В гостях у Чехова

Валентина Вильчек
Сколько бы лет ни прошло со дня рождения Антона Павловича Чехова, его книги всегда будут лучшими друзьями читающих людей, а сам  он будет любимым писателем на все времена. 29 января   в очередной день рождения Антона Павловича мне хочется  поделиться с читателями  о посещении музея писателя в украинском городе Сумы, который был открыт в день его столетия. Мало, кто знает, что в 1888 и в 1889 годах семья Чеховых отдыхала в усадьбе Линтваревых, а родители, братья и сестра приезжали  каждое лето в Луку на отдых до 1912 года.

Мысль о том, чтобы поселиться в Украине привлекала Чехова с молодых лет. Был с ним согласен и отец Павел Егорович. В  семье Чеховых все дела  решалось сообща и на одном из семейных советов в 1888 году единодушно решили провести лето  в Украине. Друг семьи музыкант Иваненко убедил семью, что лучшего места, чем уютное поместье в окрестностях города Сумы  на берегу реки Псел, не найти.

ЛУка, где поселились Чеховы, сразу очаровала всю дружную и радушную семью. Усадьба с большим запущенным садом, с непременными для дворянских гнезд липовыми аллеями, со стройными  тополями выходила к  многоводной реке Псёл. В поэтические тона окрашивалось все, с чем сталкивался Чехов в первые дни отдыха.

-Уж очень у меня хорошо, так хорошо, что и описать нельзя, Природа великолепна, всюду красиво, простора пропасть, люди хорошие, воздух теплый, тоны тоже теплые, мягкие... Одним словом, вы не раскаетесь, если приедете,- приглашал Антон Павлович Владимира Короленко, которого очень уважал и любил.

У него постепенно налаживаются связи с местным обществом, Он сближается с хозяевами дачи Линтваревыми, людьми культурными, либеральных взглядов с украинофильскими симпатиями. Две дочери хозяйки имения Александры Васильевны - Зинаида и Елена были врачами, младшая Наталья закончила бестужевские курсы  и открыла у себя в усадьбе на собственные средства народную школу, где учила лучанскую детвору на родном украинском языке, что было в то время запрещено. Близкие дружеские отношения установились у Антона Павловича с Натальей. Через нее он получил возможность основательнее познакомиться с творчеством Тараса Шевченко. Своим человеком стала для всех членов чеховской семьи Наталья, и в будущем  не раз гостила у Чеховых в Москве, Мелихове, Ялте, о чем красноречиво говорят письма Чехова разных лет своим друзьям, в которых упоминается  ее имя.
 
О врачебной профессии Чехова население Луки узнало сразу, чуть ли не в день приезда новых дачников. “Доктор из Москвы” приобрел широкую известность. Писателю пришлось установить часы приема и привлечь  себе на помощь сестру Марию Павловну.

В лучанском поместье часто собиралась местная интеллигенция, устраивались вечеринки, домашние концерты, прогулки в лес, катанье на лодках. Чехов встречался с местными крестьянами, рабочими рафинадного завода, вел с ними разговоры, интересовался бытом. Подружился с крестьянскими детьми и просил в письмах брата  журналиста Александра присылать книжки для детского чтения.

 Часто гостили у Чеховых писатели А.Н.Плещеев, К.С. Баранцевич, А.С.Суворин, музыкант Большого театра, большой друг Антона Павловича М.Р.Семашко, артист П.М.Свободин. Тихий пригород Сум в начале лета 1888 года превратился в литературную колонию.

Летом 1889 года отдых был омрачен. От чахотки скончался   брат Николай Павлович Чехов, талантливый художник и музыкант. На кладбище сумчане хранят память о брате писателя, могила которого ухожена до сих пор.  Туберкулез, словно дамоклов меч витал над семьей Чеховых. Он сократил годы жизни любимого брата, да и гений Чехова угас, когда ему было всего сорок  четыре года.

Отдых в Луке иногда прерывался поездками. Чехов посетил Полтаву, Миргород, Тбилиси, Баку, Новый Афон, в Феодосии познакомился с художником Айвазовским.

После посещения сумского театра Чехова потянуло к драматическому творчеству. Чуть ли не за один день он написал водевиль “Трагик поневоле” и принялся за работу над пьесой “Леший”, на которую впоследствии  было много отрицательных рецензий, а с 18 октября 1899 года Чехов этому произведению дал другую жизнь. В новом варианте на старой основе появилась пьеса “Дядя Ваня”.

Лучанская природа, люди, с которыми общался писатель стали прототипами его героев и вошли в бесссмертное произведение “Вишневый сад”: из Луки в декорацию “Вишневого сада” перекочевала старая часовенка, прототипом Фирса был Григорий Петрович, работавший в доме Линтваревых, горничную Дуняшу автор списал с  горничной Линтваревых Ульяши. Впечатлений от окружающей обстановки было так много, что в переписке с друзьями он признается:

- “В голове кишат темы, как рыба в плесе”, ”чувствую сильное желание писать”

В Луке была  написана “Скучная история”.  Так сказал об этом рассказе  Томас Манн:

- “Это совершенно необыкновенная, чарующая вещь, во всей литературе не сыскать ничего похожего на нее, сила ее воздействия, ее особенность - в тихом, грустном тоне... Она потрясает; вдобавок она написана молодым человеком, которому не было еще и тридцати лет”.
Жизнь в Сумах подсказала наблюдательному писателю много сюжетов, образов, типов.

...Серым осенним днем мы с Аллой Евгеньевной ехали в Луку, ставшую в настоящее время частью города Сумы. За окном троллейбуса медленно проплывала бесконечная липовая аллея. Огромные деревья, кроны которых соединившись, создавали живую арку, помнили обаятельного веселого человека в пенсне.  Слева остались приземистые здания сахарного завода Герасима Харитоненко, словно сошедшие с рассказа А.Куприна “Как я хотел стать актером”, за кованой ажурной оградой  показались и исчезли корпуса военного училища, созданного  в 1899 году Павлом Ивановичем Харитоненко, сумским сахарозаводчиком по благоустройству и оснащённости не имевшему аналогов в стране.

Взгляд поражало обилие  остроконечных елей, кленов, рябин с красными гроздьями ягод на всем пути и яркая пестрота тысяч цветов.
 
В Луке по-прежнему, как и в конце 19 века, радовала глаз  чудесная  природа. Благодарные потомки сохранили усадебные флигели с мезонинами, а в двухэтажном здании с колоннами, в том самом, где жила семья Чеховых разместился мемориальный Дом-музей. Здесь все, начиная с деревянного крылечка, на котором по  вечерам любили собираться все члены семьи,  и, кончая каждым отдельным предметом внутри  дома, овеяно трогательными воспоминаниями об удивительном гениальном мастере слова, великом русском писателе Антоне Павловиче Чехове. В комнатах, скромно обставленных старинной мебелью, на стенах разместились картины, написанные по мотивам произведений мастера слова, фотографии с автографами писателей и композиторов. Сохранились предметы семейного быта: иконы, пяльцы с незаконченным вышиванием Марии Павловны, на фортепиано  покоится скрипка Николая Павловича. Возле кровати Антона Павловича на венском стуле разместился докторский чемоданчик, в котором он привозил из Москвы лекарства для своих сумских  пациентов, напротив, у окна его рабочий стол, на стенах афиши театральных постановок  “Чайки”, “Вишневого сада”,  “Дяди  Вани”

Сотни экскурсантов, многочисленные почитатели  творчества Чехова посещают в Сумах чеховские уголки, и  светлый образ замечательного писателя, полюбившего Украину, становится им еще ближе. Со светлым чувством покидали мы дом, где  проводил дни   летнего  отдыха и встреч с сумчанами  великий русский писатель.