Отдам бабушек в хорошие руки

Фанни Штейн
Она читала объявления на стенде возле зоомагазина, когда я обратила на нее внимание. Мне захотелось подойти и помочь сделать выбор. Помочь скорее даже не ей, а кому-нибудь из тех, кто разместил свои предложения о продаже питомцев или о их безвозмездном дарении на доске, что была заботливо прибита рядом со входом в наш «Мир домашних животных и сопутствующих им товаров». На всякий случай я оглянулась на торговый зал, убедилась в полном отсутствии покупателей, и вышла на порог.
– Добрый день! – обратилась я к женщине.
Она повернулась в мою сторону с ответным приветствием. У нее был приятный бархатный голос и милое лицо с сеточкой морщинок, какие обычно выдают доброго и улыбчивого человека.
– Я могу вам помочь, – предложила я. – Подсказать, какие объявления заслуживают внимания.
– Любопытно, – отозвалась она, жестом предлагая мне продолжать.
Я не заставила ждать:
– У нас большой выбор. Есть и птицы, и грызуны, и даже хорьки. Но вас, наверное, интересуют кошки или собаки?
– Да, я всякую живность уважаю, но кошек и собак особенно.
– Кого больше, собак или кошек?
– Без разницы. Собаки привлекают меня верностью и отзывчивостью. В кошках мне импонирует независимость.
Я порадовалась, встретив такую разноплановую личность, и воодушевленно пустилась по маркетинговой тропе:
– Существуют породы кошек и собак, которые прекрасно уживаются вместе. И у нас можно подобрать котенка и щенка, идеально подходящих друг к другу.
Но только я собралась выделить пару объявлений со стенда, как дама вдруг меня огорошила:
– Спасибо за оказанное внимание, но я вынуждена вас разочаровать. Я никого себе не подыскиваю. У меня уже есть две кошки и собака.
– Понятно… – тоскливо протянула я.
Как не старалась, но скрыть разочарование полностью не смогла. И дело даже не в том, что я лишилась возможности получить вознаграждение от продажи или нахождения достойного хозяина, а в том, что объявлений и так было достаточно много, а теперь и еще одно должно было добавиться. Следующей репликой дама подтвердила мое предположение.
– Мне захотелось посмотреть, как должно выглядеть объявление, чтобы оно было грамотным и понятным, – сказала она.
Я вздохнула обреченно и решила, что, как бы то ни было, но в любом случае окажу ей помощь. Уж очень она мне приглянулась.
– Здесь нет никаких особых правил, – пояснила я. – Но имеет смысл уточнить, продаете вы живность или отдаете бесплатно.
– Я готова приплатить, лишь бы взяли.
– Оригинально!
– То есть, если я так напишу, то не останусь без внимания?
– Пожалуй, да, – согласилась я. – Но в таком случае возникнет опасность, что ваши питомцы попадут в плохие руки.
– Почему? – выразила удивление она.
– Боюсь, что подобное предложение может привлечь кого-нибудь не очень порядочного. Животное у вас возьмут исключительно ради денег, и тут же в соседнем дворе выбросят. Хорошо, если не покалечат.
Дама в ужасе всплеснула руками. Было видно, что такая мысль самостоятельно ей в голову не приходила, что она думает о людях гораздо лучше, чем некоторые из них есть на самом деле.
– Достаточно написать, что вы животное подарите, – продолжила я. – Было бы еще неплохо указать, какой породы у вас котята или щенки.
– А если они беспородные?
– Тогда этот пункт можно опустить. Но, поверьте моему опыту, такие объявления внимания практически не привлекают. Если вы хотите, чтобы кто-нибудь клюнул, то придется схитрить и слегка приврать. Подумайте, на какую породу больше всего похожи родители, и выдайте желаемое за действительное. Например, любую серую кошку, пятнистую и полосатую, можно подогнать под модную бенгальскую. Если шерсть у нее пушистая и мягкая, то смело прикрывайтесь сибирским происхождением. И также с собаками. Если маленькая псинка – то будет той-терьер, шпиц или болонка, а если покрупнее – то какая-нибудь овчарка. Допустим, северо-уральская.
– А не возникнет вопроса о подтверждающих документах?
– Вот потому, что их нет, вы и не продаете, а отдаете животных.
В глазах дамы промелькнуло озарение. Она по-новому взглянула на стенд.
– Видите?.. – Ткнула я пальцем в один из листков, решив использовать его в качестве образца. – Здесь еще указан возраст. Это хорошо. Плохо, что отсутствует дата написания текста. Уже третий месяц висит объявление, а котятам все еще шесть недель.
– То есть, вы предлагаете возраст не уточнять? – переосмыслила мои слова дама.
– Можно указать дату рождения. Хотя бы приблизительно.
– Я знаю точно, – гордо заявила собеседница.
– Прекрасно, – похвалила я. – Далеко не все, кто держит беспородных животных, могут этим похвастать. У многих кошки и собаки гуляют сами по себе и притаскивают в дом уже подросшее потомство, появившееся на свет где-нибудь в подвале или на чердаке.
Дама удивленно ойкнула и округлила глаза, будто и не предполагала, что такое бывает. Я продолжила развивать тему:
– Могу предположить, что вы не захотите, чтобы ваши котята или щенята попали к таким безалаберным хозяевам. Поэтому рекомендую описать условия, в которые вы согласитесь отдать своих малышей.
– Но тогда объявление превратится в сочинение, и его никто не дочитает до конца.
– А вы постарайтесь быть краткой. Укажите, кого именно вы хотели бы видеть в лице хозяев: семью с ребенком или пожилую пару. Или, может, ваш питомец больше подойдет одинокому человеку. Хотите ли вы, чтобы ваших малышей забрали в квартиру или в дом с участком земли. Этого будет достаточно.
Дама внимательно слушала и кивала понимающе.
– И вот еще немаловажный момент, – спохватилась я. – Прививки и справки о состоянии здоровья.
Дама вдруг тяжело вздохнула и пробормотала:
– С прививками у нас все в порядке. Медицинское обследование проходим регулярно. Но… Состояние здоровья оставляет желать лучшего.
– К сожалению, – вынужденно признала я, – вам трудно будет найти желающих забрать ваших животных. И для здоровых-то не всегда находятся хозяева, а уж для больных… Может, рассмотрите вариант приюта.
– Нет-нет, – тут же возразила дама. – Это даже не обсуждается.
Я беспомощно пожала плечами и произнесла с большим сомнением:
– Ну, не знаю… Можете, конечно, попробовать написать что-то, а там будет видно.
Лицо дамы выразило надежду. Она помолчала в раздумьи и попросила меня, как специалиста, оценить ее вариант объявления:
– Отдам двух беззлобных бабушек, двадцать второго и двадцать пятого годов рождения, крепкой деревенской породы, имеющих некоторые проблемы с сердцем, давлением, зрением, слухом и памятью, в добрые руки, желательно в женские, с медицинским образованием. Ангельское терпение и балкон приветствуются.
Я потеряла дар речи. Дама смутилась.
– Простите, что морочила вам голову, – извинилась она. – Но эта идея осенила меня, когда я проходила мимо вашего магазина. Мне показалось забавным таким именно образом разрешить мою проблему. Не подумайте ничего плохого, я просто пошутила.
– Ничего себе шуточки, – недовольно проворчала я, вспоминая наш долгий разговор.
Но, хоть моя нога продолжала сердито топать, любопытство пересилило и заставило поинтересоваться:
– Речь идет действительно о ваших бабушках?
– Я их так называю, – словоохотливо пояснила дама. – Одна – моя мама. Вторая – моя бывшая свекровь.
– Как это – бывшая?!
– Так!.. С мужем я разошлась еще тридцать лет назад. Он уехал, а его мама осталась. Сначала я этого не заметила. Мы жили тогда в огромной квартире, в бывшей коммуналке на десять комнат. Иногда даже терялись в ее длинном коридоре с тремя поворотами и двумя кухнями в разных концах. Там обитало несколько поколений семейства: бабушки и дедушки, тети и дяди, два моих брата с женами и детьми. Тут же все время крутились и еще какие-то ближние и дальние родственники. Я в то время много работала и порой не могла точно определить, сколько же человек находится в жилище. Свекрови удалось не попасться мне на глаза сразу после моего развода, и она благополучно задержалась на долгие годы. А когда настал момент раздела имущества между всеми, то я оказалась в двушке в компании с двумя бабушками, которые больше никому были не нужны.
Я сочувственно покачала головой.
– Не так все страшно, – успокоила меня дама. – Просто иногда я чувствую усталость, нервы сдают, и хочется уединения. На работе это сделать не реально, потому что я преподаватель. Сами понимаете, учителю одному остаться не суждено. И дома меня ожидают четыре глаза, пусть и подслеповатых, и два рта, даром, что беззубых, но жаждущих общения. Нанять сиделку, средств нет. Куда-то уехать даже на один день не могу, потому что таблетки и капли даю бабушкам по строгому расписанию. Единственное, что себе позволяю, это прогулки в выходной день на час – полтора недалеко от дома. – На этих словах дама посмотрела на часы. – Всё. Пора возвращаться. Спасибо, что помогли мне развеяться и поднять настроение. До свидания.
Послав мне благодарную улыбку и сделав прощальный жест рукой, женщина стремительно скрылась за углом дома. Я осталась стоять возле стенда с объявлениями, растерянная и подавленная. Я чувствовала, что готова расплакаться. И не из-за жалости к случайной собеседнице, а исключительно из зависти к ее необыкновенному чувству юмора и самообладанию.