По ту сторону фронтира. Глава пятнадцатая

Игнат Костян
Выступив из форта Принц Джонс в приподнятом настроении, отряд капитана Кроусби, воодушевленный стяжать победные лавры, как мы уже знаем, двигался домой. Солдаты надеялись, что первая схватка с чероки в этой войне принесет им славу. О поражении они и не думали. Но все прошло настолько гладко – и переговоры, и пленение вождей, что ни сам командир, ни солдаты даже не подозревали, что их появление в землях чероки даст толчок новым восстаниям племени и принесет горе в их семьи.
Под звуки фанфар и бой барабанов отряд Кроусби, сопровождаемый салютом орудий, возвращался из рокового похода.
Чероки не имели решающего превосходства в силах над своим противников. Но они оказались гораздо хитрее и искуснее в военной тактике.
Отряд Кроусби подвергся нападению краснокожих при переходе через реку Броад на открытой местности, где росли тонкие и редкие сосны. Индейцы не имели весомого преимущества в позиции или укрытиях.
Тянущий Каноэ, озлобленный на Кроусби, разделил воинов на конницу и пехоту.
Конница держалась поодаль от засады пехотинцев. Индейская пехота налетела столь мгновенно, что помощь конницы практически не понадобилась.
Каждый воин чероки из засады производил сразу три выстрела, так как на вооружении имел по три заряженных ружья. Первый залп полностью рассеял войско капитана, положив немало солдат. Разрядив ружья в противника, индейцы начали обстрел из луков, выныривая из высокой травы и осоки. После чероки бросились в рукопашную, пользуясь мушкетами, штыками, ножами и томагавками. Солдаты панически начали отступать, но не могли, поскольку за дело принялась индейская конница, отрезав пути отступления с флангов. Индейцы в одночасье захватили орудия и сбросили их в реку.
Отстреливаясь, капитан предпринял жалкую попытку организовать оборону. Он приказал по ходу боя соорудить бруствер из поваленных деревьев, но плотный огонь индейцев не позволил солдатам сделать этого. В это ненадежное укрытие отступили уцелевшие после первой атаки, но многие из них вскоре пали от прицельных выстрелов чероки. В этом месте образовался могильник, сплошь заваленный мертвыми телами, вдоль и поперек застывших в ужасных позах. Умирая, некоторые солдаты падали на тела убитых товарищей, но большинству удалось по трупам пробраться в болотистую отмель, где они вязли в трясине, отчаянно издавая предсмертные крики.
Из тысячи человек в живых после боя осталось чуть более сотни. Тянущий Каноэ пленил всех и увел в направлении форта Принц Джонс. Кроусби выжил в этом бою. Всю дорогу до форта он нес тело своего смертельно раненого друга – тускарора Длинное Крыло.
В форту Тянущий Каноэ обменял пленников на заложников – вождей чероки и ушел на юг. Слава о Тянущем Каноэ быстро разошлась среди народа чероки, который повсеместно начинал подниматься на борьбу против засилья белой расы.
На следующий день после обмена солдаты форта похоронили более десяти человек, скончавшихся от ран. Проливая слезы на могиле тускарора, капитан не знал, что ему делать дальше. Он никогда не думал о том, что так бесславно окончит свой боевой путь. Он понимал, что опозорен. 
Капитан поднял голову к небу и долго глядел на поднимающийся ввысь косяк журавлей. Медленно достав из-за пояса пистолет и приложив стол к виску, Питер Кроусби покончил с жизнью. Его похоронили близ форта, рядом с тускарора Длинным Крылом.