталось лишить нас русского языка и это будет полная победа сил Тьмы над силами Света.

   В своих публицистических статьях автор отзывается на многие события современности. А как ещё можно высказать своё отношение ко всему происходящему, ведь власть ослепла и оглохла или притворяется такой. Наше поколение уже не свернуть с пути, не обратить в чужую веру, нам не навяжут чужие ценности, но молодёжь, выросшая в годы так называемой перестройки, не знает ничего другого. Да и откуда они могут почерпнуть знания, если образование скатилось на самый низкий уровень, по телеящику сплошной гламур, убийства и разврат. Читают навязанную им макулатурную литературу, которой до классики также далеко, как обезьяне до человека. Они не знают, что и в наше время есть интересные авторы, есть интересные книги. Увы, литература, призывающая к духовности, влачит жалкое существование и часто издаётся на средства авторов малыми тиражами. Хотелось бы, чтоб книга Валерия Хатюшина дошла до молодых читателей, протрезвила их, заставила думать, чтоб они перестали коверкать русский язык, чтоб ощутили свою принадлежность к великой культуре. Хочется также, чтобы власть прислушалась к тревожному голосу писателей и к своему народу, ведь они живут на той же отравленной земле, дышат тем же воздухом и под одним небом. Когда наступит катастрофа, не помогут ни деньги, ни административный ресурс, ничто другое.

                Борис Виленский