Молодой боец. всё когда нибудь бывает в первый раз

Василий Хацкевич
Дежурные сутки катятся своей накатанной дорожкой, лениво перекидывая часовую стрелку от деления к делению, на циферблате табеля рабочего времени.Начальство сегодня решает свои наболевшие вопросы, и про нас словно забыли. Хотя от осознания этого факта мы отнюдь не заламываем руки с горестным воплями : " За что, Судьба?", и не посыпаем голову пеплом. Баба с воза - коню легче, тем более пожарному. До обеда только раз и выехали из части, забрать диэлектрические перчатки. Каждая смена отвечает за свою специализацию, так сказать фронт работ. У нас это мебель и диэлектрические средства. Ну с мебелью всё понятно, на месте грохочем молотками, сверлим, строгаем, изображаем пап Карл. А вот боты, перчатки коврики и ножницы мы вывозим в электротехническую лабораторию на станцию. Расположена она на ОРУ. Нет, это не я ору, это место так называется. Открытая Распределительная Установка. Там расположены переключатели, регулирующие потоки энергии по различным линиям, во все стороны света.
  У каждого дома есть не один электрический выключатель, и когда им щёлкаешь туда-сюда, особенно в темноте, заметно как внутри проскакивает искорка, и характерно потрескивает. А теперь представьте выключатель не на одну тысячу вольт. Представили? Да ни хрена вы не представили. А вот если вам одеть железное ведро на голову, засветить туда фотовспышкой, и огреть лопатой по кумполу - вот это самое то! Я когда первый раз попал под переключение, как говориться - обделался лёгким испугом, ещё тот аттракцион, доложу я вам. И теперь я чувствую себя там малость неуютно. Не нравиться мне это вечное гудение и перешёптывание проводов:
 - Привет электроны! Куда бежим?
 - На Минск, на МТЗ. А вы?
 - А мы в Бобруйск!
 - Ну шолом там нашим передавайте!
  По правде говоря, я со своими золотыми зубами, стараюсь там рот поменьше открывать, как бы искра между дёсен не проскочила. Хотя нет худа без добра, там имеется аппарат для газированной воды. И дорвавшись до халявы, мы упиваемся ей под самую заливную горловину, пока изо рта в место слов пузыри углекислотные не начинают бурбулить.
  Вот бы так и до вечера перекантоваться. Как накаркал, время незаметно подошло к ужину, а мы всё как по плану праздничного дня. Вот бы и до утра так дотянуть. Наверно в это время где то в вышине громыхнуло, и строгий голос произнёс: " Фигушки тебе! Хорошего помаленьку! " Но за шкварчанием готовившейся яичницы  ничего этого я не услышал. Да ещё газораспределительный пункт станционный шумит своим свистом за окном круглосуточно, он у нас прямо за забором расположен.
  Было как то раз , и смех и грех. Подняли меня среди ночи дела с расстройством желудка связанные, не зря говорят - сцать и родить, нельзя погодить. А тут уж и подавно. Ну вот я такой форточку открыл, рассупонился, закурил, так сказать совмещаю приятное с полезным, думаю о чём то своём под мерный гул. Вдруг смотрю, на кафельной стенке что то синее моргнуло, потом ещё раз, потом ещё. Что за ерунда? Высунул голову в окно - мать честная, автолестница к выездным воротам катится маяками поблёскивая, она у нас в резервном боксе на внутреннем фасаде стоит, в основное депо по высоте не влазит. Я подскочил, чуть сиденье для унитаза в штаны не заправил в спешке, и в гараж за боевой одеждой побежал. С криком : " Не выпускайте её без меня! " Вот так, даже тревоги не услышал.
 - Вася, проснись, давай подымайся.
  Это меня за ногу трясёт начальник караула.
 - На сельской пожар, пост выехал и районная, возможно и вы поедете, собирайся.
  Это последние годы, по тревожному звонку, на деревню сразу заряжают четыре машины, а раньше практиковалось прибытие первого подразделения, оценка и принятие решения о вызове помощи непосредственно на месте пожара.Хотя я всегда говорил, что лучше выехать сразу, и в случае ложного выезда назад вернуться, от нас не убудет, работа такая, чем одному приехать на шанхай, и не знать за что хвататься, ствол, рацию, (если она ещё добивает до части) или крест нательный, потому что в такие моменты ответственностью за всё что происходит хочется поделиться с кем нибудь ещё.
  Часть наша объектовая, и о высылке техники на пожар докладывали Дежурному Инженеру Станции. А в случае высылке на помощь за предел района выезда (станция, город и примыкающие деревни и садоводческие товарищества), ещё и запрашивали разрешения руководства. Это сейчас мобильники, а тогда рабочий и домашний, вышел в магазин за спичками, всё, пропал человек. Звонок директору, если его нет, главному инженеру, того нет, значит ДИСу. Часть финансировалась энергетиками, и с этим приходилось считаться. Правда отказов на моей памяти не было. Хотя нам эта минута лишняя не мешала. Пока в дальний резервный бокс за 131ым ЗИЛом, пока перенесёшь воздушные аппарата, фонарь, рацию, глядишь - и отмашка на выезд, а нам только маяки включить осталось.
  Заступая командиром, при любом выезде на резервной технике я старался всегда брать с собой всё выше перечисленное, чем доводил до белого каления своего начальника.
 - Хацкевич, ты ещё трёхколенную лестницу запасную и ГПС двухтысячник (здоровенная такая бандура, вдвоём нести)возьми!!! Нам на пять минут в город, на кой ляд ты всё это тащишь.
 - Надо будет, возьму.
  Цедил я сквозь зубы, и продолжал таскать Пожарно Техническое Вооружение с места на место. Просто я очень хорошо, на всю пожарную жизнь, запомнил выражение лиц парней второго хода, когда я с первым прилетел на загорание в подвале. Второе отделение с утра отправили на проверку гидрантов на хлебозаводе, ну не гнать же им свою бело-красную анаконду (133 ЗИЛ с прицепленной рукавной катушкой и так в гараже чуть помещается), они сели в резервный 131 и умотали. А тут сообщение о пожаре в подвале одного из домов, нас по тревоге, им конечно сообщили, рядом ведь. Они подъехали, красная машина, парни не трусы, ствол к разветвлению и туши... А аппаратов то нет! КИПы в основном "пеновозе" остались! Впадлу переносить было. А  действительно, зачем, что может случиться. Пожар? Нет, не слышал...  И теперь парни сидели на корточках со стволом возле дверей, которые, судя по клубам дыма вели вовсе не в подвал, к сарайчикам с велосипедами и овощными закатками, а в преисподнюю, к котлам Люцифера, малость поблёкшие. Блеяли что то, с выражением на мордах побитой собаки. Такого не забудешь.
  Ну пока я вам тут соловьём заливаюсь, мы уже взяли разгон, и пылим просёлочными дорогами к простой белоруской вёсачке с незамысловатым названием. К нашему приезду огонь уже выскочил под крышу, и языки пламени крутили нам кукиш, дескать всё,  кранты дому. Районная машина ещё на подъезде, а пожарные с поста раскатали свою цистерну и умчались на заправку. Под начинающуюся шиферную канонаду мы выскочили оглядеться.
 - Может хоть эти с водой приехали!
  Я ещё не много прослужил на тот момент, но подобный злобный клёкот слышал уже не первый раз. В такие моменты прям подмывает схватить головешку поярче, и подняв над головой этот импровизированный олимпийский факел мира и дружбы, радостно воскликнуть:
 - Вы ещё брешете на пожарку? Тогда мы идём к вам!!!
  Но по прибытию мне некогда обсуждать свои " Апрельские тезисы", а после пожара почему то не с кем. Пару лет назад водитель леснической пожарной машины которая охраняет наши комбайны мне рассказывал:
 - Я Вася не давно настоящим пожарником себя почувствовал!
 - Это как?
 - На пожар приехал без воды и насос по дороге потерял! ( на ГАЗоне он сьёмный, и крепится спереди над бампером). Гы-гы-гы!
   Если уже  знакомые с нашим делом такое несут, что про остальных говорить. Я даже и поправлять, дескать, пожарным, не стал.
  - Хозяева где ?
 - Да в городе, это дача у них.
  Ну и ладно. Заморачиваться мы не стали, и подцепились на пустую линию, которой тушили постовские ребята.Командир отделения со старшим пожарным начали поливать фасад и крышу, что бы к соседям через улицу чего нибудь горяченького не прилетело. Ну я третий вроде лишний, без меня справятся, и прикинув что в течении пяти минут чья нибудь бочка подкатит, я проложил дополнительную рабочую линию во внутренний двор. Сбегал за лестницей-палкой, крикнул Коле что я на защиту строений, и полез на сарайчик, где определил себе диспозицию для водомёта. Постройки орошать оттуда было удобно, да и чердак дома не плохо простреливался. Не долго музыка играла, не долго фраер танцевал. Ветер вдруг начал менять направление чуть ли не каждую минуту. Меня стало периодически накрывать дымовой завесой. Временами я вообще не видел куда улетают мои водолитры, то всё затягивало пепелищенским смогом, сквозь который фары-искатели машин светили не ярче лампочки из холодильника, то слёзы вперемешку с соплями заливали мне лицо, и приходилось прятать его и дышать в боёвку. Пару раз я порывался бросить это гиблое дело, но гордость не подписывала рапорт на отступление. Что я скажу товарищам? Как объясню, почему позицию оставил? Дескать спёкся Железный Феликс... Да что я, Володя в 40 лет порывался влезть в кабину автолестницы четвёртым с криком : " Возьмите с собой! А то скажете потом что я трус!"  Наконец я кто, пожарный, или роза  в стакане!
 Долгожданный момент,  равномерный гул мотора ЗИЛа начал переходить в заунывный вой - вода кончилась. Я кубарем скатился на землю, вспомнив что там была лестница лишь дойдя до своих. В принципе сараи и часть крыши я отлил на совесть, и туда пока можно не возвращаться. Народу прибавилось, дело спорилось, через окно подали ещё пожарный ствол, открытого горения почти не наблюдалось, так, под подоконниками,  да за печками. Мои  стояли от входа, и Коля крикнул что бы я принёс фонарь. Было бы сказано.
 - Свети, воде баллон возле левого угла
  Чёт не видать, да и что тут увидишь в этом молоке. Но вот сквозняком пелену стало рвать на куски, и в одном из просветлений я действительно увидел стоящий посреди этого хаоса баллон. Он стоял накренившись, призывно маня своими обшарпанно-обугленными боками. Пока командир не успел ничего сказать, я приметил  это это место, отдал фонарь, и нырнул в туман. Нёс я его на вытянутых руках, отвернув в сторону морду. Фотографии видите ли жалко было. Да, теоретически я знал, что политый водой баллон уже не взрывается, но так то теория, а тут практика. До дверей пять шагов, а успел не только все несчастные случаи на эту тему вспомнить, но и даже красочно представить. Вот и улица, аккуратно положил его на землю. Кто то подошёл, присел, и цыкнув слюной сквозь зубы произнёс:
 - Вентиль сорвало. Пустышка.
 - Ага, пустышка.
  Прохрипел я, и тоже сплюнул. Себе на бороду. Я же там в темноте не шарил по нему, взял и понёс. Хотя наверное лучше пустой нести думая что он полный, чем полными разбрасываться, как один стажёр институтовский. Петя рассказывал, приехали как то с будущими офицерами лопоухими на пожар, кухня почти выгорела, огонь дальше в хату пошёл. Пока они разматывали рукава, один герой тряпичный увидел баллон возле окна, прыг туда образина, и выкинул его дымящийся им под ноги. Парни как снопы на землю в секунду попадали, армейская школа, что говорить, вспышка справа, вспышка слева - рефлекс на всю жизнь оставляет.( А вы кстати знаете, почему ногами в сторону взрыва надо ложиться? - Что бы видеть куда яйца полетят! ). Корешок мой за машину сиганул, вроде, говорит, я уже одной ногой за колесо спрятался, а вторая ещё вокруг ЗИЛа бежит. Вообщем хватанул мой Петруха адреналина, вместе со всеми. Хотели пожарюги этого бравого трушилу прямо на месте порешить, - Козлина ты курсантская, ты что , из всех тут барбекю устроить решил? А тот мнётся, руку под мышку прячет, только и спасло его от расправы, что обжёгся, краги тогда тонковатые делали, не то что старые, с тройной прошивкой и высокими трубами. Хотя по каске постучали кулаком, чтоб впредь не о медали думал, но и соображалку включал, а лучше не лез поперёд батьки в пекло.
  - Ну что, пройдёмся, глянем что там внутри?
  Нам, татарам, наплевать, и наступать бежать, и отступать бежать, пройдёмся.
  Вошли в тристен, так называемую "малую хату". Перелезая через кучи сгоревшего мусора и останки мебели, мы побрели в поисках дверей из комнаты в комнату. Пар он конечно не дым, но если лёгкие ещё соглашаются дышать тем что дают, то глаза видеть отказываются категорически. Хотя что искать то, народ не мудрствуя лукаво , обычно прорубает их прямо по центру. Вот и ручки нащупал. Сим Сим, откройся! Но Сим Сим что то тупил сегодня, и открывался со скрипом, да ещё ерунда всякая на полу мешала. Пришлось пару раз пнуть створки туда сюда, пока они толком не приоткрылись. В "большой хате" дела обстояли похуже, потолок почти весь обвалился, и всё было засыпано слоем опилок, вперемешку с песком, местного утеплителя. В окно всунулась милицейская фуражка, как потом оказалось, местного участкового.
 - Ну что, нашли кого нибудь ?
 - Кого, кого нибудь?
 - Ну людей естественно, или ты не в курсе? Во даёшь.
  Оказывается, пока я горным архаром скакал по крышам сараев, информацию довели. Этим домом рыбаки пользуются для ночлега. И вроде как двое собирались тут остаться на ночёвку. И вот здесь я с отчётливой ясностью понял, что это там мешало дверям открыться, и что я так старательно утрамбовывал.
 - Стой пацаны, назад. Кажись знаю где один.
  Голос у меня предательски сел.
 - Свети пониже, по полу.
  Из кучи обгоревших костей и мяса к нам тянулась пятерня, словно для дружеского рукопожатия. Извини товарищ, но ты уже своё отздоровался. Во всяком случае в этой земной жизни. Ну ладно я прошляпил, а остальные как не заметили? Хотя, возглавил разведку, соберись на все сто, крути башкой на 360 градусов, носом землю рой, а не пляши по костям.
 - Один обнаружен!
 - Ясно, ничего не трогайте, вызываем прокуратуру. Другого ищите.
 - Ищем, ищем.
  На карачках проползли тристен, нету. Значит в хате, придётся раскапывать барханы всякой трасцы. Не повезло. Хотя что значит не повезло, при любом раскладе нам повезло больше, чем тому бедолаге. Подогнали ЗИЛы поближе к окнам, включили прожектора, бойцы с лопатами собрались.
 - Митя, ты где, давай сюда, шахтёрить будем!
 - Неа, я не могу, я мертвецов боюсь.
  Ни себе заявочки.
 - Иди, с фонарём постоишь, посветишь.
 - Так я и смотреть боюсь!
 - Слышь, Еруслан-воин, на зарплату смотреть не боишься? Давай бегом!
 Аж на печку залез, очкун проклятый. Оно понятно, не из приятных занятие, мертвяков откапывать, да ещё бывает и по частям. Честно говоря, я поначалу боялся что сниться будут, особенно дети... Но бог миловал, за 17 лет никто не приходил спросить меня - может я медленно ехал, или тушил не так, что не пришлось им белого света больше увидеть. Может до страшного суда отложили, а может и не было в том моей вины.   Не всегда получается так, как хочется и думается, ничего не поделаешь, не всё от нас зависит. Как говорил один мудрец -" Сынок, учись у жизни, примиряться с жизнью".
  Сначала искать по запаху пытались, ( мне тогда в новинку было, как мужики ищеек изображали, для меня все пахло одинаковым дерьмом), но сквозняк довольно приличный мешал. Позвали соседей, может покажут где кровати стояли, те в ответ: - Да везде кровати были. Час от часу не легче. Хотя не факт что он на ней, один то до дверей дополз. Привязались к центру, и по диагонали начали рыть на углы. Больше народу - меньше устанешь. Минут через 20 кто то докопался до останков. Стволом размыли угли и пепел вокруг тела, вернее то, что от него осталось. Прокуратура всё ещё ехала, и мы сели перекурить.
  Тут старики завели пожарные байки древние, дескать трогать сгоревшего голыми руками - плохая примета, а если тронуть в крагах и дальше в них работать - ещё хуже, всякие ужасности и кары неминуемые. Короче накрутили молодых да зелёных, мало мы сами себе навоображали. Прибыла фотостудия прокурорская, дознаватель, занялись своими делами. Вскорости объявили, что бы трупы выносили на погрузку в грузовик. Молодёжь на взводе, как нести то? Тогда ни мешков ни покрывал специальных не было. Лом и топор, вот и весь инструмент. Ушлый кто то предложил использовать спинку от железной кровати. Первого подняли и понесли. Мне взяться места не хватило, и я шёл позади. Вижу, палка обгоревшая какая то на спинке болтается, наверно подцепили вместе с телом и тащат. Дай думаю скину. Схватил, потянул, не идёт, я сильнее, бестолку, ещё сильнее дёрнул, чем там её прижало? Тут Петька, идущий впереди поворачивается:
 - Твою мать, хорош ерундой заниматься, кто там жмурика трясёт? Уроним же!
  Я поднёс обугленную корягу к лицу поближе. Ёлки палки, это же голеностоп у меня в руках! Точно точно, голеностоп, на экзамене по врачебному контролю в училище я "отлично" получил.  В мозгу застучало молотком, не, даже кувалдой забухало - Я держал ЭТО , я трогал ЭТО ! Всё пропало ! Всё пропало !Что делать? Долой скверну с рук! Сейчас немного стыдно и смешно, вспоминать мои тогдашние метания в поисках обо что вытереться, среди пекловой черноты. А тогда не до смеха было, это же надо, так мозги придурки мне запудрили. Единственное более менее чистое что попалось мне под руку, это пожарный рукав. Не задумываясь я схватил его и начал тереть по нему крагами, проделывая движения с таким усердием, что чуть огонь трением не добыл. Ну огонь не огонь, а дым точно пошёл, хотя это конечно может и от пожарища дым был.
  В это время пожарные застряли в дверях со своими импровизированными носилками. Прямо не пролазят, на бок наклоняют, тело роняют. Да, тупик, хоть ты стену разбирай. С улицы появился Коля, мой комод.
 - Вы что тут за цирк устроили? Вот бараны, скажи дураку молиться, он и лоб расшибёт. Я когда в Орше служил, было дело с пожара в бойцовском отсеке погорельца везли, а вы тут дотронуться боитесь!
  Как во время он появился, как гора с плеч. Словно прозрел внутренне, и увидел всё незамутнённым взглядом. Действительно, что это я, человек он всегда человек, и всегда должен рассчитывать на достойное с ним обращение, не смотря на иногда неприглядную внешнюю форму. Но ведь на то мы и пожарными работаем. Принимая на себя часть огненного ужаса, чёрного страха, людской боли и горя. Иногда платя за это запредельную цену, и оставляя свои жизни в пламени пожара, словно он не может простить нам, и мстит за тысячи спасённых .
  P.S. Иногда я слышу, о так ты пожарник, тебе хорошо, ничего не делаешь, и на пенсию в сорок пять лет(уже в сорок восемь) идёшь. Только никто никогда не спросил, а стоило ли дым глотать и жилы из себя тянуть за копеечную в двухтысячных зарплату, выгорая внутри, как те дома деревяшки, ради будущей пенсии в 150 долларов. Теперь уже поздно конечно спрашивать, завязался я с пожаркой двойным спасательным узлом, и  тащить свою лямку буду до конца, каким бы он ни был. Но видя проезжающую красную машину, вы вспомните мои строки, и имейте уважение к парням, чьи лица под касками проносятся мимо вас, они это заслужили.
  Бойцам Пожарной Охраны посвящается...