Воспитательница Орлика

Сергей Лелеко
    Как только удаётся встретиться с человеком, хлебнувшим военного лихолетья в детстве, так и хочется послушать, вдуматься и понять – как же люди тогда могли перенести такие лишения и испытания, и при этом сохранить душевные и физические силы для множества свершений в мирной жизни, стать профессионалами высшей пробы в тех или иных направлениях деятельности на благо общества… Понять и рассказать об этих людях – а вдруг это кого-то удивит, заставит задуматься о чём-то важном в жизни, считаю своим долгом.  Потому, что ничего лучше, чем делало старшее поколение, сделать нельзя…

      Вот и Антонина Васильевна  Гладкова, моя жизнерадостная собеседница, из того самого поколения людей, вернее детей войны, своими трудами и худыми детскими ручёнками, видевшими абсолютно всякий тяжкий сельский труд в колхозах, приближавших великую Победу нашей страны в борьбе с немецким фашизмом…

       Сейчас она рассказывая посмеивается – как, мол, всё было тогда просто – работай, работай и работай – может быть, дадут немного зерна или разрешат взять немного молока… Вдумайтесь, современники – семья, в которой четверо постоянно голодных детей с родителями, которые не в состоянии их прокормить из-за отсутствия еды… Это в голову не лезет: но старшее поколение, в своём большинстве, прошло через это.

    …Семья Гладковых жила в деревне под Ишимом. До войны кое-как концы с концами сводили, а все дети с малолетства приучались к работе. В семилетнем возрасте Тоня пошла в школу, но только зимой – летом все дети работали в колхозе. С началом войны стало труднее: старший брат ушёл на фронт где пропал без вести, все младшие – братик и сёстры умерли. Мама была едва живая, и Тоне в десятилетнем возрасте было поручен уход за коровами, их дойка и сдача молока «на молоканку» - два ведра надо было отдавать ежедневно. Себе разрешалось оставить один стакан молока…А ещё ей было поручено… ростить  (как принято говорить в тех краях, с ударением на первом слоге) и откармливать  молодого коня Орлика, причём не как-нибудь, а для службы в Красной армии – не больше, не меньше!   «Да как же мне-то с ним справиться, мне ж только десять лет…» - запричитала было девчонка, но бригадир отвечал, мол, ничего, справишься – большая уже!

        И вот с раннего утра – к сараю; а он, умница, уже слышит, тихонько ржёт – отвечает  и  понимает – поведут на водопой – это была первая обязанность малолетней воспитательницы.  Орлик самостоятельно подходил к завалинке, чтобы  Тоня могла забраться ему на спину, и они топали  несколько километров на озеро Черёмуховое, на водопой.  В этом была его главная обязанность – расти, а не работать.  Стоял в воде пока не напьётся, а потом уже сопровождал свою воспитательницу назад. С Орликом девчонка Тоня очень сдружилась: понимали друг друга без слов.

         В 1944 году верного друга  «призвали» на фронт, после чего, конечно, уже не вернули…

             В то время в деревнях Ишимского района было много эвакуированных жителей оккупированных районов страны. Жилось им, конечно же, трудно. У всех были дети, заработать было негде. Часто просили молочка и, конечно, людей выручали. Взамен девчонке перепадали кое-какие вещи – трусишки, штанишки. Босым  и раздетым сельским детям такое в то время и не снилось…

      Труды сельские детям часто разнообразили: приходилось, например, лопатить зерно, чтобы оно не горело  и не гнило в буртах. Самая тяжкая не только для детей работа; а ещё зерно сортировали, приходилось крутить ручную веялку. Каждое зёрнышко было на вес золота: нельзя ни одного было взять, да и урожаи были плохонькие; но они, всё-таки, были. И весь сохраняли – «Всё для фронта, всё для Победы» - этот лозунг  в головы  детей был буквально вбит…

     Снова улыбается моя собеседница – вспомнила смешной, по её мнению, случай. Работала детвора на уборке гороха. Ну, кое-как с полем справились, а бригадир и спрашивает: «Ну что, девчонки, выполнили задание?».  Они в ответ хором : «Даааа!».  «Ну, молодцы тогда; а в штаны-то себе гороху натолкали?», спрашивает.  «Дядя Федя, да у меня и штанов-то нету…» - обиделась Тоня.

   Так было, так жили-выживали, и ещё родине отдавали все свои немощные, детские силёшки – как все, по-видимому, дети той огромной, но нищей страны.  И абсолютно точно то, что без труда этих  колхозно-совхозных малолеток и их голодных матерей, которые кормили Красную армию, Победа была бы невозможна.  При всём уважении большого вклада стран антигитлеровской коалиции в продовольственное обеспечение Советского Союза…

      Так всю войну и выдюжили – трудились и не сломались, дети и взрослые, не годные для службы в армии,  получая только «палочки» за отработанные трудодни.  Т.е. настоящий «пшик» за свой бесплатный труд на благо своей любимой родины. Выжили только потому, что не отобрали корову…

       Итак, зима – в школе, лето – в колхозе: так работали все дети. А после окончания войны оказалось, что подрастающей молодёжи работать негде. Как, впрочем, и многим взрослым людям тоже.  И вот однажды  в Ишиме Антонине повезло – её взяла в детский сад на работу директор Бронникова. Место было временное, на время декретного отпуска основного воспитателя. Очень понравилась работа воспитателя Антонине, и дети её сразу полюбили, да и директору понравилась очень добросовестная и трудолюбивая девушка – подросток. Тут её заметила  директор детского садика Свердловской железной дороги,  быстро рассмотрев  те душевные и профессиональные качества и навыки, которые так нужны тем, кто работает с малышами.  Попросила её у своей коллеги на постоянную работу – так и началась, вернее,  продолжилась педагогическая деятельность нашей героини; только уже с детьми, а не с жеребятами…

     Так потихоньку и становится смыслом жизни, судьбой, работа, о которой человек и не мечтал никогда – так и у Антонины Васильевны случилось. Конечно, и выбора тогда не было, но было желание учиться, работать с детьми, стать профессионалом в великом деле воспитания подрастающего поколения.

     Со временем, сдала методики, прошла курсы, училась в ВУЗе в Красноярске. Оказалось, что её на месте работы уже с нетерпением ждали – и директор Рудковская, и педагогический коллектив детского садика Свердловской железной дороги, которому она и отдала весь свой опыт, душу и долгие годы работы. Была воспитателем, досконально освоив эту трудную и наиболее важную ступеньку педагога-профессионала дошкольного воспитания.  Затем тридцать лет заведовала этим учреждением дошкольного воспитания. Сколько труда и души, времени и нервов, старания и изобретательности  вложила в свою работу Антонина Васильевна Гладкова, думается,  измерить невозможно. Есть тысячи её воспитанников – можно спросить у них мнение об этом преданном детям человеке, есть Почётные грамоты и мнения начальников…

     Говорят, что на тех, кто тянет – на тех и возят. Справедливо вполне, как раз про Гладкову: много лет она, как наиболее опытный и авторитетный специалист, несла дополнительную, т.е. общественную по нашим современным понятиям, нагрузку – была внештатным инспектором дошкольных учебных заведений по Ишимскому узлу Свердловской железной дороги. Ей доверяли контроль работы других таких же руководителей, хотя времени на это никто выделять, почему-то, не подумал.  Она работала и за себя, и за какого-то «дядю»…

     Однажды, когда такой «дядя» - инструктор отдела учебных заведений дороги  Шувалов И.А. всё-таки прибыл, и стал поначалу удивляться тому, что директор уже в 7 утра на рабочем месте, Антонина Васильевна сказала ему о том, что это у неё уже рабочее время.   Уже требуется контроль за приготовлением пищи, внутренним порядком, да и за тем,как идут спортивные занятия  с детьми под музыку – тоже.

     Конечно, вздыхает моя собеседница – иногда было сложно. В основном, с людьми: не любила всю жизнь лентяев и недобросовестных людей и, следовательно, таких не задерживала. С детьми могут работать только особые люди, а не все, бывало, это понимали… Поэтому, конечно, уважали, поощряли. Хоть и не сразу после Великой Отечественной войны, но, всё-таки, дали звание «Ветеран трудового фронта»…

      Сейчас этот светлый, добрый и жизнерадостный человек, отдавший всю свою жизнь воспитанию детей, на абсолютно заслуженном отдыхе. Не герой труда вообще, и педагогического – в частности. Здоровье, конечно, уже не то – но поговорите с ней о жизни и работе, и сразу поймёте: Антонина Васильевна  -  истинный знаток педагогического  труда, у которого нет профессиональных секретов – приходите, и всё узнаете. Если нужно. Жаль, что сейчас такой опыт уже не востребован…