20-21 ЛГ удаляется за кулисы

Альберт Эль
История была рассказана, в стаканах таяли кусочки льда, плескаясь в недопитом апельсиновом соке. Тигран задумчиво разглядывал свою сестру. Только что она поведала ему о неком существе, которое летает, верит в чудеса, обожает загадывать ребусы и умеет что называется "управлять этой грешной реальностью". Серьёзное лицо Тиграна как-то странно совмещалось с его экзотической причёской, и Тая улыбалась. Она не скрыла от брата ничего и, наверное, рассказала даже то, что сама себе не хотела говорить.

- И ты в него влюблена, так? - уточнил Тигран, подумав.

- Это не подходящее слово, - мягко поправила Тая, - Просто... я люблю его так, как маленькие девочки любят ангелов. Я простодушно им восхищаюсь, безоглядно привыкаю к нему... а ведь нет наркотика сильнее, чем чудо. Это сильнее любой человеческой любви. Увидев раз, почувствовав, осознав на своей шкуре, что такое чудо, ты уже никогда не смиришься с тем, что этих чудес больше нет.

- То, что ты о нём рассказала, напомнило мне один случай в детстве. В детстве я очень хотел братика. Помню, шёл с мамой по улице и канючил, мол, роди братика, роди братика... Вдруг подходит к маме какой-то тип. Лохматый такой. Я ещё, помню, испугался. Подходит и говорит, что, хотя братика у меня не будет, но у меня будет сестричка, которую мне придётся защищать и, самое главное, верить ей. Солнечно так улыбается и уходит. Этим же вечером моя мама узнала, что беременна...

Тая молчит. Улыбается. Всё становилось на свои места, реальность больше не выглядела такой чудовищно чужой. И, как и в первый день встречи с ЛГ, по столику бегали солнечные зайчики. Стояла тишина. В кафе было людно, но как-то очень спокойно. Тая вдруг выдохнула, отодвинула от себя стакан и сказала совершенно твёрдо, поправив очки на носу:

- Я бросаю институт.

Долгий взгляд бросил на неё Тигран. Он знал эту интонацию в голосе сестры. С этой же интонацией Тая сказала в пять лет, что пойдёт в первый класс, с этой же интонацией она сказала когда-то, что всю жизнь посвятит поиску истины... В общем, отговорить её можно было попробовать. Но с тем же успехом можно было попробовать договориться глухонемому партизану с ползущим на него танком.

- Ты приняла это решение прямо сейчас? - спросил со вздохом Тигран.

- Я приняла его давно, - сказала Тая, вспоминая последнюю запись в своём дневнике, - Просто я прямо сейчас впервые произнесла это вслух. Даже страшновато...

- Ты настоящая бестолочь, - широко улыбнулся Тигран, обнимая сестру, - Но я тебе завидую.

- Почему?

- Ты сумасшедшая... Когда ты сообщишь о своём решении родителям?

- Выйдем из кафе, приедем домой и сообщу, - пожала плечами Тая.

- У нас никто никогда не оставался без высшего образования, - прищурился Тигран, - Все заканчивали и заканчивали неплохо. Для мамы и папы то, что ты учишься в одном из самых престижных заведений Питера на физмате, находясь в списке самых талантливых учениц, повод гордости. И потом - ты же сама выбрала этот путь. Поясни своё решение?

- А. Всё очень просто... Мне скучно, - улыбнулась Тая, - Понемногу, все, кто учатся на физмате, попадают под влияние догм. Правил. Для них некая теория, которая признавалась всеми потомками, перешла в разряд непогрешимости, хотя... вывел теорию один чеовек. Например, у теории относительности ведь тоже есть предел. В определённых случаях она даёт неверные предсказания. Это, конечно, вовсе не значит, что теория не верна, но... я заметила, что когда указываю на такие вот "погрешности", я натыкаюсь на своего рода агрессию. Даже числовой ряд вовсе не так незыблем. Есть, например, теории, которые постулируют о совершенно иных свойствах порядка числового ряда, где он вовсе даже не бесконечен. У нас есть геометрические и математические аксиомы, которые прекрасно работают, но всегда есть грань, некая область, за которой те или иные правила не работают. Принять это сложно тем, кто уже мыслит догмами, понимаешь? А таких вот заносчивых типов у нас на физфаке большинство... Им не понять, что наша видимая вселенная составляет меньше процента от всей вселенной. И мы будем строить наши теории и предположения на основе этой крошечной части? Так всё и бывает. Это проблема не только научного эгоцентризма, но и детского, слепого эгоизма человечества в целом. Мне кажется, что Юрий Сергеевич был бы со мной согласен хотя бы отчасти...

- А кто такой Юрий Сергеевич? Ещё один твой друг? - спросил Тигран осторожно. Тая посмотрела на брата так, словно он только что взглянул на икону и спросил, что там изображена за тётка с ребёнком. Затем она сокрушённо покачала головой и сказала, смеясь:

- Для меня, несомненно, было бы честью, если бы Юрий Сергеевич Владимиров был мне другом, но это, увы, невозможно...

- Ааа... тот самый физик, чьими книгами ты зачитывалась ещё в десятом классе, - протянул Тигран, втягивая голову в плечи, - Ну извини-извини. Я как-то думал, что у девушек нынче другие кумиры.

- Ну, это же я, - махнула рукой Тая, - У меня всё кувырком...

- Тогда идём, - Тигран протянул официантке счёт и добавил сестре, - Я буду стоять рядом и смотреть, как тебя четвертуют.

- Как это мило с твоей стороны...

- Знаешь, - вдруг подала голос Тая, когда она с братом уже подходила к подъезду дома, - это странно. Вроде, ничего особенного - я просто бросаю университет. Но у меня впечатление, что я слышу, как задвигались невидимые механизмы, как небо словно прислушалось ко мне, замерло, как зашевелились тоненькие нити в пространстве... Словно Арахна - паук судьбы - неумолимо вьёт новую нить, а система мира немного сдвинулась, как сдвигаются железнодорожные пути, меняя маршрут поезда...Это захватывает. На какое-то мгновение я оказываюсь в центре собственного мира.

- Вот и отлично, - легкомысленно улыбнулся Тигран, - И ничего не бойся. Я заступлюсь, если что.

На Таю никогда не ругались родители. Почти никогда. Главным образом, потому, что Тая всегда была "правильной". "Правильной" с той позиции, с какой смотрят на это понятие большинство заслуженных педагогов, благовоспитанных и не очень мам и пап. Тая была такой по собственному желанию. Сама приняла решение учиться, сама захотела стать отличницей, сама выбрала университет и сама туда поступила. Мама и папа очень гордились своим чадом, впрочем, не переставая ставить ей в пример её же парня. А всё потому, что, поступив, Тая понемногу стала понимать, что... "что-то не то".

Изменения должны были наступить, и они принесли с собой шальной ветер. Тот самый, который сопровождает с одинаковым энтузиазмом бродяг, поэтов и сумасшедших учёных.

Это была совсем не та судьба, которую пророчили Тае родители...

- Я, в общем-то, всегда была озадачена тем, что её переходный возраст прошёл слишком гладко. Видимо, это было не к добру... - сказала мама после долгой паузы. В гостиной воцарилась тяжёлая тишина. Тая задумчиво смотрела за окно, где к земле склонял кроны тоненьких деревьев сильный ветер. Этот ветер наверняка пришёл с Невы... "Вот бы сейчас на набережную".

- В общем так, - отец откашлялся и утешающе погладил по плечу мать, - В нашей семье никто и никогда не нарушал традицию. Мы происходим из дворянских семей. У нас в роду много историков, писателей и математиков. Вот, твоя бабушка, например, получила два высших образования. Мы не сомневались, что с твоими интеллектуальными данными ты очень быстро достигнешь должных высот. Тайгета, - строго сказал отец, включая в полное имя Таи ещё и греческое наречие, - есть вещи, которые от нас не зависят. Есть вещи, которыми приходится жертвовать ради блага рода, семьи и будущего своих детей. Каждый человек, будь то юноша или девушка, свободно выбирает, чем он будет заниматься, но он обязан добиться победы, обязан добиться признания со стороны социума и принести славу для своих потомков. Я не хочу, чтобы ты, подобно безмозглой нашей молодёжи, забывала свои корни и свою историю. Я уверен, что на такое безумное решение тебя сподвигли трудности, о которых ты можешь нам поведать. Я, как отец, выслушаю тебя и пойму. И дам совет. Мы все поддержим тебя...

- Отец, - взволнованно произнесла Тая, - Я никогда не забывала, кто я такая по роду. Никогда не уставала благодарить Бога за то, что он дал мне таких замечательных родителей. Я клянусь, что принесу новые достижения для потомства и сделаю всё, чтобы быть признанной по достоинству, но... это второстепенное. Первично - само лишь знание. Университет - отнюдь не средоточие истины, увы. А признание в нём далеко не всегда зависит от твоих талантов и качеств. Я хочу порвать порочный круг и принести славу в нашу семью путём саморазвития, путём создания чего-то нового, не загрязнённого нынешними научными стереотипами. Для этого мне понадобится много времени и ваша поддержка...

- Это позор, - тихо прошептала мать, - позор... Тая, неужели, ты ещё не выросла? Ты всё ещё веришь в эти сказки о возвышенном истинном знании? Верь, но эта вера и мечта не должна мешать тебе жить на этой земле в согласии с её законами. Не теряй головы. Жизнь отнюдь не полна чудес, девочка...

- Я уже приняла решение, - спокойно сказала Тая.

Отец нахмурился. Человек он был спокойный, меланхоличный, как потухший вулкан, но теперь этот вулкан пробудился...

- Ты всегда была гордостью нашей семьи, - мрачно пробормотал он, и Тая поёжилась от слова "была", - Ты подавала надежды. А теперь ты в высшей степени безответственно и позорно предаёшь тех, кто в тебя верил. Ты наносишь не только себе непоправимый вред, но и тем, кто дал тебе эту жизнь, которую ты собираешься бездумно растратить на всякие глупости... Вот что. Ты отправляешься в Москву. В ближайшее время. Поживи там, повыкручивайся без учёбы и работы, а потом сама приедешь. Мы сделаем всё, чтобы тебя приняли обратно. Декан твоего факультета стал мне другом и то, что ты уходишь, станет для него ударом... Бедный старик, у него так мало хороших учеников.

- Это несправедливо, - не выдержал Тигран, - Ты жалеешь декана вместо того, чтобы поддержать дочь, которой нелегко далось это решение. Подумай, быть может, ты не всё знаешь о своей дочери... Ты не знаешь...

- Верно, - прервал его отец, - Моя вина. Я совсем не знал своей дочери и слепо доверялся ей. Зря...

- Действительно, зря, - тихо произнесла Тая и добавила, - Простите, что не оправдала ваших ожиданий. Несомненно, мне и правда будет лучше уехать и получше на своей шкуре опробовать жизнь. Посмотрим, достоина ли я выбора, который пал передо мной.

- Тигран, - строго сказала молчавшая до этого и белая от досады и гнева мать, - Что бы я никогда не слышала о том, что ты как-то помогаешь ей.

Сын кинул на неё несколько разочарованный взгляд, кротко склонил голову и произнёс:

- Я никогда не смог бы пообещать вам подобных вещей. Простите.

Крепко обняв за плечи сестру, он вывел её в коридор. Там они оба стали обуваться.

- На набережную, да? - тихо спросил Тигран.

- Ага, - ответила Тая и слабо улыбнулась, а потом вздохнула, - Удел воина - одиночество.

- К чему это ты? - спросил Тигран, когда они оба уже спускались по лестнице.

- Людьми правят рамки и стереотипы, которые привиты к ним с ранних лет, - пояснила Тая, - Без них никак нельзя. Это не плохо, ни хорошо, но во всём нужно знать меру. Излишняя стереотипность отличается от принципиальности. Я понимаю это. Но им это уже не понять и, отчасти, в этом нет их вины. Я ожидала нечто подобное. Однако, выходит, что теперь я оторвана от семьи... Потому вдруг и вырвалась фраза - удел воина - одиночество.

- Офигеть, как ты любишь эпично-пессимистично- фатально-пафосные моменты, - фыркнул Тигран, - Как ты умудряешься быть такой занудой двадцать четыре часа к ряду, ума не приложу.

Тем временем, когда сестра и брат через детскую площадку направлялись к метро, с крыши за ними наблюдали двое - девушка в красном платье и лохматый брюнет.

- Ты опять забыла убрать уши, - напомнил ЛГ. Девушка никак не отреагировала, хотя пошевелила огромными кошачьими ушами. Наконец, она произнесла:

- Ведь это твоя вина. Ты несёшь ответственность за её боль.

- Я разделяю эту ответственность. Но я ею не манипулировал. И не ожидал, что всё произойдёт так быстро. Она умнее, чем я думал... - ответил ЛГ, - И слава Богу. Ей же лучше.

- Мне надоело, - вдруг сказала Кошка, поворачиваясь к ЛГ и невозмутимо сканируя его чёрными, непроницаемыми глазами, - Следи за ней сам. Хотя это и не обязательно. Не могу понять, почему ты сам за ней следишь, если мог бы время от времени справляться о ней на расстоянии...

- В мире осталось очень мало развлечений, - вздохнул ЛГ.

- Если тебе ещё нужны развлечения, значит, ты ещё более человечен, чем я предполагала, - склонила голову на бок Кошка, - Впрочем, наверное, это никому не вредит, верно? Ты знаешь, где меня найти.

Большая, чёрная кошка, ловко прыгая с балкона на балкон, важно пошла куда-то за дом и скоро совсем пропала из виду.

- Послушай... - слова Таи проглатывал ветер, который действительно дул с Невы, - я поеду одна.

Тигран молчал.

- Я правда поеду одна, - с нажимом повторила Тая, - Это мой урок, моё испытание, - при этом её маленький силуэт как-то весь гордо вытянулся.

Тигран снова ничего не ответил. Ветер так же молча трепал разноцветные пряди его шевелюры.

- Скажи, если человек поступает, как эгоист, он ведь вполне может ожидать, что и по отношению к нему так же поступят, верно? - вдруг спросил Тигран.

- Конечно, - кивнула Тая, - А почему ты вдруг спросил?

- Историкам иногда свойственно рассматривать человечество, как одного человека. Глубоко эгоистичного человека, - загадочно произнёс Тигран.

"Ну, вот. Теперь он окончательно похож на ЛГ...", - растерянно подумала Тая, но вслух сказала:

- Съездишь со мной на Московский вокзал за билетами?

***

Каждый путешественник имеет свою, обычно, неповторимую манеру знакомства с городом. Это как фирменный вид рукопожатия. Новые места приветствуют путника с любопытством, принимают в свои объятия... И тогда начинается история Человека и Города. Когда-то истории грустные и скучные, когда-то странные, а когда и забавные. Начинается это знакомство ещё в поезде. Со стакана чая в металлическом чехле, о который постоянно обжигаешься; начинается это с неповторимо меланхоличного вида из окна. Когда поезд тронулся с перрона, Тае было впору реветь, но, спустя пару часов, она с удивлением обнаружила, что ей вроде как и незачем плакать. Словно тяжкий груз упал с её плеч. С облегчением выдохнув, Тая вытащила из рюкзака новую книгу Доронина о квантовой нелокальности. Найти её было нелегко, так как книга носила специфический характер. Словно она была специально написана для физиков-волшебников. Это такие чудаки, которые, даже будучи профессорами, остаются детьми. И вот Тая удобно устроилась у окна с книгой и яблоком в руке. Она настроилась почитать внимательно и с удовольствием. В окно стучался дождик, мерно стучали колёса, в вагоне было малолюдно, ибо поезд ехал в будний день и очень рано утром. Внезапно до ушей Таи донёсся женский смех. Слишком громкий. "Одна из тех, кого не волнует, есть рядом кто-то или нет", - меланхолично дёрнула бровью Тая и спокойно одела наушники, включив ненавязчивую музыку Дебюсси. И всё бы хорошо, но...

- Простите, у вас не найдётся влажных салфеток?

Тая отодвинулась от навязчивого прикосновения - кто-то тронул её за плечо. Судя по голосу, это и была смеющаяся девушка. С выкрашенными в голубой волосами и "нашпигованная металлом", она была, скорее, раздета, чем одета. "Ну, я всё понимаю. У человека принципы, закидоны, стиль и всё такое... но. В центре носа зачем пирсинг делать? Аля, "у меня модный прыщик"?" - подумала Тая, но полезла в сумочку за влжными салфетками. В конце концов, какое ей дело до стиля этого человека? Ей удобно - и слава Богу... Но.

- Ия, дорогая, где ты там? - и из-за плеча этого металлического чуда высунулся нос Тиграна. Тут этот нос столкнулся с суровым взглядом Таи и пробормотал (не нос, конечно, а его владелец):

- Не, ну... я и подождать могу... Не торопись. И, вообще, мне в туалет захотелось...

Глаза Таи сузились:

- Не удивительно, что захотелось. Стоп. Куда пошёл? Можно подумать, ты не знал номер вагона, в котором я еду...

- Тигран? Что происходит? - усмехнулась Ия.

- Милая, подожди меня на месте. Это моя сестра, и она сердита.

Тая кивнула в знак того, что она совершенно солидарна с братом. Ия пожала плечами:

- А. Семейные траблы...

И ушла.

- Послушай, - мягко сказал Тигран, - Тебе не кажется, что ты поступила очень эгоистично?

Тая оторопело подалась назад, а её брат вздохнул, сел рядом с ней и взял у неё из рук застывшие влажные салфетки. Потом деловито вытер руки и усмехнулся:

- Не понимаешь, да? Святая простота... Сколько лет мы не виделись? Я скучал. Я понимаю, что ты наплевала на институт, товарищей, не попращалась с Артёмом, который не находит себе места, перессорилась с родителями, но... ты совсем забыла про меня. И я решил отплатить тебе той же монетой. Эгоизмом. Это справедливо, что я поступаю так, как захочу, верно? Заметь, я ни разу не пообещал тебе за тобой не ехать, так что я не лгал. Кстати, знаешь, откуда взялось выражение "святая простота"? У этого выражения очень мрачная и ироничная присказка. Мартин Лютер был врагом церкви и был в изгнании, спасая свою жизнь и занимаясь своими церковно-научными трудами. ведь церковь тогда имела прямое отношение к науке, хотя и не явное. Инквизиция сжигала определённый контингент людей под предлогом "колдовства": это были заразно больные, слишком много знающие люди, люди, опасные для властей. Знания этих людей забирала себе церковь, но народ их не получал. Так произошло в случае с Лютером. Церковь обманула его, пообещав нечто вроде примирения, по крайней мере - переговоров. И Мартин поверил. Но когда он прибыл, его схватили и, спустя некоторое время, предали костру. Есть легенда... Посмотреть на то, как соберутся жечь Мартина, собралось достаточно народу. Было пасмурно, и хворост почему-то то ли плохо разгорался, то ли медленно. В общем - не шло дело. И тогда какая-то старушка подкинула в костёр то ли поленьев то ли хвороста. Мартин усмехнулся и сказал, глядя на неё: "Святая простота...".

Наконец, Тигран замолчал, глядя за окно, по которому плелись дождевые ручейки...

- Не факт, что я рассказал это достоверно. Я очень давно слышал эту историю, - внезапно грустно улыбнулся Тигран, - Не обижайся, Тая, но, если бы я остался в Питере, я поступил бы как та старушка, которая интуитивно хотела помочь, но сделала наоборот. Это очень жестокое сплетение событий... я не хотел быть игрушкой в их руках. Лучше быть эгоистом.

Тая смотрела на брата, не отрываясь, и крупные слёзы покатились по её щекам. Она не плакала, когда тронулся поезд, она уже решила, что плакать ей не хочется, но, как и в детстве, она сидела, уткнувшись Тигруну в плечо.

- На самом деле... у меня коленки дрожали, когда я говорила с родителями, и я думала, что умру, когда поезд двинулся с места. Мне было так страшно! И я чувствовала себя такой виноватой!

Выплакавшись, тая взглянула за окно уже, скорее, по привычке, которая быстро вырабатывается у пассажиров поезда. На небе торжествующе сияла двойная радуга. Хорошее начало знакомства.

А спустя ещё восемь часов...

- А что это? Это Останкинская башня? Офигеть! Так, она на окраине города находится? - и позже... - Вау! А это высоченное здание с красными буквами Ж/Д - это главный офис железнодорожной сети России? Ух, ты, как тут много небоскрёбов!

И ещё много вопросов и восклицаний в таком духе, на которые она и не дожидалась ответов. Бывавший в Москве и не раз Тигран с умилением и смехом наблюдал за сестрой.

На вокзале их встретили многочисленные таксисты, предлагавшие свои услуги, торговцы сим-картами, множество разномастных встречающих, ожидающих. Вокзал был огромный, шумный и энергичный. Москва встретила Таю во всей своей уверенной красоте, бесшабашной вульгарности и небрежном высокомерии... Этакая противоречивая, избалованная красавица.

- Вау! Какое тут небо, Тигран! В Питере оно тоже очень очень красивое, но тут оно... как бы выше.

- Это так кажется из-за географиечского расположения, - улыбнулся Тигран, - Хотя ты и не так далека от истины. Ну, быстро протискиваемся в метро!

Когда Тая увидела карту метро, она присвистнула:

- И как они только живут в этом муравейнике?

- Ничего. Привыкнешь, - усмехнулся он, - Кстати, где ты собиралась остановиться в Москве?

- Я нашла пару адресов общежитий, где можно было бы пожить пару дней, пока я бы не нашла работу, - сказала Тая, вытаскивая из нагрудного кармана листочек с телефонами и адресами. Тигран пробежался по адресам глазами, вздохнул и выбросил листочек.

- Эй! - возмутилась Тая.

- Зачастую, люди выбирают общежития "на пару дней", а потом десятками лет оттуда не выбираются. В Москве очень трудно устроиться... А эти общежития у чёрта на куличиках - не самое безопасное место для симпатичной, наивной девчушки вроде тебя, - споойно сказал Тигран.

- И куда поедем? - надулась Тая.

- Когда я заканчивал университет, у меня уже были полезные знакомства, - улыбнулся Тигран, - Сын декана был моим хорошим другом, а с его сестрой... в общем... с ней я тоже был знаком. Так вот, - Тигран сделал вид, что не заметил ехидной улыбки Таи, - у него есть однокомнатная квартира, которую он сдавал. Денег у него навалом, но что-то с квартирой делать надо, поэтому он занимался сдачей квартиры. Вернее, пробовал её сдавать. Почему-то у него получалось фигово. Если бы я остался учиться и жить в Москве, он был сдавал мне квартиру за пол цены, но я уехал в Штаты, поэтому дело у него всё ещё стоит. Так что поедем туда... Я уже обо всём договорился.

- Что бы я без тебя делала? - печально поникла Тая.

- Что-что... опять заработала бы чудесных приключений на свою чудесную мадам Сижу... - проворчал Тигран.

Тае было понятно, почему квартиру было так трудно сдать. Она находилась в новостройке-многоэтажке недалеко в районе одной из центральных станций метро - "Полянка". Снимали эту квартиру, в основном, туристы или молодые пары, но не надолго. Цена на эту однокомнатную квартиру кусалась, да и не всякий хотел жить на двадцать первом этаже...

- Своё знакомство с городом начну с книжных магазинов, - восхищённо улыбнулась Тая, выйдя из метро и наткнувшись взглядом на двухэтажный, книжный магазин.

Тёплый, июньский вечер нежно обнимал небо, распахнутое для Таи с высоты двадцать первого этажа. Загорались фонари. Тая видела с балкона Кремль, знаменитый храм Христа Спасителя, сдание то ли гостиницы, то ли МГУ...

"Завтра начнётся новый день. Вот бы найти себе любимую библиотеку", - сказала себе Тая. В самом деле, чем не способ познакомиться с Городом?