Образ цесаревича Николая Александровича в иконе

Сергей Куракин
           По обе стороны от храма Спасителя предстоящие: слева – царский двор, справа – священнослужители. Первый слева, одетый в символически тёмный костюм с крестом, в знак трагедийности образа, – цесаревич Николай Александрович, (будущий император Николай II). Не буду делать цесаревича в историческом образе, когда ему 15 лет. Пусть будет дитя. Дать Николая в историческом портрете, сгубить задуманное дело – иконописный образ. Чем меньше будет фигура, тем крупнее будет восприниматься. Его одежда будет — символический костюм Лейб-гвардии гусарского кадетского полка, шефом которого он и был. В руках – крест мученика, и вместе с тем — крест всего дома Романовых. К храму первый. Ростом не высок. Следом за ним в красной императорской мантии отец цесаревича – император Александр III, вместе с которым супруга – императрица Мария Фёдоровна. Напротив – митрополит Московский Иоанникий со свитком из псалма Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему», посвящением строительства богу. За ним — духовенство. Первый — диакон с водосвятной чашей. Диакон смотрит на цесаревича и указывает пальцем в чашу, – в знак будущих страданий императора Николая II , о которых тот ещё не знает. Сзади две дымницы желтого цвета — Москва. Красный велум на крышах – знак пламенности действия, горения собравшихся к богу. Отсутствие изображения святых: в центральном люнете — образа Христа Спасителя, по краям – покровителей царского дома, Николая Чудотворца и Александра Невского — знак предчувствия кровавости грядущего XX века.
                / 11 января 2001 г. / 

Фрагмент 4 клейма иконы Новорусская Богоматерь "Освящение Храма Христа Спасителя, 1883 г.".