Литературный фестиваль Каштановый дом

Таня Белова
20 июля 2012 года в Симферополе прошёл фестиваль «Каштановый дом» (крымский формат).
Из 19 заявленных конкурсантов приехали 9, и, тем не менее, фестиваль удался!
Софии Фрунзе жребий выпал выступать первой. Молодёжная лирика, как и сами молодые люди – непрестанно ищущая: новых образов, новых героев, новых форматов и рифм и, конечно же, понимания. Одна из строчек: «Маленький Гамлет примеряет шляпу Гулливера» - это о нашем времени, о стремлении чего-то добиться, чего-то достичь, а может просто казаться значительным, но главное - не остаться незамеченным. (Я извиняюсь за краткость цитирования, но я записывала лишь отдельные строки, несущие основной смысл произведений).
Второй конкурсанткой стала Татьяна Белова, звучали стихи о войне и нашем безразличии к ветеранам; о разлуке, которая сродни стихийному бедствию; о любви, без которой нет смысла жить; о надежде и вере в своего ангела хранителя: «Пусть будет всё, как ты захочешь!
И ясным днём, и звёздной ночью,
И жарким летом, и зимой пусть кружит ангел над тобой!»
Свойственно нашим молодым поэтам, как и поэтам всех времён и народов – ужасаться от того, что видишь вокруг, с чем не согласен, и кричать во всеуслышанье о том, что хочешь изменить в этом мире.
В стихотворении Паши Броского есть строчка: «Нас гопники меньше пугают, чем наша милиция».
Что это: констатация факта или всё-таки призыв менять положение дел в стране?
И следующее: «Если быть, то только собой, если бежать, то до самого неба, если Библия, то только с автографом автора». Максимализм и нежелание верить проходимцам – это хороший сигнал, о том, что молодёжь у нас думающая и даже в это прагматичное время - не лишённая романтики.
И следующая строка: «Пусть всё нехорошее в прошлом останется!» - тоже обнадёживает, доказывает желание молодых менять мир к лучшему.
И, конечно же, не обминула конкурс юмористическая поэзия «Кекс» и «Секс» - вроде два созвучных слова и очень уж смешно сравнивает их Паша  в одноимённом стихотворении. Вот одно из сравнений «Кекс очень редко бывает заразным»… Хорошо, что есть у него своя, правильная  позиция в этом вопросе. Конечно же, кекс бывает полезнее некоторых сексов…
Четвёртым участником конкурса была Александра Шалина, победитель Всеукраинского конкурса молодежной поэзии памяти Леонида Киселёва.
Новому поколению свойственно смотреть на жизнь сквозь призму библейских истин: «Глупые верят и им воздастся».
В следующем  стихотворении философское понимание несуразности в быту отставного генерала, который не умеет ничего, кроме того, чтобы командовать войском… И остаётся ему «исполнять роль своего портрета».
И следующая звенящая строка: «Я - птенец. Приходят люди, научить меня не летать». Был такой фильм «О тебе», в котором девочка не умела говорить, а только пела. И нашлись люди,  чтобы приспособить её к жизни в обществе, они забрали её в город. Да, она научилась не петь, но заплатила за это непомерной ценой – весь мир её - распался, не дождавшись её возвращения.
Елена Шелкова. Любовная лирика. Вроде она начинается с упоминания о джинсах, но постепенно от: «Всё рифмую, лишь с одним тобой, от любви – в стихи сбежала», до: «И в стихе я всю себя раздела, вот такую – хочешь? Полюби!» Открытая душа поэта. Ясные мысли, чистые чувства – это откровеннее и пронзительнее телесной наготы.
И новая волна тревоги: «Я готова плакать о любви, лишь бы не над тобой.
Только бы тебя не пережить».
И снова свой взгляд на нашу жизнь: «Я не стану алкашом!
Плохим - живётся хорошо, ну, а хорошим – плохо» - щемящее чувство несправедливости. Чистые души особенно ранимы всемирным злом.
В стихотворении «Комариная охота» совсем новые ассоциации: «Но, я останусь красной раной на беломордом потолке». Новые слова в поэтическом лексиконе, они встречаются у каждого автора, поэты придумывают свои слова к своим чувствам.
Оксана Боровец. «Ты постоянно врёшь!», «Я не люблю того, кого люблю!» - попытка разобраться в себе, попытка понять любимого - новые метафоры, эпитеты….
После завершения конкурсной программы выступал руководитель объединения «Каштановый дом» Андрей Грязов.
«Я рождаюсь с каждой новой любовью,
Я умираю - с каждой новой любовью».
«Мир наползает мне на глаза,
Как в детстве капюшон,
Оставив щель, как амбразуру».
«Зеркальный самосуд.
От зеркала бегу, но хруст
Позвонков и боль…
И больше
Ничего»
Стихотворение о ростке – о каждом из нас, родившимся и дожившим до преклонного возраста, оставаясь сроднённым с природой:
«Я прорастаю из земли, я тот, кого пока что нет…
Я наклоняюсь, как растенье.
Под светлой тяжестью росы»
Затем была музыкальная пауза. Ксения Анашкина исполнила на гитаре пьесу Штепана Рака «Соблазн ренессанса» и «Песнь Козерога» Роландо Диеса.
В перерывах был горячий чай с печеньем, знакомства, совсем не детские анекдоты, одна из услышанных мной фраз: «Извините, но вы живёте над нашей нефтью». Позиция молодых людей: быть не равнодушным к чужому горю, быть в курсе событий – придаёт веры в то, что это поколение не будет потерянным.
Следующим мероприятием была презентация сборника «Многоцветье имён». Это 10 том серии «Творческие студии Донбасса». В нём приняли участие 56 авторов.
Свои стихи из этого сборника читала Ксения Анашкина: «А ветер смеётся хрустально и звёздно: «Прощай! Догоняй»…
Наталья Малая: «Над нашей бездной бродит, плачет, смеётся Бог»…
«С апрелем сегодня танцует в дождь заплаканная весна»…
Елена Малая: «Эй, парень, хочешь стать эхом?» - стихи о выборе. Парень послал подальше того, кто предложил ему стать эхом, автор – согласился. Парень остался простым смертным, автор – остался в веках. Хороший, но трудный выбор – быть на острие кинжала.
Сергей Стойко писал о переходе на зимнее время, когда сонные люди плелись на рассвете на работу, не успев проснуться: «Серая холодная жизнь»… Хорошо, что власти одумались и снова перевели часы, дав людям выспаться.
«Симферополь похож на прокуренного подростка.
Небо стекает на пол слюною псины,
Запрыгивает кошкой вечер».
А потом на сцене возник Маяковский. Нет, это была очаровательная девушка, но декламация и форма её стихов была истинно-маяковская! Звучал гимн молодости.
«Не бывает сердце лишним,
Хари Рама, Хари Кришна!»
А затем прозвучало обращение к Господину Государству: «Я растрачу себя, не одев в броню!» Я тоже когда-то писала, что государство без границ – всё равно, что человек без кожи – им не выжить, не охраняя свою сущность от посягательств.
Тревожные строки: «Смерти нет! Как саркома растёт населенье. Междувременье» Мы попали в это междувременье, и не ясно: кому страшнее: тому, кто живёт в бурное время или тому, кто прозябает в застое?
И снова интересные строчки: «Алло, ты, видимо, в раю, раз ад ночует здесь».
Затем прозвучало стихотворение посвящённое памяти Влада Клёна.
«Тебя не хватает во всём! Пришёл бы ты в гости дождём, например. Как много ТЕБЯ не хватает вокруг».
И снова: «Я состою из всего, как земная гладь.
Ждать – страшно, как ночью в прорванном одеяле». Неизвестность. Что ждёт нас всех завтра? Этого не знает ни кто…
Сборник оформлен работами авторов. Нельзя не отметить красочные поэтические картины Веры Трифоновой.
13-16 сентября состоится фестиваль «Каштановый дом» в Киеве. Участники, попавшие в шорт-лист крымского фестиваля, приглашаются в Киев.
Вот имена победителей, получивших дипломы: Дарья Терихова, Марина Матвеева, Эрика Гросвельд, Валерий Горюнов, Вера Трифонова, Михаил Гладчук, Елена Величко, Татьяна Белова, Виктор Трубников.
Затем участники фестиваля знакомились с создателями литературного клуба «Хорошо».
В 2009 году Елена Малая и Анастасия Далок шли по набережной Салгира и думали: «Сколько в Симферополе пишущих людей? Как хорошо было бы объединить их». И родилось «Хорошо».
И уже осенью 2011 года прошёл первый фестиваль клуба - «Шорох». В нём было 60 гостей, 30 участников шорт-листа. По итогам конкурса был издан альманах: с одной стороны «Шорох», с другой – «Многоточие».
1-е место занял Валентин Зорко, 2-е Юлия Шипова.
Лауреаты читали свои напечатанные в альманахе стихи.
Сергей Стойко: «Ты лежишь на кровати – грудой мыслей» - новое виденье, неожиданные ассоциации…
«И только бы царапины от пуль
Не стали подписью к родным портретам» - терроризм набирает обороты во всём мире. Смерть может настигнуть человека на каждом шагу. Жить – каждой секундой, любить и хранить любовь - непрестанно, ибо можно не успеть ничего.
Гостем фестиваля стал Богдан Аулин, он исполнил песню «18-12» - «Пожаром пылает Москва. Ты ждёшь Пирогова, но ему ещё нет и трёх лет». Это о войне с Наполеоном. О кровавом зареве, которое невольно могло вдохновлять поэтов…
Вторая песня посвящена классовым противоречиям.
«Я покажу тебе рабочие движения.
Мы касками выбьем из асфальта искры»
Третья песня – про 90-е. «Из спячки вставали и люди, и танки» И вспоминает автор людей той эпохи: Сергея Супонева с его «Джунглями», Джахара Дудаева, Влада Листева – «Ты меня убиваешь спокойно и тихо, как в подъездах братва. Стреляй – тебя не найдут!» «Я верил тебе, как сберкассе, АО МММ» «Я был для тебя – дешевле ваучера… Всем – добра, пацаны!»
И коронным номером Богдана звучит песня о Ленине. О нём снова поют. И о том, что отнял когда-то у алфавита ять, и календарь перевёл на две недели вперёд и незабвенное: «Караул уже устал! Попрошу покинуть зал!»
Вне конкурса прочитала свои стихи о счастье Катерина Леско, приехавшая из Севастополя, чтобы поучиться мастерству: «Где же счастье? Наверно, в мечтах?
Счастье в зелёных заснеженных кронах.
Счастье то, что судьбою назначено!»
И следующее: «На сердце – рана рваная. Любовь она – фальшивая»
Ещё один поэт вне конкурса прочитал своё обращенье ко Всевышнему: «Научи мыслить вширь и кверху».
А в конце звучали стихи московского поэта Дмитрия Веденникова:
«Потому что стихи не растут как приличные дети,
а прорастают ночью, между ног,
и только раз рождаются в столетье
поэт-дурак, поэт-отец, поэт-цветок.
«Здравствуй, — пишет мне Лена, — я серьезно больна,
И у меня нет жизни в запасе.
Завтра у меня химиотерапия.
Однако я постараюсь выжить, я буду бороться…
А вот человек (пригревшийся на раскаленном камне), несколько лет
нёсший возле меня свою добровольную гауптвахту,
с переломанной в детстве спиной,
сам похожий на солнечную саламандру,
на моё неизменное: «бедный мой мальчик»,
отвечавший — 
«нет, я счастливый»...
Да, те, кому не повезло, особо чувствуют прелесть жизни, особо понимают смысл дружбы и нуждаются не в помощи, а в том, чтобы самим оказать кому-либо помощь…
Андрей Грязов подарил клубу «Хорошо» макет «Каштанового дома», украшенного киевскими каштанами, чтобы оставить здесь частичку своей души, как монетку в море, чтобы вернуться снова.