В тренажёрном зале

Сергей Кубасов
В небольшом, хорошо оборудованном тренажёрном зале звучала бодрая «попса», слышалось позвякивание металла и периодически возникающие диалоги на тему: как правильно «качаться», питаться и т.п. Тренирующихся было мало, да здесь и не бывает много, хотя зал находится в самом центре Киева. Дело в том, что зал ведомственный и посещает его ограниченное число людей.
Мелодичный звонок у входа возвестил о новых посетителях. Сварная металлическая дверь открылась, и внутрь коридора вошли двое. Один невысокого роста длинноволосый шатен был мне хорошо знаком. Это Геннадий. Внешностью он напоминал сурового скандинавского рыцаря средневековья. Вёл он себя всегда предельно вежливо и сдержанно. Иногда аскетические черты его лица озаряла располагающая улыбка. Геннадий здесь не только тренировался, но иногда заменял инструктора. Например, сегодня, поскольку у того недавно родилась дочь, и ему в связи с этим событием, надо было решить много вопросов в семье.
Гена вёл свой, только ему до конца ведомый образ жизни. Главными составляющими в нём были – спорт, здоровое питание, психология, походы в горы и видеосъёмка. Поддерживал его в относительно комфортном состоянии бизнес родителей. В свои 47 лет он не был женат, хотя имел взрослого сына и жил с молодой девушкой, которая ждала от него предложения. Во всей привлекательности и неординарности личности Гены просматривался явный эгоцентризм.
Вместе с ним в этот раз вошёл человек, явно отличающийся от своего попутчика. Это был богатырского роста и телосложения мужчина, довольно-коротко и аккуратно стриженый блондин, в чёрном армейском берете. На вид ему было под пятьдесят. Как-то сразу стало ясно, что этот человек в прошлом имел отношение к воинской службе.
- Алексей, - добродушно и просто протянул он свою широкую ладонь. Мы пожали друг другу руки, и я обратил внимание, что лицо его имеет неестественно-розовый цвет. Скоро я стал думать, что этот человек слегка выпил, но запаха спиртного не чувствовалось.
- Раздевайся, - проходя в зал, пригласил его Гена. Алексей начал было раздеваться, но передумал и сел на лавку у входа. Человек этот располагал к себе, и я решил задать вопрос, возникший у меня в первые минуты знакомства:
- Вы, наверное, служили в морской пехоте, берет носите, как некоторые ветераны?
- Нет. Берет ношу, потому, что люблю береты. Сегодня их носит, кто хочет.
- А я подумал, что вы в память о прошлом, - и на всякий случай добавил:
- Воевали?
- Афганистан, спецназ, 334 Отряд.
Мне приходилось не раз слышать о этом знаменитом отряде войск ГРУ, опалённом огнём войны в спецоперациях на афганской земле. Алексей словно не спешил продолжать откровение.  Он периодически вращал головой, наклонял её из стороны в сторону, делая это медленно с внутренним вниманием.
- Контузия. Да ещё разговор с женой, - после паузы добавил он. – У меня смещены три шейные позвонка, на голову сильно даёт.
- А я подумал, вы немного выпили.
- Нет, это от давления крови. Меня недавно гаишник остановил, тоже подумал, что я выпил, а когда проверил, говорит:
- Вы станьте, отдохните, придите в себя. – А я иногда даже сознание терял.
- С женой долго прожили? - опять решился я на вопрос.
- Шестнадцать лет.
- И что, не выходит помириться?
- Она непримиримая, даже с детьми не находит общего языка. Младший, когда мы с ним занимаемся, даже кричит на неё:
 - Уйди.
И он протянул в мою сторону руку, показывая палец с перстнем:
- Вот, почти весь почернел, это второй раз уже после нашего серьёзного разрыва. А ведь перстень серебряный, я его из Иерусалима привёз. Так серебро не чернеет, посмотрите.
Я стал рассматривать перстень. Ювелирное изделие с христианской символикой действительно выглядело слишком чёрным, и даже, как будто лакированным чёрной краской.
- Может это знак вам, не просто всё так происходит?
- Это её злая энергия. Не могу терпеть уже. Он достал из кармана два цветных билета с изображением каких-то чудовищ.
- Вот, её родители такие же. Водили наших детей в комнату ужасов. Младший пришёл весь перепуганный. Зачем всё это?
А у меня возникли новые вопросы, но я не стал их задавать, чужая жизнь – потёмки, как говорят. Но подумал, что не всё, наверное, так однозначно и просто… Ведь была перед этим длинная жизнь, любовь, наверное.
Алексей, словно ждал дальнейшего общения, возможно, ему становилось легче, отвлекаясь в разговоре от боли и обострившихся личных проблем.
Мои мысли почему-то возвращались к военной теме. Вспомнил далёкую молодость, свою службу в Армии за границей. Это был отдельный разведбат, нас неплохо «натаскивали» тогда. И всё же - это было мирное время. Уволившись в запас, только через два года мы узнали про афганскую войну. Молодые и здоровые, некоторые из нас сами приходили в военкоматы и просились на сверхсрочную в Афганистан. Но тогда ещё путёвки в ад выписывали только призывникам и кадровым офицерам. По крайней мере, в нашем городе. Наверное, нам повезло, Бог уберёг нас от ужасов и смерти на чужой земле. Поняли мы это уже гораздо позднее. Сейчас, рядом с Алексеем всё это всплыло в памяти. Наша речь опять зашла о войне. Мой собеседник, словно снимал невидимый груз с души, и при этом просто и даже как-то обыденно рассказывал:
- Свои задачи мы выполняли ночью, поскольку днём в горах нас могли зажать и уничтожить со всех сторон. Группы из 8 – 12 человек с бесшумным оружием выдвигались в заданный район и до рассвета должны были, выполнив задание, вернуться. Случалось всякое. У нас в районе (он назвал местность) погибло 28 человек. Ребята сражались так, что «духи» нас зауважали.
- Что, и такое могло быть?
- Да.
- А как это проявлялось?
- Они не заминировали не один труп.
- И даже не надругались над ними?
- Нет, порубаны были страшно, но не заминированы. – И я подумал в этот момент: сколько раз ему приходилось вот так бередить прошлое…
- Алексей, в какие годы выпало вам служить в Афганистане?
- В …83 – …85гг. – И он стал рассказывать некоторые подробности боевых операций, вспоминать ребят, оставшихся там навсегда.
- Ване оторвало руку, а он другой рукой продолжал бросать гранаты, смеясь в сторону «духов». Потом встал, поднял уцелевшую руку вверх и пошёл к ним. «Духи» думали, что он сдаётся, а он, подойдя к ним, подорвал себя гранатой, забрав на тот свет несколько боевиков.
Потом Алексей какое-то время молчал, опять вращая шеей.
- И всё же вам повезло, вы остались живы, - нарушил молчание я.
- А у меня в кармане был 90-й псалом, я его всегда перед боевой операцией читал. Когда нас из под Пскова, из «учебки» перебросили в Узбекистан, я на пару дней вырвался к тёте, она у меня там жила. Тётя мне и подарила этот псалом. Кстати, когда я его потерял, в первом же бою получил пулю, попал в госпиталь. Мы тогда «вертушку» с боекомплектом и продуктами разгружали. Жара там неимоверная, пить хочется, а надо быстро. Бросил я гимнастёрку на борт «Урала», а потом сразу не вспомнил, машина уехала, а за ней уже другая встала на разгрузку. Так вот вышло.
Из госпиталя тёте письмо написал, чтобы выслала мне ещё. Я и сегодня ношу 90-й псалом с собой. Алексей задрал куртку, и я увидел в брюках кожаный ремень с выбитыми на нём буквами знаменитой молитвы. Такие ремни продаются иногда в храмах, на православных выставках.
Вскоре наш разговор стал ближе к теме веры, и Алексей поделился, что читает духовную литературу. Например, недавно сильное впечатление на него произвела книга святителя Василия, епископа Кинешимского - «Беседы на Евангелие от Марка». Мне была знакома эта замечательная книга, её я получил в подарок от одного бывшего офицера, прихожанина нашего храма.
Как-то естественно мы перешли к теме спорта, оба  оказались почитателями по-настоящему мужских, а точнее воинских видов физического воспитания - единоборств. Алексей вместе с сыном посещал до недавнего времени спортзал каратэ. Занимался у очень известного тренера. Несмотря на солидный возраст и ранения, выполнял вместе с юными спортсменами все упражнения.
- А я не смущаюсь, не стесняюсь вместе с молодёжью тренироваться. Мне только тренер иногда говорит:
- Алексей Петрович, вам надо посдержаннее, не так усердствовать.
Это он заботится, чтобы я не сорвал здоровье. Последнее время не получается в зал ходить, с этими проблемами, разводом. Но я хочу вернуться.
Чем же вы занимались все эти годы после службы?
- Закончил юридический факультет университета, работал юристконсультом и сейчас работаю.
Моё время истекло, надо было покидать спортзал. И тут на ум пришло оставить этому человеку что-то на память. Порывшись в портфеле, я обнаружил небольшую книжицу, которую недавно приобрёл по совету друзей. Книжица мне понравилась, и я нашёл её очень душеполезной. Она называлось «Инструкция для безсмертных или что делать, если вы всё-таки умерли». Написал её московский священник-миссионер Даниил Сысоев. Год назад его застрелили в своём храме. Но книга очень светлая и наполнена жизнью, надеждой на вечное будущее. Протянув её Алексею, я принял его искреннее, крепкое рукопожатие. Он вышел со мной в коридор, и ещё раз мы пожали друг другу руки. В его глазах светилось добро и благодарность, а в моей душе стало светлее и радостнее от этой неожиданной встречи.

Уже позднее, от Геннадия, я узнал, что Алексей занимается организацией и проведением спортивных олимпиад для детей с физическими отклонениями.

   Киев 2011г.